Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 19:04, автореферат
Основная цель диссертационного исследования состоит в целостной и систематической реконструкции проблемы методического сомнения в философии Декарта. В соответствии с этой целью определяются также основные задачи, стоящие перед диссертационным исследованием:
1) Выявить место и роль, которую проблематика методического сомнения играет в философии Декарта;
2) Показать связь методического сомнения с рационалистической методологией Декарта, с одной стороны, и поиском основоположений его метафизики, с другой;
3) Раскрыть отношение методического сомнения к фундаменталистской стратегии обоснования знания, практикуемой Декартом в его теории познания;
4) Выявить и охарактеризовать ключевые функции, выполняемые методическим сомнением в философии Декарта;
5) Дать детальную интерпретацию скептического аргумента, используемого Декартом для достижения достоверного знания, охарактеризовать его основные этапы, используемую в их рамках скептическую аргументацию, а также общие итоги методического сомнения.
Введение………………………………………………………………………….2
Раздел 1. Рене Декарт и его учение...……………………………………………3
Раздел 2. Доказательство существования Бога и его роль в философии Р. Декарта. Учение о врожденных идеях…………………………………..………5
Раздел 3. Правила метода…………………………………………………….....10
Раздел 4. Проблемы метода…………………………………………………..…13
Заключение………………………………………………………………….........17
Список литературы………………………………………………………………22
Наиболее трудная проблема философии Декарта - отношение души и тела человека. Если у животных нет души, и они представляют собой бездушные автоматы, то в случае человека это очевидным образом не так. Человек способен управлять своим телом с помощью ума, а ум - испытывать на себе влияние таких разных по природе субстанций. Душа едина, непротяженна и неделимо. Тело протяженно, делимо и сложно. Декарт, проявлявший большой интерес к успехам тогдашней медицины, отнесся с особым вниманием к шишковидной железе, расположенной в центральной части головного мозга, и связал с ней место, в котором душевная субстанция взаимодействует с телесной. Хотя душа как начало непротяженное и не занимает места, но она "пребывает в указанное железе, которая есть "седалище души". Именно здесь материальные жизненные духи и вступают в контакт с душой. Раздражение из внешнего мира передается по нервам в головной мозг и возбуждает пребывающую там душу. Соответственно, самостоятельное возбуждение души приводит в движение жизненные духи, и нервный импульс завершается мышечным движением. Связь души и тела в целом укладывается в схемы, по существу, механического взаимодействия.
Основные моральные установки картезианства легко извлекаются из общей направленности его философии. Укрепление господства разума над чувствами и страстями тела - исходный принцип для поиска формул нравственного поведения в самых разнообразных жизненных ситуациях. Декарта отличает своего рода растворение феномена воли в чистом интеллектуализме[6].
Свобода
воли определяется им
Заключение.
В заключение представляется необходимым кратко изложить основные выводы, которые являются ответами на поставленные задачи.
1)Выдвижение на первый
план вопроса о правильном первоначале знания
обо всем сущем как таковом составляет
отличительную черту метафизики Нового
времени, которая характеризуется именно
методически-системной постановкой вопроса
о построении философии; постановка на
первый план вопроса о правильном начале,
с которого надо начинать построение философской
2) В процессе поиска
правильного первого принципа философии Декарт сформулировал
характерную для его рационалистической
концепции философского и конкретно-научного
знания идею о том, что для нахождения
истины необходимо обладать правильным
методом познания; избрав главной целью
своего философствования
На этом основании
Декарт пришел к выводу о том, что должен
существовать только один, универсальный
научный метод познания; универсализация
метода, и его идентификация с логикой
(хотя и не носящей силлогистического
3) В плане структурного
построения его системы это означает,
что методология увязывается с теорией
знания, а оба эти раздела системы, в свою
очередь, непосредственно соотносятся
с концепцией человеческого ума. Тем не
менее конкретный характер отношений
между рационалистической методологией,
теорией познания и концепцией человеческого
ума в философии Декарта заслуживает существенных
уточнений; рассмотрение концепции ума
в философии Декарта позволяет существенно
уточнить теоретико-познавательные положения
его концепции, поскольку в то время как
понятия «анализа» и «синтеза» в философской
системе Декарта соотносятся прежде всего
с его теорией метода, понятия «интуиции»
и «дедукции», занимающие центральное
место в его теории познания, соотносятся
в первую очередь с его теорией ума; понятие
«ума» (лат. mens, ingenium) используется в философии
Декарта в качестве наиболее общей способности
познания, свойственной человеку, которая,
со своей стороны, может выражаться в различных
проявлениях когнитивной деятельности
субъекта. В этом смысле для картезианской концепции
ума характерен тезис, что он представляет
собой познавательную способность человека,
состоящую из разума, или интеллекта (лат.
intellectus), воображения (лат. imaginatio), памяти
(лат. memoria) и чувств (лат. sensus); основополагающую
роль в рамках теории познания Декарта
выполняет понятие разума, или интеллекта.
