Рене Декарт и его учение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 12:24, реферат

Краткое описание

Декартовское сомнение призвано снести здание традиционной прежней культуры и отменить прежний тип сознания, чтобы тем самым расчистить почву для постройки нового здания - культуры рациональной в своем существе. Сам он был выдающимся математиком, создателем аналитической геометрии. Именно Декарту принадлежит идея создания единого научного метода, который у него носит название "универсальной математики" и с помощью, которого Декарт считает возможным построить систему науки, могущей обеспечить человеку господство над природой. Научное знание, как его предвидит Декарт, это не отдельные открытия, а создание всеобщей понятийной сетки, в которой уже не представляет никакого труда заполнить отдельные ячейки, то есть обнаружить отдельные истины.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение - копия.docx

— 31.62 Кб (Скачать файл)

Причиной, по которой многие убеждены, что трудно познать бога или даже собственную душу, является, по мнению Декарта, то, что люди никогда  не поднимаются выше того, что может  быть познано чувствами. Нельзя пользоваться воображением и чувствами для  понимания сущности Бога.

С огромной верой в человека и его познавательные возможности  Декарт переходит к познанию мира.

Знания и его объем делятся, по Декарту, существованием в нас врождённых идей, разделяемых Декартом на врождённые понятия и врождённые аксиомы.

В учении о врождённых идеях  по- новому было развито платоновское положение об истинном знании как  припоминании того, что запечатлелось  в душе, когда она прибывала  в мире идей. К врождённым Декарт относил идею Бога как существа всесовершенного, затем- идеи чисел и фигур, а так  же некоторые общие понятия, как, например, известную аксиому : " если к равным величинам прибавить  равные, то получаемые при этом итоги  будут равны между собой", или  положение " из ничего ничего не происходит". Эти идеи и истины рассматриваются  Декартом как воплощение естественного  света разума.

С конца ХVII века начинается длительная полемика вокруг вопроса  о способе существования, о характере  и источниках этих самых врождённых идей. Врождённые идеи рассматривались  рационалистами того времени в качестве условий возможности всеобщего  и необходимого знания, то есть науки  и научной философии.

3. Правила метода

 

 

Правило первое: "никогда  не принимать за истинное ничего, что  я не познал бы с очевидностью, иначе  говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости...". Каждому из нас и в любом деле полезно  им руководствоваться. Однако если в  обычной жизни мы еще можем  действовать на основе смутных, путаных  или предвзятых идей (хотя за них  приходится в конце концов расплачиваться), то в науке соблюдать данное правило  особенно существенно. Всякая наука, считает  Декарт, заключается в ясном и  очевидном познании.

Правило второе: "делить каждое из исследуемых мною затруднений  на столько частей, сколько это  возможно и нужно для лучшего  их преодоления". Речь идет о своего рода мыслительной аналитике, о выделении  простейшего в каждом ряде".

Правило третье: "придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых  и восходя постепенно к познанию наиболее сложного, предполагая порядок  даже и там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи".

Правило четвертое: составлять всегда перечни столь полные и  обзоры столь общие, чтобы была уверенность, в отсутствии упущений".

Декарт затем конкретизирует правила метода. Важнейшая философская  конкретизация состоит в том, чтобы понять процедуру выделения  простейшего именно в качестве операции интеллекта. "...Вещи должны быть рассматриваемы по отношению к интеллекту иначе, чем по отношению к их реальному  существованию", "Вещи", поскольку  они рассматриваются по отношению  к интеллекту, делятся на "чисто  интеллектуальные" (сомнение, знание, незнание, воление), "материальные" (это, например, фигура, протяжение, движение), "общие" (существование, длительность и т. д.)

Речь здесь идет о принципе, важнейшем не только для картезианства, но и для всей последующей философии. Он воплощает кардинальный сдвиг, происшедший  в философии нового времени в  понимании материальных тел, движения, времени, пространства, в осмыслении природы в целом, в построении философской и вместе с тем  естественнонаучной картины мира и, следовательно, в философском обосновании  естествознания и математики.

Единство философии, математики и физики в учении Декарта.

 

К числу сфер знания, где  можно наиболее плодотворно применять  правила метода, Декарт относит математику и физику, причем он с самого начала, с одной стороны, "математизирует" философию и другие науки, а с  другой стороны, делает их как бы разновидностями  расширенно понятой "философской  механики". Впрочем, первая тенденция  просматривается у него более  ясно и проводится более последовательно, чем вторая, тогда как попытка  все и вся "механизировать" относится скорее к следующему столетию. Правда, и математизация, и механизация ~ тенденции, которые применительно  к Декарту и философии XVII-XVIII вв. часто трактуются слишком буквально, чего не имели в виду сами авторы того периода. Вместе с тем механицистские и математизирующие уподобления  в XX столетии обнаружили свою невиданную прежде функциональность, о которой  не могли и мечтать Декарт и  его современники. Так, создание и  развитие математической логики, широчайшая математизация и естественнонаучного, и гуманитарного, и особенно технического знания сделала более реалистичным идеал, а имплантация искусственных (механических в своей основе) органов  в человеческий организм придала  куда больший смысл Декартовым метафорам, вроде той, что сердце -- всего  лишь насос, да и вообще утверждению  Картезия о том, что человеческое тело -- мудро созданная Богом  машина.

