Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:26, реферат
В работе показано многообразие взглядов на проблему творческой интуиции и важность этой проблемы сегодня. Практический интерес представляет приведение характерных черт интуиции, полезных для “опознания” интуитивных компонентов в творчестве. Предложено несколько попыток классифицировать данное явление, что представляется одним из самых сложных моментов в исследовании проблемы в целом. Для определения места интуиции в научном познании приводятся новейшие исследования в области нейрофизиологических основ функционирования человеческого мозга в процессах творческой деятельности. Освещается новый нетрадиционный взгляд на природу чувственной и интеллектуальной интуиции с позиций синергетики, где даются рекомендации по инициированию интуиции.
Введение.
1. Цель работы…………………………………………………………….… 3
2. Постановка проблемы и обоснование ее выбора. ...…………………… 3
3. Обзор литературы по данной теме. …………………………………….. 4
Основная часть.
1. Историческая и логическая эволюция проблемы интуиции. ……….… 5
2. Характерные черты творческой интуиции. ……………………………. 7
3. Интуиция как результат особого механизма функционирования человеческого мозга. …………………………………………………...….. 10
4. Интуиция как самодостраивание. …………………………………….... 14
5. Заключение………………………………………………
Операции обработки информации, присущие правому и левому полушариям, не в равной степени изучены психологией. Существенно полнее исследованы левосторонние операции: уточнение и формулирование задачи, постановка вопросов, осознанный поиск в памяти подходящей гипотезы, логические способы проверки решения на доступность и непротиворечивость. Вместе с тем известно, что иногда таким путем задача не может быть решена. Что тогда? Осуществляется скачок и вступают в действие другие способы обработки информации – правосторонние.
Заметим, что об обработке в правом полушарии известно мало, главным образом потому, что соответствующие операции не осознаются.
Остановимся также на
попытке разобраться в научной
интуиции при помощи новой междисциплинарной
области знания. Синергетика –
быть может она прольет свет на
механизмы человеческого
Синергетика, или теория самоорганизации, может быть названа, пожалуй наукой о сложном. Она ориентирована на поиск неких универсальных образцов эволюции и самоорганизации сложноорганизованных систем. Теория самоорганизации – философия становления сложного, философия ритмов и пульсаций в ходе спонтанного нарастания сложности в (открытых и нелинейных) средах.
Притязания синергетики на обобщение и толкование огромного эмпирического материала, всей суммы фактов о мире человеческого познания и творчества были бы, безусловно, неправомерны и безосновательны. Речь здесь может идти лишь о том, что это сопоставление представляет интерес, ибо таит в себе новый нетрадиционный взгляд на ряд сложных феноменов человеческой психики, например на чувственную и интеллектуальную интуицию. В данном случае намечаются лишь аналогии и корреляция, развертывается общий подход к пониманию того, как могли бы протекать когнитивные и креативные процессы, если бы они протекали в некоей открытой нелинейной среде, среде мозга и сознания.
С точки зрения синергетики механизм интуиции можно представить как механизм самодостраивания структуры (визуальных и мысленных образов, идей, представлений) на поле мозга и сознания. Самодостраивание целостной структуры, по-видимому, происходит как в процессе научного, так и в процессе художественного творчества. Отсюда вытекают и поиски способов управления творческой интуицией, насколько это вообще возможно. Управлять интуицией значит инициировать самопроизвольное достраивание, переструктуюрование сенсуального и интеллектуального материала.
Блуждания в эволюционных лабиринтах мышления и знания. Синергетика свидетельствует о том, что хаос является конструктивным механизмом самоорганизации сложных систем. А именно, он необходим, для того чтобы система вышла на собственную тенденцию развития, чтобы инициировать процесс самодостраивания.
Просмотр различных, альтернативных ходов развития мыслей, продумывание и варьирование ассоциаций на заданную тему играют позитивную роль в творческом мышлении. В результате нарабатывается некий продуктивный ментальный мицелий (пересеченная, сложноорганизованнная сеть ходов), который служит полигоном для свободного движения мысли, для ее выхода в иные измерения, на новые уровни. Фридрих Ницше выразил эту мысль в поэтической, иносказательной форме: “Нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду”[4].
В качестве аналога хаоса в когнитивных процессах можно истолковать разнообразие элементов знания, составляющих креативное поле поиска, разнообразие испытываемых ходов развертывания мыслей, наличие различных сценариев движения в проблемном поле мысли.
