Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:26, реферат
К глобальным проблемам современности относят проблемы, охватывающие систему «мир — человек» в целом и отражающие жизненно важные факторы человеческого существования — экологические, демографические, проблемы кризиса культуры, проблемы войны и мира, а с недавнего времени — проблемы терроризма. От их решения зависят предотвращение глобального кризиса современной цивилизации, жизнедеятельность общества, судьба человечества, состояние природной среды, социальный прогресс.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности размещения
трубопроводного транспорта в России………………………………………..5
Глава 2. История развития трубопроводного
транспорта в России…………………………………………………………….7
Глава 3. Современное материально-техническое
состояние трубопроводного транспорта России……………………………...10
Глава 4. Краткий обзор по проектам строительства
новых трубопроводных магистралей за апрель 2005 года……………………………………………………………………………….13
Глава 5. Выставки «Трубопроводный транспорт»,
их цели…………………………………………………………………………..15
Глава 6. Перспективы дальнейшего развития
трубопроводного транспорта в России………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………....20
Список использованной литературы…………………………………………..21
Немаловажно, что человечество уже переступило ту черту, когда существующий тип экономического роста с его экстенсивным, высокоотходным, ресурсоемким производством становится неприемлемым с точки зрения того ущерба, который он наносит окружающей среде и здоровью людей. Поэтому одна из важнейших задач сегодняшнего дня — устранение противоречия между экономическим развитием общества и потребностью сохранения природных экосистем. Отсюда — стремление ученых к созданию принципиально новых, ресурсосберегающих, малоотходных или безотходных технологий, поиски путей надежного захоронения всевозможных (радиоактивных, химических) смертоносных отходов, разработка эффективных методов предохранения и очистки природной среды от различного вида промышленных загрязнений и т.п.
Для эффективного решения всех этих задач планетарного масштаба необходимы огромные финансовые и материальные средства, усилия множества специалистов самого различного профиля, сотрудничество государств как на двусторонней, так и на многосторонней основе. И здесь незаменимую роль играет (и, надо полагать, будет играть и в будущем) Организация Объединенных Наций, ее различные учреждения.
Сегодня деятельность стран мирового сообщества в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) помогает укреплению международного сотрудничества в области защиты биосферы, координации национальных программ по охране окружающей среды, организации систематического наблюдения за ее состоянием в глобальных масштабах, накоплению и оценке экологических знаний, обмену информацией по этим вопросам.
Концепция устойчивого развития, появившаяся в конце XX столетия, поставила проблему перехода к глобальному управлению отношениями между обществом и природой, а также отношениями между людьми и их сообществами. Эта концепция опирается на достижения всех наук о природе и обществе и является в силу этого интегральной. Она обладает глубоким философским содержанием, ибо исследует «как объективно неизбежный процесс глобализации осуществляется в современных условиях, каковы его противоречия и каковы пути возможного их разрешения. А это уже философский вопрос, точнее — основная тема диалектики со времен Платона и Гераклита, Гегеля и Маркса» [6].
Формирование в последние десятилетия XX века концепции устойчивого развития не было случайным, поскольку разработка прогнозов такого развития стала практической потребностью. Под влиянием докладов, созданных в рамках «Римского клуба», и благодаря энергичным инициативам руководителей ряда государств (прежде всего, главы правительства Норвегии 80-х годов XX века Г.Х. Брунтланд) была подготовлена и проведена в 1992 году в рамках ООН представительная международная конференция в Рио-де-Жанейро, о которой уже было упомянуто выше. Последняя приняла концепцию устойчивого развития в качестве основы для согласованных практических действий мирового сообщества. Основным результатом указанной конференции стало принятие документа «Повестка дня на XXI век», в котором содержались предложения о совместной коллективной работе в 150 отраслях науки и производства, а также практические рекомендации для мирового сообщества, включая пожелания правительствам стран мира создавать собственные национальные программы устойчивого развития, учитывающие особенности и возможности каждой страны.
