Религия, мораль и философия Индии до Шакьямуни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:14, реферат

Краткое описание

В подавляющем числе фактов жизнь человечества представляет собой печальную и грустную картину, конечно, если рассматривать ее таковой, какова она в действительности, не предаваясь обманчивым иллюзиям. Среди эгоистических стремлений, среди беспощадной борьбы за существование исчезают присущие нравственной стороне человечества стремления к идеалу любви и солидарности между людьми

Содержание

Стр.
Введение…………………………………………………………….3
Глава 1: Религия, мораль и философия Индии до Шакьямуни….5 (Будда).
Глава 2: Жизнь Будды и начало формирования учения…………7
Глава 3: Сущность учения Будды…….………………………….11
Заключение………………………………………………………..19
Список литературы……

Вложенные файлы: 1 файл

будда.docx

— 40.21 Кб (Скачать файл)

Этот закон воздаяний  обусловливался моральным порядком вещей 
(кармой[19]), законом связи причины и следствия.

Будда придавал большое  значение личности человека, его воле – всякий человек, ведя справедливую и строгую жизнь и исполняя нравственные правила, данные Буддой, мог надеяться достигнуть со временем избавления от страданий. В одном  из изречений Будда советует дорожить формой благородного человека, в которой  только и возможно освобождение от переселений и которая достается  в удел существу редко, через тысячелетия.

Будда отвергал первобытный  идеалистический пантеизм (он не признавал  божества как чего-то неизменного, как  и остальные существа) и все  источники браминского религиозного учения – Веды[20] с их объяснениями, всю браминскую теологию[21] с ее запутанной, софистической диалектикой, с ее многообразной обрядностью и  жертвоприношениями.

Будда признавал  в душе творческую силу, так сказать  смысл существования всякого  бытия – она может нисходить  до степени души существа животного  и даже растительного царства  и уничтожиться в нирване, смотря по заслугам. В этом заключалась  догматическая часть учения Шакьямуни.

Теперь аскетика или нравственность Будды: вместо продолжительных, тяжелых покаяний и жестоких истязаний  браминов, Будда ввел мягкий аскетизм, выражавшийся, главным образом, в  соблюдении нравственной чистоты.

Будда установил  правила аскетики, которые необходимы для достижения возрождения:

. Охранять жизнь  всякого живого существа и  не причинять ему никакого  зла;

. Уважать чужую  собственность;

. Быть целомудренным,  правдивым, воздержанным в питье  и еде (Будда запрещает пить  спиртные напитки и советует  принимать пищу в определенное  время дня и, по возможности,  раз в день)[22];

. Удаляться от  всех светских удовольствий и  развлечений;

. Воздерживаться  от всякого рода украшений,  мазей и т.п.

От своих учеников Будда, кроме исполнения этих правил, требовал еще соблюдения двух следующих:

[pic] спать на жестком и низком ложе и воздерживаться от мясной пищи;

[pic] жить в добровольной бедности.

Отсюда видно, что  Будда, ясно сознавая, что не все  люди способны отрешиться от мира и  достигнуть нирваны, попытался дать им нравственные правила, стремящиеся  сделать более сносными невзгоды обыденной жизни, и внушить людям  живое и искреннее сострадание  к их ближним и тем смягчить, по крайней мере, их горести и  печали.

Будда учил, что  каждый человек, стремясь уменьшить  тяжесть неизбежного зла для  себя, должен стараться и для себе подобных и вообще для всех одушевленных существ; что люди должны быть кроткими, снисходительными, сострадательными и  делать все, что возможно, для облегчения участи других ввиду своего собственного благополучия; советовал не предаваться  скорби о своих собственных бедах, но заботиться о других людях. Он говорил, что следует быть щедрыми, давать милостыню и творить дала милосердия, доставлять пропитание бедным, заботиться о больных.

Добрым, совершаемым  без всякой своекорыстной цели, делам  Будда придавал большое значение и относился с презрением к  людям, поступающим хорошо только на словах.

