Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:26, реферат
В работе показано многообразие взглядов на проблему творческой интуиции и важность этой проблемы сегодня. Практический интерес представляет приведение характерных черт интуиции, полезных для “опознания” интуитивных компонентов в творчестве. Предложено несколько попыток классифицировать данное явление, что представляется одним из самых сложных моментов в исследовании проблемы в целом. Для определения места интуиции в научном познании приводятся новейшие исследования в области нейрофизиологических основ функционирования человеческого мозга в процессах творческой деятельности. Освещается новый нетрадиционный взгляд на природу чувственной и интеллектуальной интуиции с позиций синергетики, где даются рекомендации по инициированию интуиции.
Введение.
1. Цель работы…………………………………………………………….… 3
2. Постановка проблемы и обоснование ее выбора. ...…………………… 3
3. Обзор литературы по данной теме. …………………………………….. 4
Основная часть.
1. Историческая и логическая эволюция проблемы интуиции. ……….… 5
2. Характерные черты творческой интуиции. ……………………………. 7
3. Интуиция как результат особого механизма функционирования человеческого мозга. …………………………………………………...….. 10
4. Интуиция как самодостраивание. …………………………………….... 14
5. Заключение………………………………………………
В науку, в культуру, в
будущее в момент озарения включается
сама истина, а не ее “побочные”, превращенные
формы. Последние отбрасываются, обрезаются
ученым-творцом посредством
Йоги в процессе сосредоточения уделяют особое внимание топологически правильным воздействиям на тело, а тем самым и на свой мозг, ибо психика и сома человека находятся во взаимной связке. Существует строго определенный набор поз – асан – в йоге и методики их практикования. Телесный импульс переводится всякий раз в особого рода психический импульс.
Большое значение в йоге имеет также техника дыхания, очищения тела, воздействие на особые нервные центры – чакры. Все это в комплексе приводит тело в состояние успокоения, являющееся базисным для занятий высшими сосредоточениями, медитацией.
Возможны также и более непосредственные стимуляции психической активности: через слово, особого рода заклинания или же через визуальные образы, симметричные картинки, специальные лабиринты для предварительных успокаивающих путешествий ума. Если все эти прямые или косвенные средства топологически правильно “укалывают” поле мозга и сознания человека, то могут реализоваться высшие состояния медитирующего сознания. Медитация означает кратчайший выход из ментальных лабиринтов. Это – кратчайший путь к озарению.
Посредством достижения высших состояний медитирующего сознания, как утверждается в восточных учениях, совершается переход от состояния человека-футляра, человека-раба своих мыслей и чувств в специфическое состояние человека-прибора, резонатора всей Вселенной. В йоге это – буквальное физическое слияние, мы же говорим о гносеологическом резонансе, о совпадении результатов человеческого творчества с объективным ходом процессов.
В состоянии озарения человеку-творцу остается только успевать записывать изливающийся поток мыслей, идей, образов. Рука сама торопиться зафиксировать то, что непрерывно, как цепная реакция ассоциаций рождается внутри. Мысли сами строятся, сами организуют себя. Дело выглядит таким образом, будто человек служит лишь носителем этих мыслей и слов.
Переживание озарения человеком-творцом или состояние йогической медитации имеет еще одну особенность. Открытие предстает как узнавание мира. А если прав Платон в своем мифе о пещере, то оно есть даже воспоминание человеком мира. Если же признать, что человек-творец черпает свои идеи, образы и мысли из сознания-сокровищницы, как это утверждается в буддизме, то возникновение симптома deja vu вообще не удивительно.
Это можно рационально истолковать следующим образом. То, что долгое время потенциально “тлело” и вынашивалось в душе человека-творца, вдруг узнается и признается как именно это. Когда приходит понимание мира как своего мира, то здесь, несомненно, имеет место и резонанс, и узнавание. Интуиция предстает как пульсации сверхсознания над сознанием, которые развертывают, раскрывают перед человеком подлинное разнообразие мира.
Если говорить о месте интуиции в научном творчестве, то здесь важно как не переоценить, так и недооценить ее важность.
Согласно новейшим исследованиям
в области нейрофизиологических
основ функционирования мозга человека,
практически любая его
Мы видим, что интуитивные компоненты в большей или меньшей степени присутствуют практически во всех видах научного творчества. Поэтому, совершенно очевидно, что если интуиция помогает нам в получении нового знания, то, каким бы таинственным и непостижимым не казался этот механизм, им нужно пытаться управлять. Для этого применимы, например, достижения современной психологии – работа над преодолением подсознательных барьеров и стереотипов. Причем лучше не “переделывать” человека, а обращать внимание на эти вопросы на самых ранних этапах воспитания творческой личности. Интересны также методы управления процессом познания, культивируемые на Востоке (медитация, йога и т.п.). Однако, представляется несколько сомнительным применения этих методов именно в научном познании.
Необходимо также отметить
опасности, которые таят в себе чрезмерное
увлечение интуицией в
В этом смысле ученые находятся в более выгодном положении нежели люди других творческих профессий. Ученые, каким бы самым необъяснимым путем было получено новое знание, ищут, во-первых, логические доказательства полученному, и, во-вторых, подтверждения их в реальном объективном мире. Человек же, занимающийся художественным творчеством, и слишком уповающий на различного рода интуитивные способы получения нового, рискует потерять связь с действительностью и даже “сойти с ума”.
Однако интуиция в научном познании занимает менее важное место, чем, например, в художественном творчестве. Основная причина состоит в том, что наука – достояние всего человечества, тогда как поэт или художник может творить в своем замкнутом мире. Любой ученый на начальном этапе своего научного становления пользуется трудами других ученых, выраженных в логически выстроенных теориях и составляющих науку “сегодняшнего дня”. Именно для научного творчества следует лишний раз подчеркнуть важность предварительного накопления опыта и знаний до интуитивного озарения и необходимость логического оформления результатов после него.
1. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. Москва, Наука» 1964.-268стр.
2. Бунге М. Интуиция и наука. М., 1967.
3. Грановская Р.М., Березная И.Я.
Интуиция и искусственный интеллект. Ленингр.,отд-ие. 1991.
4. Интуиция, логика, творчество.: Сб. ст. 1987.- 160стр
5. Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции: интуиция и разум. 1978.
6. Кармин А.С., Хайкин Е.П. Творческая интуиция в науке. М, 1971.
7. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание //
Вопросы философии. - 1994. - №2. - С 110.
8. Налгаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (интуиция в процессе научного творчества). 1972.
9. Симонов П.В. Мозг и творчество //
Вопросы философии. - 1992. – №11. - С. 3.
10. Фейнберг Е.А. Интуитивное суждение и вера //
Вопросы философии. - 1991. - №8. - с. 13
[1] Ирина В.Р., Новиков А.А. В мире научной интуиции: интуиция и разум. 1978. С. 79.
[2] Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л., 1991. С. 60.
[3] Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л., 1991. С. 65.
[4] Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы философии. – 1994. - №2. – С. 114.