Рене Декарт и его учение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 19:04, автореферат

Краткое описание

Основная цель диссертационного исследования состоит в целостной и систематической реконструкции проблемы методического сомнения в философии Декарта. В соответствии с этой целью определяются также основные задачи, стоящие перед диссертационным исследованием:
1) Выявить место и роль, которую проблематика методического сомнения играет в философии Декарта;
2) Показать связь методического сомнения с рационалистической методологией Декарта, с одной стороны, и поиском основоположений его метафизики, с другой;
3) Раскрыть отношение методического сомнения к фундаменталистской стратегии обоснования знания, практикуемой Декартом в его теории познания;
4) Выявить и охарактеризовать ключевые функции, выполняемые методическим сомнением в философии Декарта;
5) Дать детальную интерпретацию скептического аргумента, используемого Декартом для достижения достоверного знания, охарактеризовать его основные этапы, используемую в их рамках скептическую аргументацию, а также общие итоги методического сомнения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Раздел 1. Рене Декарт и его учение...……………………………………………3
Раздел 2. Доказательство существования Бога и его роль в философии Р. Декарта. Учение о врожденных идеях…………………………………..………5
Раздел 3. Правила метода…………………………………………………….....10
Раздел 4. Проблемы метода…………………………………………………..…13
Заключение………………………………………………………………….........17
Список литературы………………………………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Филосояия.docx

— 60.20 Кб (Скачать файл)

Наиболее трудная проблема философии Декарта - отношение души и тела человека. Если у животных нет души, и они представляют собой бездушные автоматы, то в случае человека это очевидным образом не так. Человек способен управлять своим телом с помощью ума, а ум - испытывать на себе влияние таких разных по природе субстанций. Душа едина, непротяженна и неделимо. Тело протяженно, делимо и сложно. Декарт, проявлявший большой интерес к успехам тогдашней медицины, отнесся с особым вниманием к шишковидной железе, расположенной в центральной части головного мозга, и связал с ней место, в котором душевная субстанция взаимодействует с телесной. Хотя душа как начало непротяженное и не занимает места, но она "пребывает в указанное железе, которая есть "седалище души". Именно здесь материальные жизненные духи и вступают в контакт с душой. Раздражение из внешнего мира передается по нервам в головной мозг и возбуждает пребывающую там душу. Соответственно, самостоятельное возбуждение души приводит в движение жизненные духи, и нервный импульс завершается мышечным движением. Связь души и тела в целом укладывается в схемы, по существу, механического взаимодействия.

Основные моральные установки картезианства легко извлекаются из общей направленности его философии. Укрепление господства разума над чувствами и страстями тела - исходный принцип для поиска формул нравственного поведения в самых разнообразных жизненных ситуациях. Декарта отличает своего рода растворение феномена воли в чистом интеллектуализме[6].

 Свобода  воли определяется им посредством  указания на следование "логике  порядка". Одно из жизненных  правил Декарта звучит так: "Побеждать  скорее себя самого, нежели судьбу, и менять скорее свои желания, чем мировой порядок; верить, что  нет ничего, что было бы целиком  в нашей власти, за исключением  наших мыслей". Начиная с Декарта, новые ориентации философской  мысли, в которых центральное  место занимают мысль и сам  человек, обретают классически ясный характер[6].

 

Заключение.

В заключение представляется необходимым кратко изложить основные выводы, которые являются ответами на поставленные задачи.

 

1)Выдвижение на первый план вопроса о правильном первоначале знания обо всем сущем как таковом составляет отличительную черту метафизики Нового времени, которая характеризуется именно методически-системной постановкой вопроса о построении философии; постановка на первый план вопроса о правильном начале, с которого надо начинать построение философской системы, является определяющей особенностью философского поиска Декарта, благодаря чему в его философствовании просматриваются базисные контуры будущей европейской философии Нового времени; концептуальное размежевание Декарта с ведущими интеллектуальными течениями его эпохи в лице поздней аристотелевско-томистской схоластики и возрожденческого скептицизма было продиктовано в первую очередь тем, что оба эти течения не смогли предложить адекватного решения задачи, связанной с нахождением правильных основоположений философского дискурса; особенности системно-методического поиска правильных основоположений философского дискурса определяются в системе Декарта рационалистической концепцией знания, согласно которой к философскому и конкретно-научному знанию может быть отнесено только достоверное и несомненное знание; в соответствии с системно-методическим характером философии Декарта задача достижения подобного типа знания отводится универсальному методу [8].

