Религия как явление духовной жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 21:58, контрольная работа

Краткое описание

Стремление человека к познанию мира, общества, самого себя, отдельных явлений и процессов мира вечно и не исчерпывающе. Религия появилась на определенном этапе общества, ее зарождение и формирование обусловлены развитием людского сознания. Первый этап в развитии людского сознания связан с появлением обезьянолюдей и длился до эпохи неандертальского человека (формирование родовой общины). Это был период чувственно-конкретной, приобщенной непосредственно в трудовой процесс стадной сознательности. Она не выходила за рамки материальной практики, поскольку духовная сфера еще не была отделена. Вести речь о религии на этом этапе нет смысла.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Сущность религии ее функции……………………………………………..6
Религиозные ценности и свобода совести………………………………..10
Раскройте основные принципы взаимоотношения церкви и государства в современной России……………………………………………………………..16
Заключение........................................................................................................18
Список использованной литературы..............................................................20

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Как свидетельствует  современная культурантропология, первые признаки раздвоения мира в  сознании человека на реальный и потусторонний, загробный появились около 40 000 лет назад. В эту эпоху уже фиксируется обряд захоронения и главным в нем является приготовление тела покойного к будущей жизни (оружие, украшения, пища, предметы обихода). В то же время появляется наскальная живопись с элементами магических ритуалов в сценах охоты. В первобытных религиозных верованиях (фетишизм, тотемизм, магия, анимизм) главным моментом была связь жизни и судьбы человека с таинственным миром злых и добрых духов, а также вера в существование души после смерти тела и возможности ее переселения в новые тела. Вся повседневная жизнь человека с рождения до смерти была непрерывным выполнением обрядов и правил, неисполнение которых влекло за собой тяжкие кары, вплоть до смерти. В эту эпоху формируются абсолютные запреты (табу) на определенный род пищи, на определенные виды половых отношений и т.д. Слова римского поэта Стация "Страх создал богов" хорошо иллюстрируют начальный этап формирования религиозных ценностей.

Далее формируются достаточно разветвленные системы ценностей в национальных и мировых религиях, возникают синкретические и нетрадиционные культы, делаются попытки создания единой мировой религии. Подробнее с ними можно познакомиться в курсах религиоведения и религиозной философии. Наша задача - дать эскиз системы религиозных ценностей в цивилизациях Востока и Запада, их роли в жизни человека и духовной культуре общества.

Несомненно, одной из важных и наиболее притягательных для  человека религиозных ценностей  является сама идея Бога, как творца всего сущего в богословском понимании или, по словам современных представителей свободомыслия К. Ламонта и П. Куртца, "иллюзия бессмертия" и "искушение потусторонним". Имеется в виду, что Бог не только творец мира и человека, но и объект высшего поклонения, бесспорная и безусловная высшая ценность. Недаром в христианской догматике самым тяжким грехом считается хула на Святого Духа, а состояние богооставленности рассматривается как наиболее ущербное для человека. Для ислама понятие "неверного" или иноверца может рассматриваться в качестве объекта для обращения в истинную веру или джихада, т.е. священной войны.

Соотнесение Бога как  высшего идеала и нравственной ценности с ценностью жизни и духовного  мира каждого человека чревато еще одной труднейшей проблемой. Речь идет о том, что пламенная вера в тот или иной идеал (религиозный или светский) может вести к жестокости и бесчеловечности, когда миллионы человеческих жизней приносятся в жертву этому идеалу. Говоря словами русского религиозного мыслителя С. Л. Франка, "ненависть к злу превращается в ненависть ко всей живой жизни". Вот почему так трудно отделить добро от зла, ценность от антиценности, служение идеалу от поклонения идолу. В этом смысле к человеку неприложимы абсолютные моральные оценки с позиций того или иного вечного нравственного идеала. Деление людей на плохих и хороших, нравственных и безнравственных, "наших" и "не наших" основано на вещном подходе к человеку, игнорировании его главного сущностного качества - свободы и возможности изменения. Жесткое следование нормам религиозной (конфессиональной) морали в сущности ведет к тому, что представители других конфессий, а тем более неверующие люди заведомо рассматриваются как ущербные, неполноценные, не овладевшие подлинными ценностями.