Конечно, разнообразие элементов знания, строго говоря, нетождественно хаосу. Разнообразные элементы усвоенного человеком знания, как правило, организованы в систему. Но, во-первых, есть и значительная часть неструктурированного, аналитически еще не обработанного знания. А во-вторых, в процессе напряженного поиска, подключающего интуицию, в сферу просматриваемого, “перебираемого” втягиваются элементы внесистемного и иносистемного знания, ушедшие глубоко в подсознание элементы, образующие обычно в сознании лишь слабые следы. Рождение нового связано как раз с нарушением привычной системы упорядоченности: с переструктурированием знания или с достраиванием, выходом за пределы исходной системы.
На первоначальном этапе работы интуиции, вероятно, имеет место максимальное расширение креативного поля, охват максимально возможного разнообразия элементов знания. При этом уравновешивание главного и неглавного, существенного и несущественного, т.е. радикальная переоценка познавательных ценностей перед лицом смутного Единого – творческой цели, является основой для продуктивного выбора идеи.
Переоценка ценностей
знания возможна в том случае, когда
сняты привычные заслоны и
запреты “левополушарного”
Активное допущение даже “глупых” действий и идей есть механизм выхода за пределы стереотипов мышления. Нельзя отстранятся и от абсурда. Ибо абсурд – это тайная кладовая рационального, его стимул и его потенциальная форма. Умная мысль рождается из глупости, рациональное – из абсурда, порядок из беспорядка.
Здесь можно вспомнить о некоторых способах развития искусства интуиции, используемых на Востоке. Например, танки – пятистрочные ритмически организованные стихи, в которых часто используются парадоксальные, нелепые соединения, странные противопоставления конкретных образов, намеки, требующие личностного распознавания и интуитивного достраивания. Или коаны – парадоксальные загадки, имеющие более или менее уникальные решения, призванные осознать пределы логических рассуждений и пробудить способности к интуитивному поиску.
По всей вероятности,
для когнитивных систем сохраняет
силу известный из теории систем принцип
необходимого разнообразия элементов.
Природные системы тем
Известно, что на всех исторических этапах развития природы ее исходное разнообразие было больше, чем это было необходимо для дальнейшего динамического развития. Этот излишек называют “барокко природы”. Аналогично можно предположить, на первоначальном этапе работы творческой интуиции всегда существует некий излишек разнообразия элементов знания и опыта, излишек версий, готовых к “прокручиванию” решения проблемы. Излишняя на первоначальном этапе расточительность, неэкономия творческого мышления оборачивается в итоге выигрышем – большей плодотворностью и жизнеспособностью его результата. Это странное излишество можно было бы по аналогии назвать “барокко знания”.
Преданность целого. Механизм самодостраивания включает в себя направленность на возникающее целое. Талантливый ученый или художник способен взглянуть на создаваемое им произведение как бы с расстояния “птичьего полета”, он держит в уме весь его план, замысел, фабулу, интригу. Этот план, главная идея или образ – это та путеводная нить, на которую нанизываются все элементы знания и опыта.
Установочный план – не обязательно нечто логически ясное и выраженное. Напротив, это – скорее всего некий неосознаваемый, невербализуемый и нерасчлененный “сгусток смысла”, выливается рано или поздно в выражение мыслей в вербализованной форме. Кроме того, в свете синергетики можно было бы добавить, что план играет роль некоторого стимула, своего рода резонансного воздействия на сложный комплекс сознания – подсознания. План инициирует работу подсознания, способствует выведению потенциально зреющего наружу, его вербализации и логическому оформлению.
Искусство отбора. На базе увеличения разнообразия, “перевзвешивания” познавательных ценностей происходит отбор, отсечение “ненужного”. Творческое мышление происходит не путем случайного перебора вариантов, а посредством выбора главного, чтобы организовать целое. Самоорганизация происходит вокруг этого ключевого звена. Именно искусство критической оценки первоначального разнообразия версий решения проблемы, искусство выбора главного, а вовсе не умение генерировать это разнообразие, часто рассматривают в качестве признака талантливости человека.
Ясно, что отбор различных вариантов, сценариев решения не подчинен слепой случайности. Строго говоря, никогда не происходит чистого и тупого перебора, но возникают предпочтения к одному или немногим лучшим вариантам. То есть отбор направляется подсознательными установками. Но в то же время и на стадии отбора, очевидно, играют роль интуиция, спонтанность и свободное движение ума, а стало быть непредсказуемые и случайные элементы.
