Роль интуиции в творчестве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 15:01, реферат

Краткое описание

С самого начала изучения творчества оно связывалось с бессознательной работой психики (интуицией). Человеческое творчество может быть описано как сочетание общей детерминированной направленности и случайного, аналогичного мутации в теории эволюции. Наше сознание тесно взаимосвязано с упорядоченностью, а бессознательное, в свою очередь, – с хаосом. Сознательное выступает в роле упорядоченной силы, задающей направление развитию знаний, а момент возникновения нового становится лишенным осознанного контроля.

Содержание

Бессознательное и творчество
Основные понятия интуиции
Сверхсознание, как творческая интуиция
Особенности интуитивного творчества
Интуиция и эвристика
Интуиция и инсайт
Виды интуиции
Коллективная интуиция
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Роль интуиции в творчестве.docx

— 84.51 Кб (Скачать файл)

   А вот если говорить об интеллектуальной интуиции, то она скорее является процессом перехода от подсознательно созданных ассоциаций в сферу сознательного. Такое определение даёт возможность для изучения познавательной активности художника и уровня его психической деятельности. Оно отображает все возможные виды интеллектуальной интуиции, раскрывает основную динамическую их сторону для всех психических процессов. Это может быть актом мгновенной интерпретации, то есть либо геометрической либо физической интуиции. Так же может являться способом для создания метафор, или же быть тем видом интеллектуальной интуиции, которую можно с воображением.

На данный момент есть несколько определений креатолигии, или интеллектуальной интуиции, которые разделяются в зависимости от мировоззренческих позиции мыслителя или какой-либо научной школы. Если рассмотреть все вместе, то обобщив, можно прийти к таким выводам:

1. В творчестве ко многим результатам приходят интуитивным путем, при этом творец не осознаёт путь, который прошла мысль, ведущая к итоговой идее;

2. В творческом процессе без сомнения важную роль играет бессознательный психический процесс;

3. Любое творчество состоит из определённых этапов: этап подготовительной осознанной работы, инкубационный этап, озарение и завершающий этап, который состоит в упорядочение и логической проверке результатов;

4. Во время работы подсознания создаётся множество ассоциаций для решения задачи, но итоговый выбор правильного решения и его перевод в сознательное происходит только под влиянием эстетического.

Во время творчества сознание контролирует весь процесс в целом, в то время как интуиция и подсознание являются его помощниками. Это сложнейший процесс, который показывает многогранный характер творческой деятельности. В самом начале в процессе перехода в сознание обычно главным фактором является эмоциональный подъём, являющийся предшественником появление предметного содержания нового проекта. Этот этап называется эмоциональным уровнем осознания подсознательно. Далее, в случае если процесс осознания не встречается с препятствиями, происходит переход через этот порог сознания и идея окончательно познаётся. Это и есть логический уровень познания, который часто называют инсайт.

Если рассматривать историю мировой науки, легко заметить, что во все времена суждения отдельных творцов были правдивее, чем убеждения всего. Многие истины, принятые сейчас, в момент их появления, не принимались, поскольку ни кто не в силах поделиться своими интуитивными взглядами с окружающими людьми, пока они сами не придёт к таким же умозаключениям.

  Поток идей, который порождается интуицией талантливых ученых, представляет собой двигатель эволюции. Интуитивный поток представляет собой источник научных знаний, новизны и переворотов. Из этого возникает важность такого феномена, отсюда же появляется и проблема измерения, а так же управления интуицией в творчестве. Рассматривая обозначенные ранее тезисы, что интуиция представляет собой процесс изменения потенциала личности, можно прийти в выводу, что интуиция – это неотъемлемая часть творческого потенциала, определяющая на сколько человек способен успешно заниматься творческой деятельностью.

Рассматривая отношение выдающихся мыслителей к роли интуиции по отношению к творчеству, можно выделить такие общие понятия:

1. Всё унаследованное бессознательное структурируется в человеческом сознании.

2. Коллективный опят человечества содержит в себе бессознательное психологическое на глубинных уровнях.

3. Именно коллективный опыт и может в значительной мере определять творческий потенциал каждого человека, а так же оказать влияние на то, на каком уровне проявятся его творческие силы.

4. Осознание новых структур, созданных в процессе творчества, возможно только с помощью интеллектуальной интуиции.

В целом творческий процесс является чередованием двух этапов: во время первого создается новое, а во время второго по определённым критериям происходит оценка созданного.

Подводя предварительный итог можно сделать вывод, что интуиция является проводником появления новизны или оригинальности создаваемых человеком произведений.

 

Заключение.

Задачей данной работы заключалась в том, чтобы проанализировать проблему влияния интуиции на творчество. В целом можно сделать вывод, что процесс образования и применения интуитивного опыта зависит от каждого конкретного человека.

Можно выделить несколько факторов, влияющих на использование этого опыта каждым индивидом:

1. Первый фактор это  скорость, с которой такой опыт  образовывается, его стойкость, а  так же 

2. То на сколько индивид способен его применить.

Интеллект, так же как и креативность, могут быть измерены при помощи простых задач, для решение которых достаточно выделить немного времени. Интуитивный опыт, в данном случае скорее всего проявится, но существует вероятность, что совсем не в позитивном плане. Положительное влияние такого опыта может появится на длительных промежутках времени, в особенности, если творческая личность занимается образованием на фоне поставленной проблемы.

