Религиозная философия в контексте современной европейской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:24, контрольная работа

Краткое описание

Современная религиозная философия представлена широким спектром философских учений. Пожалуй, главными из них являются неотомизм и персонализм.

Содержание

Введение 3
1 Неотомизм 4
2 Неопротестантизм 6
3 Религиозный модернизм 17
4 Переонализм 19
Заключение 21
Список использованных источников 22

Вложенные файлы: 1 файл

РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)
    1. Религиозный модернизм

 

Религиозный модернизм — направление в католическом богословии нач. 20 в., характеризующееся попыткой освободить христианскую веру из-под власти схоластики и догматизма и согласовать ее с данными современной науки и новыми общественно-политическими реалиями. Не будучи организованным движением, религиозный модернизм нашел выражение в работах французских, английских, итальянских и немецких католических авторов. В энциклике папы Пия Χ “Об учениях модернистов” (“Pascendi Dominici gregis”, 8 сентября 1907) их идеи были квалифицированы как “синтез всех ересей”. Суть обвинений сводилась к следующему: модернизм отвергает абсолютный авторитет божественного Откровения, сводя веру к имманентному внутреннему опыту; он признает принципиальное разделение сферы науки и сферы религии и использует современную научную методологию для объяснения возникновения и эволюции христианства и церковного вероучения, в частности, вводя различение Христа истории и Христа веры; такая позиция приводит к отказу от признания учительной роли церкви и соответственно к религиозному индивидуализму; в изучении Священного Писания модернисты используют историко-критический метод, отвергают чудеса, а церковные таинства понимают как внешние символические действия. Религиозный модернизм был осужден также за допущение плюрализма богословских мнений и согласие с принципом отделения церкви от государства.

Модернистские тенденции в католическом богословии нач. 20 в. возникли под влиянием протестантской библейской критики, либеральной теологии и таких мыслителей, как Ф. Шяейермахер, А. Бергсон, А. Ричль, А. Гарнак и др. Папская энциклика указывает на агностицизм и имманентизм как на философские основания религиозного модернизма. Вместе с тем большинство католических модернистов не отказались от веры и не выступали против церковной институции; напротив, они старались вывести религию из-под удара атеистической науки, отдав должное очевидным результатам последней. В споре церковной власти с модернистами проявился конфликт между традиционным христианством и современностью, вызванный невозможностью совместить средневековое религиозное мировоззрение с тем представлением о мире и человеке, которое утвердилось в Новое время. Споры о религиозном модернизме развернулись и в протестантском мире после выступления американских евангелистов-консерваторов, которым ответили англиканские либералы, стремившиеся выразить суть “христианской веры в терминах современной мысли” (“Foundations”, 1912). Протестантский модернизм связан также с провозглашением “социального евангелия” (Social Gospel) и проектом “демифмогизацчи”, с которым выступил Р. Булыпман. Его альтернативой является протестантская неоортодоксия. В русском православии 20 в. своеобразным проявлением религиозного модернизма можно считать движение “обновленцев” в 1920-х гг., стремившихся примирить Евангелие с коммунистической идеологией, а классическим религиозным модернистом — М. Тареева.

Конфликт между традиционным христианским вероучением и современной культурой стал центральным для христианской мысли 20 в. В этом контексте термин “религиозный модернизм” приобрел более широкое значение. Он обозначает стремление представителей разных христианских конфессий снять напряжение между верой и знанием, наукой и богословием, религиозной и секулярной практикой, адаптировав веру к парадигмам современного безрелигиозного сознания и при этом сохранив ее религиозную специфику Ортодоксальные церковные круги выступают против модернизма, обращая внимание на то, что он создает опасность размывания христианской истины и полной утраты веры. Умеренные сторонники религиозного модернизма, учитывая опыт некоторых католических модернистов-радикалов, порвавших с религией или вставших на позиции “безрелигиозного христианства”, стремятся найти философские и богословские основания для того, чтобы сохранить и утвердить возможность религиозной веры при условии принятия методологии и результатов современной гуманитарной науки. Католическая церковь в целом разделяет такую установку после II Ватиканского собора (1962—65), центральной идеей которого стало т. н. аджорнаменто, т. е. “осовременивание” церкви. Таким образом, спустя полвека Ватикан принял и одобрил ряд позиций, характерных для религиозного модернизма, которые в свое время он официально осудил. Религиозный модернизм как феномен характерен не только для современного христианства, термин этот часто употребляют для обозначения сходных тенденций в других религиях.

    1. переонализм

 

Основателями персонализма были американский философ Б.П. Боуэн (1847–1910) и русские  религиозные философы И.А. Бердяев (1874–1948) и Л. Шестов (1866–1938). Идеи персонализма развили У.Е. Хокинг, Е.Ш. Брайтман, Е. Мунье, Ж. Лакруа и др.

 Центральным понятием персонализма  является понятие личности. На  место субъекта, рационализирующего  иррациональный мир, по мысли Бердяева и Шестова, должен быть поставлен человек как последний принцип философии, не абстрактный, понятый как разумное существо человек, а конкретный, чувственно-телесный существующий человек. Единственно достоверный и изначальный факт бытия – человеческое существование. Человек – творение бога по его образу и подобию. Именно поэтому человек обладает возможностью творить, создавать нечто новое. Истинным может быть только религиозное учение о человеке. Все остальные трактовки человека недостаточны, ибо предполагают рассмотрение человека в соотношении с природой и обществом, а не самого по себе. «Понять человека, – пишет Н. Бердяев, – можно лишь в его отношении к богу. Нельзя понять человека из того, что ниже его, понять его можно из того, что выше его. Поэтому проблема человека во всей глубине ставится лишь в религиозном сознании».