Ради облегчения участи людей он, кроме того, давал  весьма практические и очень полезные для обыденной жизни советы, например, рассаживать по сторонам дорог целебные травы, садить деревья, разводить рощи и сады плодовых деревьев, где бы бедные путешественники находили плоды  для утоления голода и тень для  отдыха, рыть колодцы, строить гостеприимные  дома и т.п.

Одна древняя  надпись гласит: «Воздерживайся от всякого зла, твори добро, обуздывай  свои мысли»,- в этих немногих словах, можно сказать, заключается весь смысл учения Будды о нравственности или аскетике. В нем он проповедовал те начала человеколюбия и братства, которые существовали как бы в  зародыше и в законах Ману, но были там совершенно подавлены началом  каст. Провозгласив равенство людей  по происхождению в смысле общедоступности спасения и кроткое снисхождение к человеку во имя общей для всех горькой участи бытия, Будда сильно поколебал авторитет каст.

Будда преследовал  только одну цель – цель спасения человечества путем его нравственного улучшения.

Будда положительно отказывался решать некоторые метафизические вопросы, например, откуда произошел  мир и жизнь существа, есть ли начало мира или нет и т.д.

На подобные вопросы  он отвечал, что они не имеют отношения  к нравственным обязанностям человека, что драгоценным и скоротечным  временем надо дорожить и не следует  тратить его на подобные рассуждения, а необходимо готовиться к достойной  встрече смерти. «Представьте себе человека, - говорил он, - раненного  в грудь стрелой. Спасение его  зависит от искусства врача, который  легко может вынуть смертоносное орудие. Неужели раненый станет спрашивать, из какого дерева сделана стрела. В  какой цвет и какой краской она окрашена и какой птицы перья к ней прикреплены?… Неужели он станет заниматься подобными вопросами, зная, что время проходит и ему грозит непременная смерть?»[23]

Будда очень редко  произносил длинные речи, что было результатом его долгой отшельнической жизни, большая часть которой  прошла в безмолвном созерцании; в  большинстве случаев он высказывал свои поучения в кратких, но сильных  афоризмах (сутры), украшая их поэтическими сравнениями и аллегориями. Своим  афоризмам он часто придавал числительную форму, что сильно облегчало их запоминание. Один из его афоризмов: «Три печати моего учения – всякое явление скоротечно, ни в чем нет постоянства, нирвана есть покой». Учил Будда преимущественно на трех туземных наречиях, которые он знал в совершенстве, - магадхском, тамильском и млечча.

Из неабсолютной значимости для буддизма всего существующего  безотносительно к субъекту следует  вывод о не абсолютности божества. В буддизме нет надобности в боге как творце, спасителе и прочее, т.е. вообще как в безусловно верховном существе. И, наоборот, дается возможность признания «не высших» божеств. В буддийской концепции нет дуализма божественного и небожественного, бога и творения, бога и мира. Бог как высшее существо имманентен (внутренне присущ) достигшему освобождения человеку, что по существу означает тождественность (тождественный – вполне сходный) человека богу. 
Социальная роль буддизма определяется основными положениями его догматики. 
Какие бы формы не принимал буддизм в своем развитии, его центральным принципом является религиозная идея необходимости освобождения от пут 
«земного» существования. Всякая связь, в том числе, любая социальная, рассматривается буддизмом как зло. Отрешенность буддизма от всего окружающего, его индивидуалистичность, определяют его глубокую асоциальность. С этим связано устранение последователей буддизма от борьбы за социальные и политические преобразования, от классовой борьбы.

Заключение.

Будда как метафизик  смотрел на жизнь и ее явления  сквозь призму субъективного мировоззрения. Глубоко разочарованный в жизни, он пришел к отрицательному, безотрадному и одностороннему взгляду на жизнь  и, как результату этого взгляда, учению о нирване. Он совершенно упустил из виду, что жизнь человека не должна быть пассивной, что цель ее заключается не в бездействии и сне, а в энергичной деятельности и борьбе, в стремлении к развитию нравственных идеалов человека и в уничтожении всего, что противодействует этому развитию, и, смотря на жизнь с собственной точки зрения, создал нравственное учение, высший идеал которого состоит в подавлении всякого жизненного ощущения, в смерти заживо, в уничтожении мысли и чувства.