 

2) В процессе поиска правильного первого принципа философии Декарт сформулировал характерную для его рационалистической концепции философского и конкретно-научного знания идею о том, что для нахождения истины необходимо обладать правильным методом познания; избрав главной целью своего философствования достижение достоверного и очевидного познания, Декарт образец такого достоверного знания усматривал в математике в виде двух ее основополагающих разделов — арифметики и геометрии. Для него методическое познание истин математики играло роль образца процедуры познания, в соответствии с которой, исходя из простейших истин как из основополагающих посылок достоверного знания, мы можем дедуцировать другие истины, причем таким образом, что достоверность этих последних также будет для нас очевидной и несомненной; стремясь разработать такой универсальный метод познания, которым можно было бы использовать для создания философской системы достоверного знания, Декарт пришел к выводу о необходимости принять процедуры математического познания за образец и распространить построенный на их основе метод на все остальные области исследования; специфика разработанной Декартом модели рационалистической методологии познания заключалась прежде всего в том, что, отказавшись от восходящего к языческой греческой теологии и космологии учения о качественной неоднородности уровней реального бытия, он стал считать математический метод образцом всеобщего метода познания; понятие «всеобщей математики» играет роль основополагающего принципа всей его методологии. В основе этого подхода лежало убеждение, что все науки похожи друг на друга в том отношении, что метод, сходный с используемым в математике, можно использовать и во всех иных отраслях знаний; руководствуясь понятием «всеобщей математики» как главным принципом своей рационалистической методологии, Декарт отказался от аристотелевско-схоластической идеи различных типов научных дисциплин, использующих различные методы познания, и заменил ее идеей одной универсальной науки, — «всеобщей математики», — пользующейся одним универсальным методом познания. Подлинное философское знание всегда представляет собой достоверное и очевидное познание, единое как по своему предмету, так и по своему методу[8].

 На этом основании Декарт пришел к выводу о том, что должен существовать только один, универсальный научный метод познания; универсализация метода, и его идентификация с логикой (хотя и не носящей силлогистического характера), решающий шаг к которым был сделан в рамках учения о методе, предложенного Декартом, является отличительной чертой философского мышления Нового времени; понятие универсального метода в философской системе Декарта концептуализируется с помощью выделения в его рамках частных процедур методического познания, главными из которых являются методы анализа, или разделения (лат. геБоЫю) и синтеза, или составления (лат. сотроБМо); функция процедуры анализа, или разделения заключается в первую очередь в отделении друг от друга «простых сущностей», которые Декарт в «Правилах для руководства ума» называет «простыми природами», с целью их последующего достоверного познания. Функция процедуры синтеза, или композиции состоит в том, что с его помощью мыслящий субъект способен, используя процедуры дедуктивного вывода, от первоначальных и самоочевидных истин придти к более сложным и выводным истинам; в рамках своей рационалистической методологии Декарт отдает предпочтение аналитическому методу, объясняя свое решения многофункциональным предназначением последнего: аналитический метод служит не только целям доказательства, но и целям открытия новых истин; одна из центральных проблем структурной специфики философии Декарта — это проблема связи между универсальным методом и теорией познания. Принято считать, что в философии Декарта теория метода тесно связана с теорией познания, а последняя — с объяснением процесса познания[8].

 

3) В плане структурного построения его системы это означает, что методология увязывается с теорией знания, а оба эти раздела системы, в свою очередь, непосредственно соотносятся с концепцией человеческого ума. Тем не менее конкретный характер отношений между рационалистической методологией, теорией познания и концепцией человеческого ума в философии Декарта заслуживает существенных уточнений; рассмотрение концепции ума в философии Декарта позволяет существенно уточнить теоретико-познавательные положения его концепции, поскольку в то время как понятия «анализа» и «синтеза» в философской системе Декарта соотносятся прежде всего с его теорией метода, понятия «интуиции» и «дедукции», занимающие центральное место в его теории познания, соотносятся в первую очередь с его теорией ума; понятие «ума» (лат. mens, ingenium) используется в философии Декарта в качестве наиболее общей способности познания, свойственной человеку, которая, со своей стороны, может выражаться в различных проявлениях когнитивной деятельности субъекта. В этом смысле для картезианской концепции ума характерен тезис, что он представляет собой познавательную способность человека, состоящую из разума, или интеллекта (лат. intellectus), воображения (лат. imaginatio), памяти (лат. memoria) и чувств (лат. sensus); основополагающую роль в рамках теории познания Декарта выполняет понятие разума, или интеллекта. В свою очередь, основоположения теории познания концептуализируются французским философом с помощью понятий «интуиции» и «дедукции». В теории познания Декарта понятия «интуиция» и «дедукция» выражают саму природу картезианского разума; в системе Декарта область философского и конкретно-научного знания ограничивается совершенным знанием, то есть таким знанием, которое является достоверным и несомненным. К числу подобного рода знаний, во-первых, относятся суждения, которые познаются с помощью интуиции и, вовторых, суждения, которые выводятся из суждений первого типа с помощью процедуры дедукции. Интуиция и дедукция являются поэтому двумя основополагающими способами познания, поскольку, как неоднократно подчеркивает Декарт в своих сочинениях, подлинного знания невозможно достичь какими-либо иными способами; учение о радикальном методическом сомнении и его преодолении, представляя собой составную часть методологии Декарта, занимает, тем не менее, в его философии важное место, поскольку с его помощью в системе Декарта осуществляется переход от рационалистической методологии к основоположениям метафизики Декарта как основы всей его философской системы; в философии Декарта учение о радикальном сомнении и его преодолении тесно связано с применением фундаменталистской стратегии обоснования знания, согласно которой достоверность всего человеческого знания определяется тем, что в его основе лежит такой тип знания, истинность которого известна познающему индивиду непосредственно, то есть без помощи вывода. Необходимость использования методического сомнения при реализации этой стратегии обоснования знания объясняется Декартом тем, что понимание мыслящим субъектом метафизических основоположений знания наталкивается на множество предрассудков и предубеждений, которые требуют устранения с помощью процедуры радикального сомнения; в философской системе Декарта применение методического сомнения носит многофункциональный характер [10].

