Религиозное и атеистическое сознание и их роль в жизни людей
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 09:54, реферат
Краткое описание
Каких-нибудь десять лет назад такие специфические институты, как религия и ее организации, переставали быть факторами национальной общественной жизни, утрачивали свое воздействие на мировоззрение людей. Различные публикации на религиозные темы не вызывали особого интереса у основной массы читателей.
Религиозному сознанию присущи чувственная
наглядность, созданные воображением
образы, религиозная вера, языковое выражение
с помощью религиозной лексики и других
специальных знаков. Все эти свойства
тесно взаимосвязаны и взаимодействуют
друг с другом. Религиозная вера – это
особое психологическое состояние уверенности
в достижении цели, наступлении события,
в предполагаемом поведении человека,
в истинности идей при нехватке достоверной
информации. В ней содержится ожидание
осуществления желаемого. Вера выступает
важным фактором интеграции личности,
группы, массы, стимулом решимости и активности
людей.
Религиозное сознание имеет два уровня
- обыденный и концептуальный. Обыденное
религиозное сознание предстает в виде
образов, представлений, иллюзий, настроений
и чувств, привычек и традиций, которые
являются непосредственным отражением
условий бытия людей. На этом уровне религия
всегда непосредственно связана с индивидом,
всегда выступает в личной форме.
Религиозное сознание концептуального
уровня - это специально разрабатываемая,
систематизируемая совокупность понятий,
идей, принципов, концепций. В ее состав
включаются: учения о Боге, мире, природе,
обществе, человеке, специально разрабатываемые
на религиозной основе (теология, богословие,
символы веры); осуществляемая в соответствии
с принципами религиозного мировоззрения
интерпретация экономики, политики, общественных
явлений, т.е. религиозно-политические,
религиозно-экономические, религиозно-правовые
и другие концепции; религиозная философия.
б) Религиозная деятельность
Религиозная деятельность, по мнению
ученых[5] , занимает своеобразное место
в системе общественной деятельности.
Существует два основных вида религиозной
деятельности: внекультовая и культовая.
Внекультовая осуществляется в духовной
и практической сферах. Некоторые разновидности
внекультовой деятельности: производство
средств культа, преподавание в религиозных
учебных заведениях, а также преподавание
богословия в нерелигиозных учебных заведениях,
участие в миссиях, в работе соборов, пропаганда
религиозных взглядов в средствах массовой
информации. Внекультовая деятельность
тесно переплетается с культовой.
Культ - важнейший вид религиозной деятельности,
содержание которого определяется соответствующими
религиозными представлениями, идеями,
догмами.
Предметом культовой деятельности становятся
различные объекты и силы, воплощенные
в некоторые религиозные образы (например,
предметы, животные, растения, Солнце,
Луна, а также ритуальные действия - пляски,
пения, богослужения, религиозные праздники).
Субъектом культа могут быть как религиозная
группа верующих, так и одиночный верующий
индивид.
К средствам культа относят непосредственно
здания, где совершаются религиозные обряды
(храмы, молитвенные дома), религиозное
искусство (живопись, архитектура, музыка),
культовые предметы (церковная утварь,
священнические облачения). Совокупность
средств культа играет важнейшую роль
для создания соответствующей атмосферы,
необходимой при совершении культовых
действий.
Результатом культовой деятельности
является, прежде всего, удовлетворение
религиозных потребностей, оживление
религиозного сознания. Культ может стать
фактором динамики психологических состояний
верующих: совершается переход от состояния
подавленности, беспокойства, скорби,
тоски к состоянию облегчения, умиротворения,
спокойствия и гармонии, прилива сил. В
культовой деятельности происходит реальное
общение верующих друг с другом, удовлетворяются
эстетические потребности, т.к. убранство
храмов, иконы, фрески обладают бесспорным
художественным достоинством, облачения
священников, музыка, пение выполнены
в художественном стиле и могут доставлять
эстетическое наслаждение.
в) Религиозные отношения
Религиозные отношения представляют
собой вид отношений в духовной сфере,
складывающиеся в соответствии с религиозным
сознанием, реализующиеся посредством
религиозной деятельности.
Также как и религиозная деятельность,
религиозные отношения разделяются на
культовые и внекультовые. Внекультовые
возникают во внекультовой деятельности.
Это непосредственные действительные
отношения между индивидами, организациями
(в духовном училище - “учитель-ученик”,
в миссионерской деятельности - “миссионер
- индивиды” и т.д.).
Аналогично, культовые отношения формируются
в процессе культовой деятельности. Например,
обряд венчания вовлекает жениха и невесту
во взаимные отношения, принятые в церкви;
крещение устанавливает связь между “крестным
сыном (дочерью)” и “крестными родителями”.