Основные идеи
глобального устойчивого
Важной вехой на этом пути стала также Всемирная конференция ООН по устойчивому развитию, которая проходила в 2002 году в городе Йоханнесбурге (ЮАР). На этой конференции, образно названной «Саммит Земли», обсуждались пути решения целого ряда глобальных проблем человечества. К их числу были отнесены проекты создания Всемирного фонда пресной воды, перехода на возобновляемые источники энергии и некоторые другие. На саммите прозвучал призыв в течение предстоящих десяти лет довести долю отчислений от национального ВВП наиболее развитых и богатых стран мира до 0,7 процента — в пользу наименее развитых и бедных стран. Последние же потребовали для себя не только дополнительной финансовой помощи, но и доступа на рынки развитых государств, а также сокращения ими субсидирования своих сельхозпроизводителей (сегодня страны Евросоюза и США выделяют огромные деньги на поддержку своих фермерских хозяйств, что является прямым ударом по странам «третьего мира», для большинства которых сельхозпродукция — главная статья экспорта).
Наряду с планами борьбы с бедностью, важное место на Всемирном саммите заняло обсуждение проблем экологии. Была высказана убежденность в необходимости скорейшей ратификации всеми странами мира так называемого «Киотского протокола» (название происходит от японского города Киото, где в 1997 году было принято дополнение к Рамочной конвенции ООН по изменению климата). Этот протокол вводит для стран-участниц соответствующие квоты на выброс вредных веществ в атмосферу, которые загрязняют ее и ведут к «парниковому эффекту».
На «Саммите Земли» 2002 года были выявлены условия устойчивого развития, которые уже не вызывают никаких разногласий между странами мира. К ним относятся: сокращение числа людей, не имеющих до сих пор необходимого доступа к питьевой воде (сейчас их более двух миллиардов); сохранение биоразнообразия на нашей планете; переход на использование возобновляемых, экологически безопасных источников энергии. Поиск, совершенствование и внедрение такого рода альтернативных источников энергии — одна из важных задач науки XXI века.
Заняв в 2006 году председательствующее место в «группе восьми» (в которую входят восемь ведущих, наиболее развитых стран мира: помимо России — США, Канада, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония), Россия стала инициатором принятия этой группой стратегии глобальной энергетической безопасности, основанной на принципах долгосрочного, надежного, экологически приемлемого энергоснабжения миллиардов жителей нашей планеты. Поскольку глобальная энергетика сегодня — это важнейшая движущая сила социально-экономического прогресса, необходимы серьезные усилия ученых, направленные на разработку и освоение нетрадиционных, возобновляемых (не использующих углеводородного топлива, то есть угля, нефти, газа) источников энергии, на повышение надежности и экологический безопасности атомной энергетики, на разработку принципиально нового термоядерного реактора (возможно — основы энергетики будущего), на решение проблем энергосбережения (что позволит сократить расходование невосполнимых топливно-энергетических ресурсов во имя интересов будущих поколений).
Не менее значительна роль науки в борьбе с опасными инфекционными заболеваниями, которые являются причиной каждой третьей смерти в мире. Сегодня человечество сталкивается как со вспышками уже известных инфекционных болезней (малярия, туберкулез и др.), так и с новыми, чрезвычайно опасными недугами (такими как СПИД, геморрагические лихорадки, «птичий грипп» и др.). В этих условиях необходимо объединение интеллектуальных и материальных ресурсов мирового сообщества, ученых-медиков, биологов и других специалистов для создания новых вакцин, разработки высокочувствительных средств диагности инфекционных болезней, проведения просветительских и профилактических программ.
Насколько будут исполнены принимаемые на солидных международных форумах (конференциях ООН, саммитах «восьмерки» и др.) рекомендации и обязательства — покажет время. Во многом это будет зависеть от того, сумеет ли мировое сообщество XXI века выработать принципиально новый тип мышления, который можно назвать планетарным сознанием.
В последнем будут отражаться в их органическом сочетании глобализация, гуманизация и экологизация человеческого развития. Этот новый тип мышления общества будущего не допустит возможности глобального развития за счет деградации окружающей среды, ибо экологические ценности в нем будут иметь приоритетное значение. При этом требование глобализации и универсализации человеческого сознания должно сочетаться с его дальнейшей индивидуализацией, что влечет за собой возрастание роли личностного начала в деятельности человека будущего [7].
«Когда мы думаем о XXI веке, — пишут американские футурологи Дж. Несбитт и П. Эбурдин, — представляем себе небывалое развитие науки и техники: космические полеты, биотехнологии, роботы. Однако наше будущее — нечто гораздо более сложное, чем новый, более высокий уровень развития технологии. Самые удивительные открытия XXI века будут сделаны не благодаря развитию науки и техники, а благодаря тому, что мы по-новому оценим само понятие «человек»... Чем шире горизонты нашего познания, чем выше достижения науки и техники, тем больше мы начинаем ценить личность» [8].