В свою очередь, основоположения
4) К числу ключевых функций методического сомнения следует отнести его (1) антискептическую функцию, которая реализуется за счет предельной радикализации сомнения и его направленности на достижение абсолютно достоверного знания; (2) элиминативную функцию, призванную способствовать «очищению» человеческого ума от целого ряда заблуждений и предрассудков, играющих роль препятствий на пути человеческого познания; (3) корректирующую функцию, которая позволяет мыслящему субъекту избегать наивнореалистического подхода к внешнему миру и (4) конструктивную функцию, находящую свое выражение в нацеленности методического сомнения на достижение первых принципов достоверного знания; методическое сомнение, направленное на достижение несомненного знания, осуществляется Декартом в несколько последовательных этапов [10].
5) Используя процедуру методического сомнения, он стремился выяснить, какого рода суждения в наибольшей степени пригодны для построения системы достоверного знания. Для этого в рамках своего скептического аргумента он выдвигает несколько разновидностей скептических соображений, призванных способствовать критической проверке различных типов знания; стратегия Декарта, которой он руководствовался, используя методическое сомнение, заключалась в том, чтобы преодолеть скептицизм изнутри, всемерно заостряя и радикализируя применяемые им аргументы, с тем, чтобы в конечном счете обнаружить какую-либо несомненную истину;
В «Размышлениях о
первой философии» Декарт выделяет три
этапа методического сомнения, на первом
из которых сомнению подвергается достоверность
чувственного познания, на втором — возможность
познания внешнего мира как такового,
а на третьем — когнитивный потенциал
мыслящего субъекта в целом. Сравнительная
важность используемых на этих трех этапах
скептических аргументов не является
одинаковой. Наиболее важными из скептических
аргументов, выдвинутых Декартом в «Первом
размышлении», являются аргумент относительно
сновидения и аргумент относительно принципиального
несовершенства познавательных способностей
человека; предельная радикализация сомнения
в достоверности всех имеющихся в его
распоряжении знаний позволяет Декарту на
его заключительном этапе сделать вывод
о том, что в самом акте сомнения уже подразумевается
несомненность существования его собственного
мыслящего Я, что делает неизбежным переход
от осуществления процедуры методического
сомнения к доказательству несомненности
существования самого познающего субъекта
как первого метафизического
На основании всего
вышесказанного мы можем сделать вывод
о том, что учение о радикальном сомнении
и его преодолении является одной из важнейших
составных частей философского дискурса
Рене Декарта, без адекватной реконструкции
которого невозможно адекватное понимание
как философии самого Декарта, так и философии
Нового времени в целом. Принципиально
важная роль, которую методическое сомнение
играет в философии Декарта, обусловлена
его системно-методической постановкой
вопроса о нахождении правильного начала
философии как первом условии достижения
достоверного познания. В философии Декарта
методическое сомнение понимается как философская процедура,
цель которой заключается в критической
проверке достоверности различных типов
философского и конкретно-научного знания
с тем, чтобы в итоге достичь несомненного
и достоверного знания о правильном начале
философии. Успешная реализация этой задачи,
выражающаяся в обнаружении Декартом
с помощью процедуры методического сомнения
абсолютной достоверности своего существования
как мыслящего существа, позволяет осуществить
переход от рационалистической методологии
к основоположениям философии Декарта
и тем самым положить начало положительному
философскому системосозиданию[
Список литературы
1.АсмусВ.Ф. "Избранные философские труды", т.2, М: 1969
2.БольшаковА.В., ГрехневВ.С., ДобрынинаВ.И.Основы философских знаний. Учебное пособие. М., 1994
3.Введение в философию.// под ред. ФроловаС.С., М., 1996
4.Декарт Р. Сочинения в двух томах. Том 1.- М.: Мысль, 1989
5. Лейбниц Г. В. Соч. — В 4-х тт. — Т. I—IV. — М.: Мысль, 1982—1989.
6. ЛоккД. Соч. — В 3-х тт. — Т. I—III. — М.: Мысль, 1985—1988.
7. Мальбранш Н. Разыскание истины / Пер. с франц. — СПб.: Наука,1999.
8.Научная библиотека
диссертаций http://www.dissercat.com/
9. Паскаль Б. Мысли / Пер. с фр. О. Хомы. — М.: Reil—Book, 1994.
10.СоколовВ.В.Философия Рене Декарта.- М., 1986.
11.СпиркинА.Г.Философия. Учебник. М., 2001