 

4) К числу ключевых функций методического сомнения следует отнести его (1) антискептическую функцию, которая реализуется за счет предельной радикализации сомнения и его направленности на достижение абсолютно достоверного знания; (2) элиминативную функцию, призванную способствовать «очищению» человеческого ума от целого ряда заблуждений и предрассудков, играющих роль препятствий на пути человеческого познания; (3) корректирующую функцию, которая позволяет мыслящему субъекту избегать наивнореалистического подхода к внешнему миру и (4) конструктивную функцию, находящую свое выражение в нацеленности методического сомнения на достижение первых принципов достоверного знания; методическое сомнение, направленное на достижение несомненного знания, осуществляется Декартом в несколько последовательных этапов [10].

 

5) Используя процедуру методического сомнения, он стремился выяснить, какого рода суждения в наибольшей степени пригодны для построения системы достоверного знания. Для этого в рамках своего скептического аргумента он выдвигает несколько разновидностей скептических соображений, призванных способствовать критической проверке различных типов знания; стратегия Декарта, которой он руководствовался, используя методическое сомнение, заключалась в том, чтобы преодолеть скептицизм изнутри, всемерно заостряя и радикализируя применяемые им аргументы, с тем, чтобы в конечном счете обнаружить какую-либо несомненную истину;

В «Размышлениях о первой философии» Декарт выделяет три этапа методического сомнения, на первом из которых сомнению подвергается достоверность чувственного познания, на втором — возможность познания внешнего мира как такового, а на третьем — когнитивный потенциал мыслящего субъекта в целом. Сравнительная важность используемых на этих трех этапах скептических аргументов не является одинаковой. Наиболее важными из скептических аргументов, выдвинутых Декартом в «Первом размышлении», являются аргумент относительно сновидения и аргумент относительно принципиального несовершенства познавательных способностей человека; предельная радикализация сомнения в достоверности всех имеющихся в его распоряжении знаний позволяет Декарту на его заключительном этапе сделать вывод о том, что в самом акте сомнения уже подразумевается несомненность существования его собственного мыслящего Я, что делает неизбежным переход от осуществления процедуры методического сомнения к доказательству несомненности существования самого познающего субъекта как первого метафизического основоположения его философии[8].

На основании всего вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что учение о радикальном сомнении и его преодолении является одной из важнейших составных частей философского дискурса Рене Декарта, без адекватной реконструкции которого невозможно адекватное понимание как философии самого Декарта, так и философии Нового времени в целом. Принципиально важная роль, которую методическое сомнение играет в философии Декарта, обусловлена его системно-методической постановкой вопроса о нахождении правильного начала философии как первом условии достижения достоверного познания. В философии Декарта методическое сомнение понимается как философская процедура, цель которой заключается в критической проверке достоверности различных типов философского и конкретно-научного знания с тем, чтобы в итоге достичь несомненного и достоверного знания о правильном начале философии. Успешная реализация этой задачи, выражающаяся в обнаружении Декартом с помощью процедуры методического сомнения абсолютной достоверности своего существования как мыслящего существа, позволяет осуществить переход от рационалистической методологии к основоположениям философии Декарта и тем самым положить начало положительному философскому системосозиданию[8].

Список литературы

 

1.АсмусВ.Ф. "Избранные философские труды", т.2, М: 1969

2.БольшаковА.В., ГрехневВ.С., ДобрынинаВ.И.Основы философских знаний. Учебное пособие. М., 1994

3.Введение в философию.// под ред. ФроловаС.С., М., 1996

4.Декарт Р. Сочинения  в двух томах. Том 1.- М.: Мысль, 1989

5. Лейбниц Г. В. Соч. — В 4-х тт. — Т. I—IV. — М.: Мысль, 1982—1989.

6. ЛоккД. Соч. — В 3-х тт. — Т. I—III. — М.: Мысль, 1985—1988.

7. Мальбранш Н. Разыскание истины / Пер. с франц. — СПб.: Наука,1999.

8.Научная библиотека диссертаций http://www.dissercat.com/content/problema-metodicheskogo-somneniya-v-filosofii-rene-dekarta#ixzz3FZ8TbQbq

 

9. Паскаль Б. Мысли / Пер. с фр. О. Хомы. — М.: Reil—Book, 1994.

10.СоколовВ.В.Философия Рене Декарта.- М., 1986.

11.СпиркинА.Г.Философия. Учебник. М., 2001

 

 

 


Информация о работе Рене Декарт и его учение