Реформы Петра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 12:50, контрольная работа

Краткое описание

1.В каких сферах реформы Петра I вызвали наибольшее противодействие и почему?
2.Что такое «просвещенный абсолютизм»? Когда он был в России и каковы его результаты?
3. Каковы особенности внутренней политики Александра I ?
4.Перечислите важнейшие буржуазные реформы, проводившиеся в 60-70-е годы XIXв.?
5. Почему многие реформы Александра II оказались незавершенными?

Вложенные файлы: 1 файл

отечественная история.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

        Земская и городская реформы. К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным хозяйством. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Оно учреждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорого, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений и так далее. Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором. Земства сыграли большую положительную роль в поднятии местного хозяйства, в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Через несколько лет после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.На аналогичных основаниях в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства, а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным съездам (мелких, средних и крупных налогоплательщиков).     

      Судебная реформа. Одновременно с земской реформой в 1864 г. правительство провело судебную реформу. Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации. Судебные заседания стали открытыми для публики.Центральным звеном нового судебного устройства был окружной суд с присяжными заседателями. Обвинение в суде поддерживал прокурор. Ему возражал защитник. Присяжные заседатели, 12 человек, назначались по жребию из представителей всех сословий. Выслушав судебные прения, присяжные выносили вердикт («виновен», «невиновен», или «виновен, но заслуживает снисхождения»). На основании вердикта суд выносил приговор, т.е. определял меру наказания или прекращал дело. Судебная реформа была одним из наиболее последовательных и радикальных преобразований 60 - 70 гг. XIX в.Но судебная реформа осталась незавершенной. Не был реформирован Сенат - высшая судебная инстанция. Для разбора мелких уголовных дел и конфликтов в крестьянской среде был сохранен сословный волостной суд.

    Военные реформы. В 1861 г. военным министром был назначен генерал Д.А. Милютин (1816-1912), который провел ряд важных реформ. Они имели целью создание крупных обученных резервов при ограниченной армии мирного времени. На завершающем этапе этих реформ следовало перейти от рекрутчины к всеобщей воинской повинности. 1 января 1874г. был принят закон, отменивший рекрутчину и распространивший обязанность служить в армии на мужчин всех сословий, достигших 20 лет и годных по состоянию здоровья. В пехоте срок службы устанавливался в 6 лет, на флоте в 7 лет. Военная реформа ускорила ломку сословного строя, хотя офицерский состав, как и раньше, в основном пополнялся дворянской молодежью.

      Преподование в университетах получил больше свободы, они стали доступными для вольнослушателей, как мужчин, так иженщин. В 1863 г. был издан устав, согласно которому профессорская корпорация получила самоуправление. Студенты же не получила права влиять каким-либо образом на порядок в университете. Что являлось поводом для частых «студенческих беспорядков». Под влиянием таких настроений граф Д.А. толстой решил осуществить реформу средней школы. В начале царствования императора (при министре А.В. Головине) доступ в был открыт для детей всех сословий. Гимназии же были двух типов: классические, с изучением древних языков и реальные, соответственно без них, но с преоблоданием естествознания.

Реформы 60-70гг. XIX в. - крупное  явление в истории  России. Устранив ряд пережитков, создав современные органы самоуправления и суда, они способствовали росту производительных сил страны, гражданского самосознания народа, распространению просвещения, улучшению жизни. Но это было только начало большого дела. Оставались нетронутыми многие дворянские привилегии, особенно в местном управлении. Реформы не коснулись и верхних этажей власти.

   5. Почему многие реформы Александра II оказались незавершенными?

 

     Проведенные реорганизации имели прогрессивный характер. Они начали закладывать базу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению значимости общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

Однако  процесс модернизации России имел специфический  характер. Он прежде всего обуславливался традиционной подавленностью российской буржуазии  и политической пассивностью народных масс. Выступления  радикалов (шестидесятников и революционных народников) лишь инициировали консервативные силы, устрашали либералов и задерживали реформаторские устремления правительства.

Зачинателями  реформ были некоторые  высшие государственные  чиновники, так называемая «либеральная бюрократия». Этим объяснялась нелогичность, незавершенность и ограниченность большинства реформ.