Словесное и интеллектуальное творчество связано с безжалостным отбрасываием, беспощадным уничтожением многого из того, что незадолго до этого было допущено, как когнитивный аналог хаоса.
В процессе творчества имеют место два противоположных, контрастных процесса – ассоциация и концентрация. Ассоциация – это разброс, установление все большего количества связей, разрастание сенсуального и интеллектуального мицелия. А концентрация, напротив, - сосредоточение на едином, направленность на какую-либо одну проблему, фабулу, идею. Загадка созидания – это как раз загадка соединения, синтеза.
Самодостраивание. Самоорганиза
Что касается творческого мышления, интеллектуальной интуиции, то здесь может иметь место не просто самодостраивание как возникновение на среде целостной структуры. Может иметь место более высокий тип самодостриавания – переход от простой структуры к сложной, саморазвитие, усложнение первоначальной структуры.
Образ самодостраивания подобен в таком случае вырастанию “родословного дерева решения”, “дерева познания” на специально подготовленном поле сознания.
Что касается процессов
мышления, протекающих у
Только новичок в науке сознательно обращается к правилам в поисках решения научных проблем и обдумывает каждое следующее свое действие. Он способен, как правило, лишь на пошаговое экстраполирование и ближайший прогноз. В отличие от него компетентный ученый уже не занят тщательным обдумыванием правил и схем действий. Он знает правила, но применяет их автоматически. Самые высококвалифицированные специалисты, эксперты по проблемам вообще живут в мире своих идей. Они лишь воскрешают в памяти высокоабстрактные паттерны и схемы исследований.
Для этого уровня мастерства
характерно оперирование целыми комплексами
знаний, опыта, переживаний, чувств, т.е.
громадными блоками информации. Это
“сгустки” сенсуальной и
Как инициировать интуицию? Управлять интуицией, насколько это вообще возможно, значит овладеть способами инициирования процессов самодостраивания и направленного морфогенеза на поле мозга и сознания. Но для этого необходимо прежде всего уяснить себе смысл процесса инициирования.
Дело в том, что эффективны слабые, но топологически и темпорально правильные – резонансные – воздействия на психику и мозг. Важна симметрия, правильная конфигурация или “архитектура” воздействий. Словом необходим резонансный хронотоп.
Практика резонансных воздействий человека на самого себя, на свое тело и мозг, получила наибольшее развитие на Востоке. Ведь если рассуждать по крупному счету, то техника йоги и буддийских погружений в себя (в особенности в чань- и дзэн-буддизме) представляет собой, по сути дела, описания совокупности приемов для раскрытия своих психосоматических возможностей, т.е. для самосовершенствования, для овладения своим телом и сознанием, для инициирования интуиции.
Одна из первоначальных и необходимых ступеней для начала путешествий сознания, для освобождения интуиции – это достижение состояния “безмолвия ума”, успокоения в себе физической, витальной и ментальной сфер. Впадение в это состояние достигается посредством особого рода ритуальных упражнений.
Состояние “безмолвия ума”,
транса или самадхи дает возможность
пробиться к случаю, хаосу, ничтожным
флуктуациям или малым влияниям
(по разным интерпретациям, влияниям подсознания,
сверхсознания или самой действ
Иначе говоря, необходимость впадения в состояние “безмолвия ума” обусловлена тем, что нужно стереть старые следы. Ведь медитация есть по сути, выход на простое, на некоторую симметричную, правильную и красивую структуру. Не случайно, открытие истины всегда сопряжено с эстетическими переживаниями, с достижением идеалов красоты.
Для объединения элементов знания и опыта в идеальную правильную структуру, для построения этой структуру по законам истинно сущего, для идеального соответствия собственным функциям среды (собственным тенденциям развертывания сознания), не нужны эти лишние следы.
Стирание старых следов, структур предыстории и памяти, разумеется, не означает, что они уничтожаются полностью и навсегда. Речь идет о том, чтобы затормозить, замедлить, вытеснить эти структуры памяти о несовершенных попытках в еще более глубокое подсознание. Нужно стереть старое, чтобы создать гармоничную сверхсложную структуру, отражающую сложность мира. То есть на самом деле, это – некий способ отбора, некая глубоко конструктивная, созидательная процедура. Стирать – это уметь соединять.