Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 23:34, реферат
Что происходит в сознании окружающих нас людей? Есть ли психика у животных? И если да, то чем она отличается от человеческой? Ответ на эти и многие другие вопросы ставит своей основной задачей Дэниел Деннет в книге «Виды психики: на пути к пониманию сознания». Думаю, каждый из нас хотя бы раз в жизни задумывался над подобными вопросами, на протяжении многих веков составляющих важную проблему философской мысли. Поэтому мне было особенно интересно прочитать эту книгу, которое произвела на меня определённое благоприятное воздействие, заставив задуматься о важнейших вопросах бытия. При чтении я стремился анализировать мысли и теоретические положения Деннета с точки зрения философии. Я высоко оценил данный труд Деннета, который, по-моему, достаточно полно рассмотрел поставленный круг вопросов, выдвинул интересные и небезосновательные теории, провёл необходимые исследования.
Описывая дальнейшие этапы эволюции, Деннет указывает на совместное эволюционирование животных и растений или, как это называется в биологии, коэволюцию. Например, растениям, стремясь выжить и спастись от вредителей, питающихся ими, приходилось и приходится создавать новые формы защитной организации (шипы, иголки), способности (выпуск токсичных газов). У травоядных животных не остаётся другого выхода, как делать то же самое, то есть развивать способности для преодоления препятствий в получении пищи. Так, подгоняя друг друга, растения и животные постепенно совершенствуются. Казалось бы, эти действия также говорят нам о наличии психики у животных и растений. Однако здесь я не совсем согласен с Деннетом. Ведь процесс совершенствования может происходить на чисто физиологическом уровне в процессе постепенной адаптации и не касаться уровня психики. Ведь у животного нет стремления как такового стать лучше. Сама природа делает отбор наиболее достойных для дальнейшей жизни существ. Доказывают же наличие психики у растений (для животных это всё проще), по-моему, исследования их реакции на различных людей. Известно, что если человек повредил растение или плохо с ним обращался, то при его приближении внутренние процессы у растения идут одним образом. Когда же к нему подходит человек, постоянно ухаживающий за ним, поливающий его, бережно обращающийся, реакция растения совершенно иная. Думаю, что растение не обязательно «исходит» из отношения человека к нему. Скорее всего, оно может реагировать на его внутренний мир, состояние души: если человек добрый и позитивный, то растение будет тянуться к нему, и наоборот.
Важной характеристикой
В пятой главе своей книги Деннет подробно останавливается на внутренних инстинктах животных и как будто даже отходит от утверждений о наличии у них психики. Ведь при этом животное действует совершенно автоматически, не составляет планов и стратегий. Животные часто опираются на инстинкты и рефлексы, проявляя интенциональную стратегию по отношению друг к другу. Когда гепард охотится на антилоп, он не составляет себе плана действий, так как этот план уже заложен в него природой. Антилопы же собираются стадами, спасаются и выживают все вместе, но делают это чисто инстинктивно. Уверен, если антилопу можно было бы спросить, зачем она присоединилась к стаду, она не смогла бы дать вразумительного ответа. Деннет приводит пример рационального действия со стороны животных: птица, уводящая хищника подальше от своего гнезда. Подобной разумностью обладает не каждый человек. Но Дэниел Деннет считает это лишь проявлением поведенческого инстинкта, подтверждая это тем, что птица каждый раз ведёт себя одинаково.
Отдельную главу Деннет посвящает разуму и сравнению разума человека и животного. Но откуда же мы всё-таки знаем о существовании у нас разума. Ведь мы никогда не видели его, как мы никогда не видели наш мозг. Но если о существовании и предназначении у нас мозга мы можем судить лишь с чужих слов, то сознание мы можем даже почувствовать из рациональности и внутренней логики наших действий. Мы всегда стремимся знать причину и следствие всего, что происходит. Примером отличия сознания человека от животного может быть любой вид спорта. Так, когда человек бежит дистанцию на время, он чётко осознаёт смысл этой деятельности и свою цель и поступает по своей воле. При этом его цель – выиграть забег- не является насущной необходимостью, она не способствует его выживанию. У человека нет плана действий, и действие не содержит интенциальной установки. Обезьяна, например, никогда бы не додумалась провести подобные соревнования, так как она не обладает человеческим сознанием.
В повседневной
жизни сознание человека может заменяться
полностью механическими
Из всех животных Деннет выделяет собак, которые уже на протяжении веков живут рядом с человеком. Они чувствуют наше настроения и наши стремления, они часто становятся частью нас, они помогают людям жить, часто рискуя собственной жизнью. Человеку известно много таких примеров подвигов собак (собак-санитаров, собак-военных, собак-спасателей и так далее), за что он должен быть вечно благодарен им.
В заключение хочется подвести основной итог данной книги. Как я уже говорил, книга мне очень понравилась, так как она простым повседневным языком объясняет достаточно сложные философские проблемы, для чего, я считаю, нужен большой талант писателя. И у Деннета он несомненно есть. В своих исследованиях по психике Деннет так и не приходит к определённому выводу, да наверное это и невозможно. Но теории и примеры, рассмотренные Деннетом, всё больше и больше приближают нас к истине. Эта книга заставила меня взглянуть на мир чуть иначе: во-первых, я стал больше задумываться о поставленных в ней философских вопросах, а во-вторых, я стал внимательнее относиться к людям, животным и растениям, к чему отчасти призывал Деннет, указывавший на ценность, красоту и уникальность окружающего нас мира.
.