Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 15:01, реферат
Краткое описание
С самого начала изучения творчества оно связывалось с бессознательной работой психики (интуицией). Человеческое творчество может быть описано как сочетание общей детерминированной направленности и случайного, аналогичного мутации в теории эволюции. Наше сознание тесно взаимосвязано с упорядоченностью, а бессознательное, в свою очередь, – с хаосом. Сознательное выступает в роле упорядоченной силы, задающей направление развитию знаний, а момент возникновения нового становится лишенным осознанного контроля.
Содержание
Бессознательное и творчество Основные понятия интуиции Сверхсознание, как творческая интуиция Особенности интуитивного творчества Интуиция и эвристика Интуиция и инсайт Виды интуиции Коллективная интуиция Заключение.
Сторонники последней теории
не отрицают роль логического мышления
в процессе творчества. Оно, конечно же,
необходимо как в процессе подготовления,
так и в процессе разработки проекта. Но
переход от между стадиями происходит
путём интуиции, которая не сводится к
механизму выводного знания.
Особенности интуитивного
творчества.
Интуиция – способность творца
принимать действенные решения в случаях,
когда хотя бы минимальная нужная информация
по задаче не присутствует или внешние
факторы превращают рациональный анализ
«за» и «против» в невозможный. Интуиция
противопоставляется аналитическому,
логическому способу познания и рассматривается
как дополнительный к рациональному мышлению
инструмент, обеспечивающий принятие
человеком жизненно важных решений в сложных
и напряженных ситуациях. Подчеркивается
неосознаваемость процесса возникновения
интуиции и наличие в ней аффективного
оттенка. В то же время стоит отметить,
что интуиция опирается на накопленный
опыт, как осознаваемый, так и неосознаваемыий.
Интуиция субъективно воспринимается
как догадка, предчувствие, внутреннее
чутье
Главными особенностями интуитивного
процесса являются его неосознаваемость
и быстрое. Следовательно, особенностями
интуиции можно считать: автономность
и иррациональность, непредсказуемость
и непроизвольность, а так же моментальность,
синергичность и неосознанность.
Интуиция есть компонент творческого
воображения, поэтому она высоко ценится
в сфере научных открытий и в сфере профессиональных
решений. Конечно же, необходимо принять
во внимание, что интуитивные процессы
могут завести человека на ложный путь
и стать источником постоянных ошибок.
Считается, что интуиция проявляется
в основном в состоянии вдохновения. Специфика
интуитивного процесса решения задачи
проявляется в целостном, обобщенном способе
решения, а именно: в расширении зоны поиска
и имплицитном раскрытии межсистемных
связей между исходными и искомыми данными;
в раскрытии искомого как целого, а не
в конструировании его из отдельных элементов
условий; в выявлении менее явных содержательных
признаков искомого в условиях многоплановой
задачи.
Интуитивное умозаключение
опирается на факты действительности.
Это накопленные в нашем сознании разные,
пестрые, часто логично не ассоциирующиеся
друг с другом впечатления, которые нами
не осознаются, но которые используются
творческой фантазией. Запас приобретенных
знаний создает неограниченный ресурс
для познания
Часто интуиция связывается
с таким неосознаваемым процессом, как
«имплицитное научение». А. Ребер, который
ввел этот термин, понимал под ним «приобретение
знания, которое в основном происходит
независимо от сознательных попыток научиться
и при отсутствии эксплицитного знания
о том, что было приобретено». То есть это
научение тому, как делать, происходящее
на неосознаваемом уровне. Имплицитное
научение может вносить свой вклад в получаемое
интуитивно знание, но это научение является
лишь одним из факторов, приводящих к интуитивному
результату. Между имплицитным научением
и интуицией имеются существенные различия:
имплицитное научение не осознается человеком,
в то время как интуитивный результат
осознается и артикулируется.
Интуитивное знание – это особый
тип непосредственного познания, базирующийся
на предыдущем опыте, опосредованный практикой
всего человечества, который является
результатом неожиданного, неосознанного
обнаружения источника истины без логического
анализа и следующих за ним логических
доказательств на определённом пути изыскания.