Религиозные отношения могут иметь разный
характер - солидарности, терпимости, нейтралитета,
а также конфликта и борьбы (религиозный
фанатизм). Однако, даже при мирном сосуществовании,
обычно имеется представление о превосходстве
данного направления религии над всеми
другими.
г) Религиозные организации
Религиозные организации создаются для
упорядочивания религиозной деятельности
и религиозных отношений.
Они также складываются культовые и внекультовые.
Внекультовые призваны управлять внекультовой
деятельностью (церковные советы, ректораты
духовных учебных заведений, департаменты
религиозной прессы и др.), культовые -
в культовой деятельности (причт, клир,
диаконат, епископат).
По мере развития общественного строя,
разделения труда, стали возникать определенные
религиозные сословия (жрецы), а вместе
с ними и религиозные организации.
Религия разделилась на вероисповедания,
последователи определенного вероисповедания
составили религиозную общность, а существование
и функционирование общности обеспечивалось
организацией.
Общность со всеми своими организационными
элементами представляет собой религиозное
объединение. В христианстве, например,
выделяется несколько видов религиозных
объединений: церковь, секта, деноминация,
установленная секта, мистерия и т.д.
Но наибольшее распространение и реальную
силу получила, конечно, церковь. Она представляет
собой сравнительно широкое объединение,
принадлежность к которому определяется,
как правило, не свободным выбором индивида,
а, скорее, традицией.
3. Понятие свободомыслия
Понятие свободомыслия было введено
английским писателем А. Коллинзом[6] в
книге «Рассуждение о свободомыслии»
(1713). Коллинз говорит, что «свободно мыслить
о религиозных вопросах является долгом
всех людей» — мыслить, не оглядываясь
на власть, предписания и цензуру церкви,
подвергая смелой критике «священные
книги», сочинения богословов, религиозные
взгляды вообще.
В дальнейшем понятие свободомыслия
сближается с понятием вольнодумства
и в религиоведении используется в широком
плане, начиная с критики тех или иных
аспектов религиозного вероучения, обрядов,
деятельности религиозных организаций
и завершая становлением атеизма, который
отрицательно относится ко всем аспектам
религии.
Поскольку религия имеет продолжительную
историю, свою историю имеет и свободомыслие.
Конечно, далеко не все проявления свободомыслия
в древние времена, да и ближе к нашему
времени дошли до нас. Однако следы раннего
свободомыслия видны в некоторых источниках.
В определенной мере о свободомыслии можно
судить по фольклору, народному искусству.
В пословицах и поговорках, сказках и преданиях
народ говорил о пороках служителей церкви,
даже высказывались сомнения в действенности
обращений к небу.
Свободомыслие исторически формировалось
как право разума на свободное критическое
рассмотрение религии, право на независимое
от религии исследование человека и окружающего
мира.
Ввиду сложности религии, разнообразия
ее форм свободомыслие существует в разных
вариантах. К свободомыслию относят так
называемый религиозный индифферентизм,
т. е. безучастие, безразличное отношение
к религии, которое может расцениваться
как мировоззренческая пассивность, незрелость,
леность мысли.
Шагом вперед является религиозный скептицизм,
в котором выражается сомнение в истинности
тех или иных религиозных верований. Свободомыслие
включает в себя антиклерикализм как осуждение
притязаний церкви на светскую власть,
доминирование в сфере образования и культуры.
Элементы антиклерикализма наблюдались
в древности, Средневековье; настроения
антиклерикализма ярко выражены в идеологии
антифеодальных буржуазных революций.
Одной из наиболее ранних форм свободомыслия
было богоборчество — осуждение богов
за попущение злу и неустройство в мире,
хуление святынь, разрушение святилищ
и т. п.
К богоборчеству близок религиозный
нигилизм, выражающийся в циничном отрицании
духовных ценностей вообще. По существу,
он направлен и против верований, и против
свободомыслия. Это тупиковая ветвь развития
культуры.
Наиболее зрелым проявлением свободомыслия
являются концепции пантеизма и деизма.
Термин пантеизм был введен в обиход
Д. Толандом[7] в 1705 г. Пантеизм сближает
Бога и мир, говорит об их единстве, вплоть
до тождества. При этом есть два варианта:
Бог «растворяется» в природе (натуралистический
пантеизм) или природа «растворяется»
в Боге (мистический пантеизм). Пантеизм
лишает сверхъестественное особого бытия,
отдельного от естественного, природы,
что противоречит религиозному вероучению.