Правила метода, и философская  онтология, и научная мысль ведут  Декарта к ряду редукций-отождествлений, которые потом вызовут ожесточенные споры, но для науки надолго останутся  по-своему плодотворными.

1) Материя трактуется  как единое тело, и вместе, в  их отождествлении, они - материя  и тело - понимаются как одна  из субстанций.

2) В материи, как и  в теле, отбрасывается все, кроме  протяжения; материя отождествляется  с пространством ("пространство, или внутреннее место, разнится  от телесной субстанции, заключенной  в этом пространстве, лишь в  нашем мышлении").

3) Материя, как и тело, не ставит предела делению,  благодаря чему картезианство  встает в оппозицию к атомизму.

4) Материя, как и тело, уподобляется также геометрическим  объектам, так что материальное, физическое и геометрическое  здесь тоже отождествляются.

 

5) Материя как протяженная  субстанция отождествляется с  природой; когда и поскольку природа  отождествляется с материей (субстанцией)  и присущим ей протяжением,  тогда и постольку происходит  фундаментальное для механики  как науки и механицизма (как  философско-методологического воззрения)  выдвижение на первый план  механических процессов, превращение  природы в своего рода гигантский  механизм (часы -- его идеальный образец  и образ), который "устраивает" и "настраивает" Бог.

6) Движение отождествляется  с механическим перемещением (местным  движением), происходящим под влиянием  внешнего толчка; сохранение движения  и его количества (тоже уподобляемое  неизменности божества) трактуется  как закон механики, который одновременно  выражает и закономерность материи-субстанции. При всем том, что стиль рассуждения  Декарта в этих частях его  единой философии, математики, физики  выглядит так, будто речь идет  о самом мире, о его вещах  и движениях, не станем забывать: "тело", "величина", "фигура", "движение" изначально берутся  как "вещи интеллекта", сконструированные  человеческим умом, который осваивает  простирающуюся перед ним бесконечную  природу.

Таким и предстает перед  нами "мир Декарта" -- мир конструкций  человеческого ума, который, однако, не имеет ничего общего с миром  далеких от жизни, беспочвенных фантазий, ибо в этом мире интеллекта человечество уже научилось жить Особой жизнью, приумножая и преобразовывая его  богатства.

4. Проблемы метода

Самое первое достоверное  суждение ("основа основ", "истина в последней инстанции") по Декарту - Cogito - мыслящая субстанция. Она открыта  нам непосредственно (в отличие  от материальной субстанции - которая  открыта нам опосредованно через  ощущения). Декарт определяет эту первоначальную субстанцию как вещь, которая для  своего существования не нуждается  ни в чем, кроме самой себя. В  строгом смысле подобной субстанцией  может быть только Бог, который "... вечен, вездесущ, всемогущ, источник всякого  блага и истины, творец всех вещей..."

Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и им поддерживаются. Разум Декарт рассматривает как  конечную субстанцию "...вещь несовершенную, неполную, зависящую от чего-то другого  и ... стремящуюся к чему-то лучшему  и большему, чем Я сам ..." Таким  образом, среди сотворенных вещей  Декарт называет субстанциями только те, которые для своего существования нуждаются лишь в обычном содействии Бога, в отличие от тех, которые нуждаются в содействии других творений и носят названия качеств и атрибутов.

Эти правила можно обозначить соответственно как правила очевидности (достижение должного качества знания), анализа (идущего до последних оснований), синтеза (осуществляемого во всей своей  полноте) и контроля (позволяющего избежать ошибок в осуществлении как анализа, так и синтеза). Продуманный так  метод следовало применить теперь к собственно философскому познанию.

Первая проблема состояла в том, чтобы обнаружить очевидные  истины, лежащие в основе всего  нашего знания. Декарт предлагает с  этой целью прибегнуть к методическому  сомнению. Только с его помощью  можно отыскать истины, усомниться в которых невозможно. Следует  заметить, что испытанию на несомненность  предъявляются исключительно высокие  требования, заведомо превосходящие  те, что вполне удовлетворяют нас, скажем, при рассмотрении математических аксиом. Ведь и в справедливости последних можно усомниться. Нам  же необходимо найти такие истины, в которых усомниться невозможно. Можно ли сомневаться в том, что  у человека две руки и два глаза? Подобные сомнения могут быть нелепы и странны, но они возможны. В чем  же нельзя усомниться? Заключение Декарта  лишь на первый взгляд может представиться  наивным, когда он такую безусловную  и неоспоримую очевидность обнаруживает в следующем: я мыслю, следовательно, существую. Справедливость несомненности  мышления подтверждается здесь самим  актом сомнения как актом мысли. Мышлению отвечает (для самого мыслящего "Я") особая, неустранимая достоверность, заключающаяся в непосредственной данности и открытости мысли для  самой себя.