Особенно ярко такая  позиция проявляется у представителей религиозного фундаментализма, когда  отрицаются такие ценности, как автономия  личности, авторитет Разума, понятие  прогресса и т.д. В то же время  религиозный фанатизм и экстремизм как духовная основа фундаментализма несут в себе все черты тоталитарной идеологии с ее отрицанием гражданского общества и прав человека. Вот почему феномен религиозных ценностей во всем объеме его проявлений, от постановки свечи в храме до гибели религиозного фанатика, может быть рассмотрен в связи с системой нерелигиозных ценностей.

Государство в той  или иной форме достаточно жестко определяло свою политику по отношению  к религии. В Российской империи  все религии делились на три группы: государственную (православие), терпимые (другие христианские конфессии, ислам, буддизм и др.) и нетерпимые (различные секты). Свободомыслие и атеизм преследовались по закону. В современной России действует закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" (1 октября 1997 г.), где под свободой совести понимается: "право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Законом закрепляется и охраняется как светский характер государства и равенство всех религий перед законом, так и право гражданина на свободный выбор своего отношения к религии. Это особенно важно, поскольку избрание той или иной системы ценностей (как религиозной, так и светской) является сугубо личностным выбором человека, за который он несет ответственность перед своей совестью. Более того, нужно подчеркнуть, что в многонациональном и многоконфессиональном государстве, каким является Россия, общенациональная идея должна быть нерелигиозной, светской. В противном случае невозможна выработка национального самосознания всех россиян, а общество будет обречено на постоянную конфронтацию.

В последние десятилетия  набирает силу экуменическая тенденция, сутью которой является попытка сближения разных христианских конфессий и других мировых и национальных религий для решения глобальных общечеловеческих проблем. Действительно, разные системы религиозных ценностей имеют немало общего, особенно в сфере религиозной морали. Независимо от исповедования или неисповедования какой-либо религии, люди хотели бы жить в мире, благополучии, безопасности, любви к семье и детям и т.д. Кроме того, у любого человека в той или иной степени есть стремление к духовным ценностям, к тому, что выходит за рамки повседневной жизни, к тому, что возвышает и укрепляет человеческий дух. Единственное и непременное условие культивирования любой системы ценностей состоит в реализации права каждого человека на свободный выбор, в уважении аналогичного права других людей и понимании сущностного единства человеческого рода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Раскройте  основные принципы взаимоотношения  церкви и государства в современной  России

Русской Православной Церкви всегда была присуща исключительно  активная роль в осуществлении благотворительного социального служения гражданам государства Российского. Еще в древнерусских княжеских Уставах (например, в Уставе Великого Князя Киевского Ярослава Мудрого) была отражена обязанность Церкви заботиться об увечных и вдовах, сиротах и бесприютных. Издревле монастыри были не только средоточием молитвы и монашеского делания, но и приютами для детей, больницами и богадельнями.

Подлинный всплеск благотворительной  деятельности Церкви приходится на 50-е - 90-е годы ХIХ века, когда Восточная, а затем Русско-турецкая войны вызвали к жизни широкое движение сестер милосердия. Государство всемерно заботилось о насаждении и поддержании этого движения, и, осененное многочисленными именами как представительниц известнейших дворянских родов, так и членов Царствующего Дома, оно достигло высшего своего развития в деятельности святой Преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны Романовой и созданной ею Марфо-Мариинской Обители милосердия.