Выделяют таситное знание, которое
является разновидностью имплицитного
знания, так как оно тоже получается неосознаваемо
и не артикулируется. Это знание, приобретаемое
в повседневном опыте. Термин «таситное
знание» используется для описания такого
типа знания, обладание которым отличает
успешного человека от неуспешного. Это
знание о том, как делать, а не о том, что
делать. Оно приобретается, как правило,
без прямой помощи других. Таситное знание
и интуиция настолько взаимосвязаны, что
их трудно отличить друг от друга. Общим
у них является неосознаваемость причин
и процесса возникновения обоих типов
знания – таситного и интуитивного. Человек
не способен объяснить в случае таситного
знания, почему, действуя именно таким
образом, он достигает успеха и как данный
способ у него возник. Также и в случае
интуиции человек не может объяснить свой
выбор, кажущийся ему верным, и как у него
возникло предчувствие. И таситное знание
и интуиция основаны на опыте. Разница
же между ними в осознаваемости и вербализуемости
интуитивного знания и неосознаваемости
и невербализуемости таситного знания.
Таситное знание вносит свой вклад в интуитивный
результат, но не тождественно ему.
Источниками интуиции являются:
а) непроизвольная память –
непроизвольное закрепление неосознанных
нами при восприятии впечатлений;
б) данные произвольного запоминания,
которые мы решили основательно забыть;
в) привычки и традиции, влияние
которых на жизнь и сознание людей велико;
г) подражание.
Интуиция выступает одним из
способов взаимодействия с неопределенностью
ситуации. Неопределенность, в которой
проявляется интуиция, может выражаться
как в неопределенности информации или
исхода ситуации, так и в неопределенности
предпочтений человека. Объяснить, почему
данный выбор был наилучшим, можно только
постфактум, когда стал известен исход,
но не в момент возникновения интуитивного
предчувствия.
Интуиция и эвристика.
Под эвристикой понимается
быстрый, упрощенный по сравнению с рациональным
обдумыванием способ (или правила) принятия
решения. Существуют специальные приемы
эвристики, позволяющие сузить круг для
поиска и обнаруживать сферы, где возможность
найти верные ответы выше, чем при простом
подборе вариантов. Решения такого типа
– это прыжок от наличной информации к
выводам, осуществляемый без промежуточных
звеньев, лишь на основе одного или нескольких
ключевых признаков ситуации.
Понятия «эвристика» и «интуиция»
можно разделить на основании трех положений.
Первое: ментальное упрощение (эвристика)
– это сложившийся способ формирования
суждения, применяемый для какого-то определенного
типа ситуаций. Тем самым ситуация субъективно
воспринимается как известная, определенная.
В случае же интуиции ситуация воспринимается
как неопределенная, как обладающая долей
неизвестности или новизны. Второе: при
эвристиках проявляется сверхуверенность
в выборах, что связано с определенностью
ситуации и автоматизированностью способа
действий в ней. При интуитивном решении
уровень уверенности колеблется в связи
с неопределенностью ситуации. Третье:
при эвристиках суждение выносится на
основе минимальной информации, при интуитивном
решении используется более полная информация:
эксплицитный и имплицитный опыт, новые
аспекты данной ситуации, направления
и возможности ее развития.
Интуиция и инсайт.
С одной стороны можно отметить,
что интуиция тесно связана с инсайтом.
Даже возможно употребить термин «инсайт»
как синоним интуиции. Инсайт и интуиция
имеют два общих компонента: неосознанность
процесса возникновения и чувствование
отношений. А отличие их состоит в том,
что интуиция включает в себя и третий
компонент – рассуждение неаналитического
типа.
Можно выделить следующие общие
моменты в инсайте и интуиции:
1) инсайт и интуитивное знание
выступают как ответ на вопрос, решение
проблемы; это некоторое осознанное знание,
сопровождаемое мнением о его правильности
до того, как могут быть найдены доказательства,
подтверждающие данное мнение;
2) и то и другое является
результатом неосознаваемого процесса.
Поэтому инсайт и интуиция перекрывают
друг друга.
Однако всё же следует различать
инсайт и интуицию. Ведь инсайт – это процесс,
в следствии которого человек вдруг понимает
логическую связь между ответом и проблемой.
При интуиции такое проникновение в логические
отношения отсутствует, а есть суждение,
предчувствие или поведенческий ответ.
Инсайт – это необычный способ получения
обычного типа понимания. Интуиция же
– это непосредственное знание, природа
которого не связана с рассуждением. Инсайт
возникает внезапно. Интуиция же субъективно
включает в себя подготовительную фазу,
целью которой является приготовление
сознания для возникновения интуитивной
догадки. Если решение, возникшее при инсайте,
можно впоследствии доказать и подтвердить,
то интуитивное знание бездоказательно.
И именно поэтому интуитивное решение
вызывает у многих людей недоверие к себе.