В Средневековье возникла концепция
двойственной истины, которая вошла в
общую тенденцию свободомыслия. В этой
концепции четко разграничивались истины
философии и теологии, каждой отводилось
свое место. Однако когда наука стала выходить
на передний план в развитии культуры,
вытесняя религию, церковники, ранее отвергавшие
концепцию двойственности истины, стали
ее использовать для защиты от науки, говоря,
что у религии есть своя область, не зависимая
от развивающейся науки, свои истины, не
зависимые от истин науки.
В философии Нового времени становится
популярной концепция деизма. Одним из
ее первых идеологов был Э. Чербери[8] ,
издавший в 1624 г. «Трактат об истине». Деизм
не отрицал существования Бога, но отводил
ему роль только первоустроителя, первотолчка,
давшего импульс к движению в мире. Деизм
был популярен в Англии, к нему примыкали
французские просветители, в России некоторые
декабристы. К концу XVIII в. на смену ему
в' роли лидера свободомыслия приходит
атеизм.
Об атеизме говорили уже в далеком прошлом.
Интересно, что в античности атеистами
называли людей, которые высказывали сомнения
относительно господствующей религии,
критиковали ее в пользу другой религии.
В этом отношении понятно, почему к атеистам
причисляли, например, Сократа. Атеистами
называли также тех, кто отрицал существование
богов. В современном понимании атеизм
— это философски обоснованное свободомыслие,
альтернатива богословию. Атеизм — против
веры в сверхъестественное, богов, загробное
существование и т. д. Атеизм отрицает
религию вообще, во всех ее компонентах.
Свободомыслие и религия— противоположные
мировоззренческие позиции. И неслучайны
многочисленные факты преследования религией
свободомыслия, начиная с Древнего мира
и до наших дней. И дело не только в мировоззренческой
оппозиции. История показывает глубокую
связь правящих слоев общества с религией.
Они предчувствуют, что критика религии
есть первый шаг к критике господствующих
социальных порядков. Показательно, например,
что Великой французской революции XVIII
в. предшествовала борьба свободомыслия
и атеизма с богословием и клерикализмом[9]
.
Гонения на свободомыслие и атеизм порождают
обратную реакцию. В XX в. научный атеизм
в тоталитарных режимах превращается
в воинствующий атеизм, когда подвергаются
преследованию религиозные организации.
Но не следует отождествлять воинствующий
атеизм в Советском Союзе со свободомыслием
и научным атеизмом, отождествлять вульгарное
извращение атеизма с подлинным атеизмом.
(Здесь можно провести сопоставление:
аналогичным образом неправильно отождествлять
религию и инквизицию в Средневековье).
4. Свободомыслие и атеизм
в х1х-хх вв.
В XIX в. особое внимание религии уделяют
представители немецкой философии. В творчестве
И. Гёте[10] (1749-1832) обрисован идеал целостного,
гармонично развитого человека. Гёте -
противник идеализма. Он понимает природу
в ее целостности и объективности; человек
- ее часть, ее творение. Гете враждебно
относился к религиозным догмам и обрядам,
презрительно отзывался о церковниках.
Г. В. Ф. Гегель [11] (1770-1831) в учении об абсолютном
духе говорит об искусстве, религии и философии
как о ступенях его самопознания. В искусстве
дух созерцает себя в чувственных образах,
в религии переживает себя в самоуглубленных
представлениях, в философии дух мыслит
себя в научных понятиях.
Для Гегеля[12] характерен исторический
подход к религии. Он подробно рассматривает
смену верований - от «народной религии»
(языческие верования) к «позитивной»
(христианство). В ходе развития религии
образ Бога все более очеловечивается,
Бог приближается к человеку. Гегель называет
христианство абсолютной и бесконечной
религией, которая уже не может быть превзойдена.
В христианстве произошло примирение
Бога и человека, религия достигла самосознания.
На фоне усиления демократического движения
в Германии характерно усиление настроений
свободомыслия. Группа либерально-протестантских
богословов из университета Тюбингена
(так называемая тюбингенская школа) ведет
исследования по истории раннего христианства.
Представители этой школы нашли в книгах
Нового Завета многочисленные противоречия,
отказывались признавать достоверными
евангельские чудеса и т. д.
Из этой школы вышел один из видных младогегельянцев
(так называли продолжателей философии
Гегеля) Д. Штраус (1808-1870). В книге «Жизнь
Иисуса» (1838) Штраус критикует евангельские
предания о жизни и деятельности Иисуса
Христа, хотя и не отвергает его существования.
Штраус пишет: «Существом с определенными,
осязаемыми чертами можно назвать лишь
Христа верующих, Христа легендарного,
и то он остается определенным лишь для
тех верующих, которые не отказываются
от всех нелепостей и противоречий этого
образа. Христос же науки, Христос истории
есть лишь проблема, а проблема не может
быть объектом веры, не может быть жизненным
образцом».