Роль высшего образования в современной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 19:39, доклад

Краткое описание

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 24.50 Кб (Скачать файл)

 

Итак, обозначены фундаментальные  основы развития образования. Каковы же направления развития предполагаемой парадигмы образования?

 

В табл. 1.1 представлены возможные варианты развития образования.

 

Предлагаемую методологию  можно назвать гуманистической, так как в центре ее оказываются  человек, его духовное развитие, система  ценностей. Кроме того, новая методология, положенная в основу образовательного процесса, ставит задачу формирования нравственных и волевых качеств, творческой свободы личности.

 

В связи с этим вполне отчетливо осознается проблема гуманизации и гуманитаризации образования, которая при новой методологии приобретает гораздо более глубокий смысл, чем просто приобщение человека к гуманитарной культуре.

 

Смысл в том, что  необходимо гуманизировать деятельность профессионалов. А для этого необходимо:

 

• во-первых, пересмотреть смысл понятия "фундаментализация образования", вложив в него новый смысл и включив в основную базу знаний науки о человеке и обществе. В России это далеко не простая проблема;

 

• во-вторых, формирование системного мышления, единого видения  мира без разделения на "физиков" и "лириков" потребует встречного движения и сближения сторон. Техническую  деятельность необходимо гуманизировать. Но и гуманитариям следует сделать шаги в сторону освоения общечеловеческих ценностей, накопленных в научно-технической сфере. Именно разрыв технической и гуманитарной подготовки привел к обеднению гуманитарного содержания учебно-воспитательного процесса, снижению творческого и культурного уровня специалиста, экономическому и правовому нигилизму, а в конечном счете - к снижению потенциала науки и производства. Известный психолог В. П. Зинченко так определил опустошающее воздействие на человеческую культуру технократического мышления: "Для технократического мышления не существует категорий нравственности, совести, человеческого переживания и достоинства". Обычно, говоря о гуманитаризации инженерного образования, имеют в виду только увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебных планах вуза. При этом предлагают студентам различные искусствоведческие и другие гуманитарные дисциплины, что редко бывает непосредственно связано с будущей деятельностью инженера. Но это так называемая "внешняя гуманитаризация". Подчеркнем, что в среде научно-технической интеллигенции господствует технократический стиль мышления, который "впитывают" в себя студенты с самого начала обучения в вузе. Поэтому они относятся к изучению гуманитарных дисциплин как к чему-то второстепенному, проявляя иногда откровенный нигилизм.

 

Напомним еще раз, что сущность гуманитаризации образования видится прежде всего в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории культуры и цивилизации, всего культурного наследия. Вуз призван подготовить специалиста, способного к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, и чем богаче будет его натура, тем ярче она проявится в профессиональной деятельности. Если эта задача не будет решена, то, как писал русский философ Г. П. Федотов в 1938 г., "...есть перспектива индустриальной, могущественной, но бездушной и бездуховной России... Голая бездушная мощь - это самое последовательное выражение каиновой, проклятой Богом цивилизации".

 

Итак, главными направлениями  реформы российского образования  должны стать поворот к человеку, обращение к его духовности, борьба со сциентизмом, технократическим снобизмом, интеграция частных наук (табл. 1.2).

 

Таблица 1.2

 

Главные направления  реформирования в области науки:

 

Повернуться к человеку

 

Бороться с технократическим снобизмом 

 

Интегрировать частные  науки 

 

Необходимые условия 

 

Возрождение престижности образования 

 

Активное восприятие наук о человеке и обществе

 

Демократизация, демилитаризация, деидеологизация 

 

Ориентация на технологии постиндустриального развития

 

Основные федеральные  интересы

 

Гармоничное и свободное  развитие членов общества

 

Подъем и обогащение нравственного и интеллектуального  потенциала нации 

Обеспечение рыночной многоукладной экономики профессионалами  высокого уровня

При этом российская программа  развития образования должна содержать  механизмы, гарантирующие:

• единство федерального образовательного пространства;

• открытое восприятие и понимание всей палитры мирового культурного-исторического и образовательного опыта.

Магистральные линии  вывода российского образования  из кризиса определены; разработаны  возможные варианты реализации реформы  образования. Остается только вывести  образование на такой уровень, который  даст новое видение мира, новое  созидательное мышление.


Информация о работе Роль высшего образования в современной цивилизации