Буддизм оказал существенное влияние на все стороны жизни  и, особенно на культуру принявших его  стран. Распространение буддизма способствовало созданию тех синкретических (слитных, нерасчлененных) культурных комплексов, совокупность которых и образует так называемую буддийскую культуру (архитектура, скульптура, живопись, литература, буддийская наука и схоластическая образованность), имевших наибольшее значение в эпоху раннего средневековья.

В своей основе, буддизм религией не является. В  отличие от христианства или ислама, это в первую очередь практическое учение. Не налагающее обязанностей и  обязательств, а всего лишь показывающее один из возможных путей постижения жизни.

Буддизм можно сравнить с "Книгой о вкусной и здоровой пище". Мы вынуждены кушать по несколько  раз в день, но как часто мы пользуемся знаниями из мудрой книги, чтобы наша пища была вкусна и приносила  здоровье?

Список использованной литературы:

1. Антология мировой  философии, т.1, ч.1 М., Наука. 1987г

2. Буддизм: история  и культура. М., Наука. 1989г

3. Буддизм: четыре  благородных истины. М., Экмо – Пресс. 1999г.

4. Васильев Л.С.  История религий Востока. М. 1998г.

5. Карягин К.  Будда. Конфуций. СПБ.1998г

6. Кочетов А.И.  Буддизм. М.,Политиздат,1970г

7. Культурология. История мировой культуры (под ред. А.Н. Марковой). М.:

Юнити.- 1995 г

8. Стрельник О.Н. Философия: краткий курс лекций. М., Юрайт. 2002г.

9. Учение Будды.  Элиста. 1992г

10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., Высшая школа.

1981г.

11. Эррикер, Клайв. Буддизм. М., Гранд. 1998г

 
----------------------- 
[1] Карягин к. Будда. Конфуций. СПб. 1998г. 
[2] Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 
1983.- с. 576 
[3] Эпиграфика – наука о древних надписях. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. 
Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. М., 2001. стр.911 
[4] Карягин К. Будда. Конфуций. СПб. 1998г. стр.14

[5] Лядвея – «ляжка» (словарь М. Фасмера). 
[6] Пантеизм – философское учение, утверждающее тождество природы и Бога. 
[7] Буддизм: история и культура. М: 1989 
[8] John Bowker “Worlds of faith” BBC: 1983 
[9] Учение Будды. Элиста, 1992 
[10] Брахма (брахман) в брахманизме и индуизме один из 3х высших богов, бог- создатель, творец Вселенной и всего сущего. Одно из центральных понятий инд. Философии и религии индуизма, косм. духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего сущего. Советский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия. 1983г. стр.166

[11] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., Высшая школа. 
1981г. стр. 77 
[12] Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь. М., 1978, с.340 
[13] Санскрит – литературно обработанная разновидность др. - инд. языка индоевр. языковой семьи. Отличается строго нормализ. грамматикой. Советский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия. 1983г. стр.1163 
[14] Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., Высшая школа. 
1981г. стр. 79 
[15] Антология мировой философии, т.1, ч.1, с.128. 
[16] Карягин К. Будда. Конфуций. СПб. 1998г. стр.44

 
[17] Антология мировой философии,  т.1, ч.1, стр.118.

[18] Карягин К.  Будда. Конфуций. СПб. 1998г. стр.46

[19] Карма – общая  сумма совершенных всяким живым  существом поступков и их последствий,  определяющая характер его нового  рождения, перевоплощения. 
Советский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия. 1983г. стр.548

[20] Веды («веда» - знание) – самхиты, т.е. сборники гимнов в честь Богов. 
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., Высшая школа. 1981г. стр. 56.

[21] Теология –  богословие, учение о Боге. Стрельник О.Н. Философия: краткий курс лекций. М.: Юрайт. 2002г. Стр.235 
[22] Карягин К. Будда. Конфуций. СПб.1998г. стр.49 
[23] Карягин К. Будда. Конфуций. СПб. 1998г. стр.52

 


Информация о работе Религия, мораль и философия Индии до Шакьямуни