Виды интуиции.
Для начала интуиции можно разделить
на интеллектуальную и чувственную.
Интеллектуальная интуиция
– это «прямое постижение умом истины,
не выведенной из других истин посредством
доказательства». Эта интуиция имеет ряд
общих свойств с воображением. Чувственная
интуиция – это «прямое усмотрение истины
с помощью внешнего чувства». Она имеет
ряд общих свойств с восприятием.
Так же по М. Бунге можно выделить
4 видов интуиции, по их способу познания
мира: восприятие, воображение, разум и
оценку.
Е. Е. Федоров для музыкально-исполнительского
творчества ввёл понятие «исполнительская
интуиция», «где чувственные и интеллектуальные
механизмы действуют чаще всего согласованно,
а конечным «продуктом» являются не знания,
а художественное истолкование музыкального
произведения в процессе его исполнения...
без опоры на доказательные рассуждения».
Голдберг предложил рассматривать
интуицию по шести категориям: как способ
открытия, творчества, оценки, приведения
в действие, предсказания и озарения. Первые
аспекты связывают с творческим процессом:
она или часть, или его средоточие. Третий,
четвертый и пятый аспекты, по существу,
связаны с неявными знаниями, которые
учитывают как объективные данные, так
и свои интуицию при принятии актуальных
решений. Предсказания относятся и к творчеству,
и к практике.
Механизм интуиции – это объединение
нескольких информативных признаков разных
модальностей в комплексные ориентиры,
направляющие поиск решения, поэтому успешность
результата зависит не от одного информативного
признака, а от сложившейся в ходе поиска
мозаики признаков. Этот механизм притягивает
к себе информацию и энергию до тех пор,
пока они не приобретут критическую массу.
И тогда разрушаются сложившиеся стереотипы
и преобразуются в новый образ, мысль или
систему мыслей.
Ещё древнегреческие философы
видели нелогичность процесса поиска
нового для творчества в науке. Творец
не ищет нового знания (или точнее: нового
видения). Он вполне осознанно бьется над
решением головоломки в рамках старого
взгляда. И у него обязательно есть догадка,
что надо делать для решения этой задачи,
иначе ему просто не с чем осознанно работать.
Если сделанный позитивный выбор удачен,
то он рано или поздно приведет к успеху.
Если же неудачен, то сознательные действия
по улучшению догадки, как правило, головоломку
не решат. Однако даже неудачная позитивно
выбранная идея обладает тенденцией последействия.
Никакие факты, никакие несоответствия
сами по себе не могут ее опровергнуть.
Идеи опровергаются идеями, а не фактами
(точно так же естественно-научная теория
опровергается только другой теорией
и никогда не опровергается противоречащими
фактами). Однако вполне вероятно, что
некоторые другие возможные догадки в
процессе безуспешных сознательных попыток
были уже негативно выбраны. А потому при
дальнейшей работе со старой идеей не
будут осознаны. Для того чтобы сменить
взгляд, необходимо избавиться от устойчивого
негативного выбора, то есть переключиться,
начать решать другую задачу. И тогда ранее
отброшенная идея получает приоритет
и внезапно проникает в сознание как бы
в самый неподходящий момент при решении
совсем другой задачи (фаза инсайта). Субъективно
это переживается как невесть откуда взявшееся
озарение.
Коллективная интуиция.
Рассматривая историю возникновения
идей в мировой науке, легко заметить,
что научная мысль гениев в любые времена
меняла мировоззрение всего человечества.
Она изменила экономику, развитие технологий,
повлияла на культуру, философию и все
прочие формы общественного знания. Мысль
отдельных людей влияли на суть жизни,.
Все открытия в науке, вызванные гением
мысли, базировались на мощнейшем факторе
личности творцов новых направлений –
интуиции.
Для творческих людей интуиции
интуиция является процессом чувственного
восприятия, который, в первую очередь,
отличается структурностью и осмысленностью.
Но в то же время, такая чувственная интуиция
не будет непосредственным познанием.
Все процессы осмысления и структуризации
прошлых знаний, а так же их сопоставление
с образом воспринимаемого, происходят
в основном подсознательно. В такой ситуации
восприятие является прямым актом осознания
предмета. Если принять во внимание ту
роль, которую сейчас в психологии имеет
апперцепция, то есть как влияния имеющегося
у творца опыта на акт восприятия им всего
происходящего, то можно сделать вывод,
что исследование чувственной интуиции
– это дело больше научной психологии,
нежели философии.