Декарт получил лишь одно несомненное утверждение - о самом  существовании познающего мышления. Но в последнем заключено много  идеи, некоторые из них (например, математические) обладают высокой очевидностью идеи разума В разуме заложено убеждение, что кроме меня существует мир. Как  Оказать что все это не только идеи разума, не самообман, но и существующее на самом деле? Это вопрос об оправдании самого разума, о доверии к нему. Декарт разрешает эту проблему следующим  образом. Среди идей нашего мышления находится идея Бога, как Совершенного Существа. А весь опыт самого человека свидетельствует о том, что мы существа ограниченные и несовершенные. Каким же образом эта идея оказалась присуща нашему уму? Декарт склоняется к единственно оправданной на его взгляд мысли, то сама эта идея вложена в нас сам ее творец и есть Бог, создавший нас и вложивший в наш ум понятие о себе как о Совершеннейшем Существе. Но из этого утверждения вытекает необходимость существования внешнего мира как предмета нашего познания. Бог не может обманывать нас, он создал мир, подчиняющийся неизменным законам и постижимый нашим разумом, созданным им же. Так Бог становится у Декарт гарантом постижимости мира и объективности человеческого познания. Благоговение перед Богом оборачивается глубоким доверием к разуму. Вся система аргументации Декарта делает вполне понятной его мысль существовании врожденных идей в качестве одного из основоположений рационалистической теории познания. Именно врожденным характером идеи объясняется сам эффект ясности и отчетливости, действенности интеллектуальной интуиции, присущей нашему уму. Углубляясь в него, мы оказываемся способными познавать сотворенные Богом вещи.

Декарт отождествил ум и душу, называя воображение и  чувство модусами ума. Устранение души в ее прежнем смысле позволило  Декарту противопоставить две субстанции природу и дух, и превратить природу  в мертвый объект для познавания (конструирования) и использования  человеком, но при этом возникла серьезная  проблема философии Декарта - связи  души и тела, и раз все есть суть механизмы - попытался решить ее механистически: в "шишковидной железе" (где находится вместилище души по Декарту) механические воздействия, передаваемые органами чувств достигают сознания. Последовательным рационалистом Декарт оставался даже при рассмотрении категорий этики - аффекты и страсти  он рассматривал как следствие телесных движений, которые (пока они не освещены светом разума) порождают заблуждения  разума (отсюда и злые поступки). Источником заблуждения служит не разум а  свободная воля, которая заставляет действовать человека там, где разум  еще не располагает ясным (т.е. боговым) сознанием. Декарт полагает, что все  возможные вещи составляют две самостоятельных  и независимых друг от друга (но не от создавшего их Бога) субстанции - души и тела Эти субстанции познаются  нами в их основных атрибутах; для  тел таким атрибутом является протяжение, для душ - мышление. Телесная природа последовательно представлена у Декарта концепцией механизма. Вечно движущийся мир, подчиненный  законам механики, исчислимый математико - геометрическим образом, заготовлен для триумфального шествия математического  естествознания Природа - чисто материальное образование, ее содержание исчерпается исключительно протяжением и движением. Основными ее законами являются принципы сохранения количества движения, инерции и первоначальности прямолинейного движения. На основе этих принципов и методически контролируемого построения механических моделей разрешимы все познавательные задачи, обращенные к природе. Животные и человеческие тела подчинены действию тех же механических принципов и представляют собой "самодвижущиеся автоматы", никаких "живых начал" в органических телах (как растительных, так и животных) не имеется.

Наиболее трудная проблема философии Декарта - отношение души и тела человека. Если у животных нет души, и они представляют собой  бездушные автоматы, то в случае человека это очевидным образом  не так. Человек способен управлять  своим телом с помощью ума, а ум - испытывать на себе влияние  таких разных по природе субстанций. Душа едина, непротяженна и неделимо. Тело протяженно, делимо и сложно. Декарт, проявлявший большой интерес  к успехам тогдашней медицины, отнесся с особым вниманием к  шишковидной железе, расположенной  в центральной части головного  мозга, и связал с ней место, в  котором душевная субстанция взаимодействует  с телесной. Хотя душа как начало непротяженное и не занимает места, но она "пребывает в указанное  железе, которая есть "седалище души". Именно здесь материальные жизненные  духи и вступают в контакт с  душой. Раздражение из внешнего мира передается по нервам в головной мозг и возбуждает пребывающую там  душу. Соответственно, самостоятельное  возбуждение души приводит в движение жизненные духи, и нервный импульс  завершается мышечным движением. Связь  души и тела в целом укладывается в схемы, по существу, механического  взаимодействия.

Информация о работе Рене Декарт и его учение