Логическим  продолжением реформ 60-70 годов XIX века могло  бы стать принятие умеренных конституционных  предложений, разработанных  в январе 1881 года министром внутренних дел, графом М.Т.Лорис-Меликовым. Они предполагали развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных проблем. Однако убийство народовольцами императора Александра II 1 марта 1881 года изменило общее направление правительственного курса.

    Император Александр II, вызвавший восхищение и удивление просвещенных людей целого мира, натолкнулся и на недоброжелателей. Преследовавшие никому не понятные цели, организаторы создали целый ряд посягательств на жизнь государя, составлявшего гордость и славу России. 1 марта 1881 года государь, за которого многочисленное население готово было положить жизнь, скончался страдальческой смертью от злодейской руки, кинувшей разрывной снаряд.

Карета  доехала до Театрального моста, раздался взрыв, взломавший задок  кареты, которая тут  же остановилась. Государь вышел из нее невредим. Кучер государя, предчувствуя бедствие, сказал: «Поедемте, государь!». Но император, не слушал и сделал несколько шагов назад: «Хочу видеть своих раненых». В это время толпа успела остановить здорового детину, кинувшего бомбу. Государь обернулся к нему: «Так это ты хотел меня убить?». Но не успех он договорить, как вторая бомба взорвалась перед ним, и он опустился со словами: «Помогите». 

     Убийство императора выдающийся русский философ В.В.Розанов назвал «помесью Безумия и Подлости». Политическое завещание Александра II было уничтожено. Александр III, в сознании своих былых заблуждений и в стремлении вернуться к идеалу царей Московских, обратился к народу с манифестом, в котором утверждались несокрушимость самодержавной власти и исключительная ответственность самодержца перед богом.

Русская империя вернулась, таким образом, на старые традиционные пути, на которых она когда-то нашла известность и процветание.

Александр II оставил глубокий след в истории, ему  удалось сделать  то, за что боялись  взяться другие самодержцы - освобождение крестьян от крепостного гнета. Плодами его реформ мы пользуемся и по нынешний день. Мы рассмотрели основные преобразования и реформы, проведенные Александром II. Основная реформа его царствования - освобождение крестьян - в корне изменила порядок, существовавший до этого, и повлекла за собой все остальные реформы.

      Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без социальных катаклизмов и братоубийственной войны. С отменой крепостного права «воскресла» торгово-промышленная деятельность, в города хлынул поток рабочих рук, открылись новые сферы для предпринимательства. Между городами и уездами восстановились былые связи и создались новые.

Падение крепостной зависимости, выравнивание всех перед  судом, создание новых  либеральных форм общественной жизни привели к свободе личности. А чувство этой свободы пробудило желание развить ее. Создавались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни.

В годы его правления  Россия прочно укрепила свои взаимоотношения  с европейскими державами, разрешила многочисленные конфликты с соседствующими странами. Трагическая кончина императора сильно изменила дальнейший ход истории, и именно это событие привело через 35 лет Россию к гибели, а Николая II к мученическому венку.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.«Лекции по русской истории» С. Ф. Платонов, Москва, издательство «Высшая школа», 1993 год.

2.История России, XX - начало XXI века: Учеб. Для 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2003. - 383с.
3.В.М. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Под. ред. В.И. Уколовой. - М.: Дрофа, 1996. - 400с.
4.Отечественная история: Учебник для вузов / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов, Ю.П. Кожаев, Под. Ред. Проф. Ш.М. Мунчаева - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1999. - 412с.

5. Сахаров А.Н: История России. -М.: А.С.Т., 1997

6. Степашенко Л.А., Софроненко К.А:Государственный строй в России в первой четверти XVIII века. Цитата В.И.Ленина., М.: Наука, 1973

7. Ключевский В.О: Сочинения в 9 т. Курс русской истории /т.4/-М.:Мысль, 1989.

8. ред.Титова Ю.П: История государства и права. - М.: Мысль,1988г.

9. ред. Чистякова О.И, Мартысевича И.Д: История государства и права СССР.- М.:Наука, 1996.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Реформы Петра