Отношение интуиции и художественного творчества не совсем однозначно. Если рассматривать эти позиции с обыденной точки зрения, то они весьма похожи. Зачастую люди, относящиеся к искусству, сами апеллируют на свою интуитивность. Например, вспомнить Моцарта и Сальери. Великого композитора в последние годы жизни преследовало  предчувствие гибели, которой скорее всего и являлось проявлением интуитивного знания. Однако на уровне логики Моцарт сформулировал для себя идею, что Сальери является для него другом, а кроме того, гением и посему, естественно, он не сможет убить. То есть он сознательно не понимает ту ситуацию, которая является для него губительной и в конечном итоге и приводит к смерти. Но, если вспомнить биографию Моцарта, иногда у него возникали мысли относительно отравления, без взаимосвязи с каким-либо контекстом. Хотя это мысль, казалось бы, была беспочвенной, но на интуитивном уровне, она его беспокоила. Именно так подсознание подсказывало ему самый логичный вариант развития ситуации, основанные на опыте, полученном им ранее. Ведь другой его соотечественник композитор Бомарше как раз отравил своего оппонента. Это и есть пример проявления интеллектуальной интуиции, базирующейся по полученном и структурированном опыте.

Интуиция, скорее всего, с как таковым эстетическом чувством не особо связана. И с родственной для креативности изобразительностью интуитивные чувства, по видимому, имеют мало общего. Скорее она больше влияет на восприятие и анализ человеком идей в целом. Так же она, предположительно, связана со способностью предавать смысл произведениям, тот самый смысл, который не состоит ни в какой совокупности суждений или теории о действительности, а заключен в духе произведения. Этот дух практически нельзя сформулировать, но представляется возможным его передать. Не вдаваясь подробно в проблематику философии искусств, стоит лишь отметить, что понимание  духа возможно очень тесно связано с интуицией.

Так же можно сделать вывод, что способность каждого творца к сверхчувствительному восприятию, поскольку оно точно существует, а вовсе не представляет собой обман или блеф, также очень тесно связано с интуитивным опытом. Для примера можно представить феномен поиска воды в пустынях при помощи лозы, то есть с помощью метода лозоискательства.

Для объяснения этого феномена логично предложить следующую модель взаимосвязи сверхчувствительности и логики. Если вспомнить физику, то все материи во вселенной взаимосвязаны. Следовательно между искомой водой и телом ищущего её человека существует определенное неоспоримое взаимодействие. Этим взаимодействием может быть какой угодно фактор:  возможно изменяется плотность грунта под ногами человека при наличии дорожки воды на глубине,  а так же это может быть изменяющиеся электромагнитные или каких-либо другие полей. Такое взаимодействие не особо заметно в плане энергетики и абсолютно не отразится ни на каких специальных рецепторах человеческая. Однако такое изменение все же возможно отразится легким изменением ощущений в целом в теле. Выделить такие, не находящееся в поле зрения изменения, на фоне бесконечной смены ощущений, которые вызваны работой всех человеческих внутренних органов и, конечно же, различными внешними воздействиям на организм – как раз и является задачей интуитивного мышления.

Итак, я могу не без основания утверждать, что интуитивные способности определённо играют не последнюю роль в процессах творчества любого человека. Из всего изложенного выше складывается определённая картина. Интеллект человека весьма поверхностно связан с интуицией и творчеством, он больше влияет на показатели школьной успеваемости, а так же относительно немного влияет на профессиональные достижения человека в науке или искусстве. Креативность тоже не является надёжной мерой творческих успехов любого индивида в реальной жизни. При этом, из всего изложенного выше, можно сделать вывод, что развитость интуиции, которая не диагностируется ни какими тестами интеллекта или креативности, является одной из важнейших составляющих успеха творчества как в науке так и в искусстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  •  Купоцов В.И.  «Философия и методология науки» Москва 1996.
  • Кохановский В.П. «Философия для аспирантов» Ростов-на-Дону 2003.
  • Микешина Л.А. «Философия науки» Прогресс- Традиция Москва 2005.
  • Султанова Л.Б. «Взаимосвязь неявного знания и эвристической интуиции» Вестник МГУ, 1995. Серия философия.
  • Полани М. «Личностное знание» М.: 1985.
  • Пуанкаре А. «Ценность науки» "Наука", 1990.
  • Богоявленская Д.Б. «Интеллектуальная активность как проблема творчества» Ростов. 1983.
  • Ветгеймер М. «Продуктивное мышление»  «Пргресс», 1987.
  • Годфруа Ж «Что такое психология» т. 1 – М: «Мир», 1992.
  • Гончаренко Н.В. «Гений в исскустве и науке» - М.: «Исскуство», 1991.
  • Грановская Р.М. «Элементы практической психологии»– Л: ЛГУ, 1988.
  • Грановская Р.М., Березная И.Я. «Интуиция и искусственный интеллект» – Л: ЛГУ, 1991.
  • «Интуиция, логика, творчество» Сб. – М.: «Наука», 1987.
  • Лейтц Г. «Психодрамма» 1993.
  • Пономарев Я.А. «Психология творчества»– М.: «Наука», 1976.
  • «Развитие творческой активности школьников» Под ред. Матюшкина А.М./ - М.: «Педагогика», 1991.
  • Спрингер С., Дейч Г. «Левый мозг, правый мозг» - М.: «Мир», 1983.
  • «Творческая деятельность» Сб. Психофизиологический эксперимент. Методическое и обеспечение. – М.: «Наука», 1990.
  • Шевандрин Н.И. «Психодиагностика, коррекция и развитие личности в педагогической практике». - Ростов – на – Дону, 1992.
  • Сапарина Е. В. Ага! И его секреты. М., 1967.
  • Vaughan F. E. Awakening intuition. Garden Sity, NY, Anchor Books / Doubleday. 1979.

 

1 Сапарина Е. В., 1967, с. 159.

2 Vaughan, 1979, с. 1124–1125

 


 



Информация о работе Роль интуиции в творчестве