 Персоналисты в полном согласии  с естествознанием не отрицает  существование природы до появления человека. Но дочеловеческий мир, считают они, – нечто бесконечно далекое, неизвестное, равное нулю. О дочеловеческой природе можно судить лишь по догадке. Научному пониманию природы персонализм противопоставляет концепцию, согласно которой природа – совокупность духовных «личностей». Над множеством «личностей», находящихся на разных ступенях развития и образующих мир, царит «верховная личность» – бог.

 «Личности и общества находятся  в смертельном конфликте друг  с другом», а двадцатый век вообще является «веком конфликта ценностей». Источник конфликта заложен в самой структуре личности. Мир личности несравненно «больше» мира природы. В духовном мире личности рационально данное как царство рациональных норм, логических, эстетических и религиозных ценностей постоянно борется с нерациональными элементами, удовольствиями, страданиями, необъятным разнообразием ее качеств и чувств. И эта борьба неизбежно порождает социальные конфликты и напряженности. Основная социальная задача поэтому заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы способствовать «духовному самосовершенствованию» личности.

 Вся человеческая история  рассматривается персоналистами  как история саморазвивающегося  персонального духа, стремящегося, по Флюэлингу, к достижению  царства божьего. Смысл исторического  развития – в стремлении освобождения  личности от отягощающего его первородного греха, в неуклонном приближении личности в процессе ее творческой самореализации к царству божьему. Это царство изображается разными персоналистами по разному. Многие из них полагают, что в этом царстве всякое государственное регулирование будет заменено действием нравственных законов святости и любви людей друг к другу.

 Другие персоналисты, например, У. Хоккинг, напротив, придают  большое значение государству, организующему поведение людей в обществе. Но государство, отделенное от религии, считает он, теряет возможность воздействия на мотивацию человеческого поведения. Поэтому церковь должна возвышаться над юридическим государством, быть «госпожой государства».

 Таким образом, персонализм  является не чем иным, как попыткой  конкретизировать христианский идеал личности в условиях современного общества, где над человеком довлеют и порабощают его враждебные иррациональные силы. Однако он, как и неотомизм, способен предложить лишь иллюзорные формы решения как философских, так и социально-этических проблем.

 

Список использованных источников

  1. Борщев, А. В. Профессиональный инструмент имитационного моделирования AnyLogic / А. В. Борщев, Ю. Г. Карпов // «Имитационное моделирование. Теория и практика» ИММОД–2003: Материалы первой всероссийской научно–практической конференции по имитационному моделированию и его применению в науке и промышленности / ФГУП ЦНИИ технологии судостроения. – СПб, 2003. – С. 56–60.
  2. Задачи и модели ИСО. Ч.3. Технология имитации на ЭВМ и принятие решений: Уч. пособие / И.В. Максимей, В.Д. Левчук, С.П. Жогаль, В.Н. Подобедов; под общ. ред. И.В. Максимея. – Гомель: БелГУТ, 1999. – 150 с.
  3. Имитационное моделирование производственных систем/Под ред. А.А. Вавилова.– М.: Машиностроение; Берлин: Техник, 1983.– 416 с.
  4. Максимей, И.В. Имитационная модель технологических процессов на городском транспорте/ И.В. Максимей, В.Д. Левчук, В.Н. Галушко [и др.] // Информатика.– 2006.– №2.– С. 124-134.
  5. Максимей, И.В. Имитационное моделирование на ЭВМ/ И.В. Максимей. – М.: Радио и связь, 1988. – 232 с.
  6. Малинковский, Ю.В. Мультипликатильность стационарного распределения открытых сетей обслуживания со стандартными узлами и однотипными заявками/ Ю.В. Малинковский// М.: Проблемы передачи информации.– 1999.– Т. 35., Вып. 1.– С. 75-89.
  7. Старченко, В.В. Программно–технологический инструментарий автоматизации имитационного моделирования процессов производства услуг: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. техн. наук/ В.В. Старченко; ГГУ им. Ф.Скорины.– Гомель, 2006. – 24 с.
  8. Технология системного моделирования / Е.Ф. Аврамчук, А.А. Вавилов, С.В. Емельянов; под общ. ред. С.В. Емельянова, Калашникова В.В. [и др.]. – М.: Машиностроение; Берлин: Техник, 1988. – 520 с.
  9. Henriksen, J. SLX: Pyramid Power/ J. Henriksen/ Proceedings 1999 Winter Simulation Conference.– S.I.: Addison-Wesley, 1999.– P. 162–169.
  10. Свободная энциклопедия ВикипедиЯ [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org. – Дата доступа: 12.03.2010.
  11. Архив статей по компьютерному и сетевому оборудованию на сайте Atlant // Компьютер бизнес маркет [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.atlant.ru/comar. – Дата доступа: 12.03.2010.
  12. Интернет университет информационных технологий  [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://www.intuit.ru. – Дата доступа: 12.03.2010.



Информация о работе Религиозная философия в контексте современной европейской культуры