Сегодня, после десятилетий  гонений и искусственного отстранения Церкви от социальной и благотворительной деятельности, перед Церковью стоит высокая задача возрождения традиционного социального служения. В этой сфере своей деятельности Церковь служит ближнему, имея в виду устроение его блага, духовного и телесного. Здесь интересы государства и Церкви совпадают, так как государство объективно стремится к благу своих граждан. Это совпадение тем более выпукло, что современное Российское государство провозгласило интересы личности приоритетом государственной политики. Минуя политическую составляющую этого приоритета, Церковь естественно заботится, со своей стороны, о том же. Отсюда следует потенциально высокая степень необходимости в тесном взаимодействии Церкви и государства при решении сходных задач. Однако, это взаимодействие сегодня имеет существенные отличия от дореволюционного.

Коренным отличием такого взаимодействия на современном этапе  является принцип отделения Церкви от государства. По существу, он означает превращение Церкви в самостоятельную  самоуправляющуюся корпорацию внутри общества. Правовое положение Церкви определяется государственными законами и иными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с существующими процедурами. При этом государство, определив место Церкви в правовом поле, тем самым становится равноправным контрагентом Церкви в реализации существующих правовых норм, определяющих правоспособность Церкви и церковно-государственные взаимоотношения. Взаимодействие Церкви и государства определяется в этом случае исключительно правовыми механизмами, что, в известной мере, есть явление позитивное.

Отделение Церкви от государства  также означает, что Церковь в  своей повседневной деятельности не выполняет функций органов государственной  власти и управления, государственных  учреждений, органов местного самоуправления и иных государственных органов. Такое "разграничение полномочий" дает Церкви широкие возможности самостоятельно, свободно и ответственно, в пределах своей правоспособности действовать от своего имени в негосударственной сфере общества, которая на сегодняшний день существенно расширилась.

Таким образом, современное  правовое положение Церкви в государстве  позволяет сделать вывод о  том, что:

· существует широкая  сфера деятельности, где интересы Церкви и государства совпадают  и где возможно их сотрудничество и партнерство

· отделение Церкви от государства есть не устранение Церкви от социальной деятельности, а закрепление  за Церковью особой сферы приложения ее сил и ресурсов при осуществлении  такой деятельности

· государство и Церковь  выступают в своих взаимоотношениях в качестве равноправных контрагентов в соответствии с действующими правовыми нормами.

Заключение.

Можно много спорить  о положении религии в современном  обществе. Однако однозначно оценить  ее роль, возможности и перспективы  попросту невозможно. Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

На положение религии  в современном обществе решающее воздействие оказывают две главные  силы современности - наука и политика. Их эволюция в современном обществе ведут к неоднозначным для  религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас и открывают для нее и новые возможности.

Успехи в овладении  природой с помощью техники, достигнутые  в ХХ веке на основе гигантского  приращения научных знаний, оказали  глубокое воздействие на религиозное сознание. Однако типичные для прошлого века ожидания близкого конца религии в результате развития науки не сбылись. Наука не вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании - в понимании Бога, мира, человека. Решив многие проблемы познания мира и овладения человеком силами природы, наука отодвинула границу познания к еще более сложным, чем ранее проблемам. Сегодня наука вышла далеко за пределы чувственно доступного человеку, наглядного.. А в результате напрашивается вывод, что сами по себе наука и техника - без религии - еще не дают решения современных проблем, когда человечество оказалось перед угрозой самоуничтожения.

Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность  сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.

В настоящее время  большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят  на позициях нового осмысления современных  социально-экономических и общественно-политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориентируют церковь на повышение нравственного потенциала человека.

 

Список использованной литературы

1. М.П. Мчедлов “Религия  и современность” М. Издательство  политической литературы, 1982 г.

2. И.А. Крывелев “История  религий” М. “Мысль”, 1975 г.

3. В.И. Гараджа “Религиеведение”  М. “Аспект Пресс”, 1994 г.

4. “Основы религиоведения” под  ред. И.Н. Яблокова М. “Высшая  школа”, 1994 г.




Информация о работе Религия как явление духовной жизни общества