Не случайно периодически
публикуемые доклады ООН
Человечество в настоящее время находится в опасной бифуркационной ситуации. Причем реальной является как возможность дальнейшего прогресса нынешней цивилизации, так и ее общая гибель. «Давайте забудем наши ссоры и поймем, — страстно призывал Бертран Рассел, — что если мы позволим себе выжить, нас ожидает полное триумфов будущее, неизмеримо превосходящее достижения прошлого. Перед нами дорога непрерывного прогресса в счастье познания и мудрости. Неужели мы выберем вместо этого смерть — потому что не можем забыть о наших ссорах? Я обращаюсь к вам как человеческое существо к другим человеческим существам: помните, что вы люди, и забудьте обо всем остальном. Если вы сможете это сделать, перед нами будет открыт путь в новый рай, если нет, то ждать нечего, кроме всеобщей смерти» [9].
Только общими усилиями всего мирового сообщества, на основе всех новейших достижений науки и технологии можно предотвратить экологическую катастрофу, обеспечить энергобезопасность, справиться с эпидемическими заболеваниями, решить важнейшие экономические проблемы (одолеть голод и нищету на нашей планете, остановить нарастание кризисных диспропорций в развитии разных регионов мира и т.п.).
Единство научного, социального и гуманистического подходов к глобальным проблемам служит методологическим ориентиром их успешного решения.
Этические и социальные проблемы научно-технического прогресса
Беспрецедентный по своим темпам и размаху научно- технический прогресс является одной из наиболее очевидных реальностей нашего времени. Страна, которая не в состоянии обеспечить достаточно высокие темпы научно-технического прогресса и использования его результатов в самых разных сферах общественной жизни, обрекает себя на состояние отсталости и зависимое, подчиненное положение в мире.
Еще в недавнем прошлом было принято безудержно восхвалять научно-технический прогресс как чуть ли не единственную опору общего прогресса человечества. Такова точка зрения сциентизма (от лат. Scientia -наука) и техницизма. Сциентизм есть представление о науке, особенно о естествознании, как о высшей, даже абсолютной социальной ценности.
Техницизм выдвигает на первый план инженерно-техническую деятельность, проектирование и производство, трактуя по-своему даже институт политической власти (основную роль которой техницизм видит в поддержке научно-технического прогресса). Отсюда вытекает идея технократии (от греческого слова «кратос» — власть) — представление о неизбежной грядущей власти научно-технических специалистов.
Сциентистско-техницистские умонастроения проявились в XX веке в виде сугубо оптимистических представлений о настоящем и будущем. В основе таких умонастроений лежит убеждение в том, что современный мир — это мир научно-технический, в котором успешно решаются основные цивилизационные проблемы и задачи (включая и те, которые порождены самим развитием науки и техники).
Вместе с тем быстрые темпы развития науки и техники порождают немало новых проблем и альтернатив. Сегодня многие отрицают гуманистическую направленность развития науки. Распространилось убеждение, что цели и устремления науки и общества в наши дни разделены и пришли в противоречие, что этические нормы современной науки едва ли не противоположны общечеловеческим социально-этическим и гуманистическим нормам и принципам, а научный поиск давно вышел из-под морального контроля.
Противники сциентизма апеллируют к вполне конкретному опыту современности. Можно ли, спрашивают они, говорить о социально-нравственной роли науки, когда ее достижения используются для создания чудовищных средств массового уничтожения, в то время как ежегодно множество людей умирает от голода? Можно ли говорить о нравственности ученого, если чем глубже он проникает в тайны природы, чем честнее относится к своей деятельности, тем большую угрозу для человечества таят в себе ее результаты? Разве можно говорить о благе науки для человечества, если ее достижения нередко используются для создания таких средств и технологий, которые ведут к отчуждению, подавлению, оглуплению человеческой личности, разрушению природной среды обитания человека? Такова позиция аптисциентизма.
В тесной связи с ней существовала и существует позиция антитехницизма (которую иногда называют технофобией). Еще в начале XX века известный отечественный философ Н.А. Бердяев говорил о том, что кризис, переживаемый ныне человеком, связан с несоответствием его душевной и физической организации с современной техникой. «Душа и тело человека, — писал он, — формировались, когда человеческая жизнь была еще в соответствии с ритмами природы... Человек был еще связан с матерью-землей. Власть техники означает конец этой теллурической эпохи. Органическая, естественная среда человека, земля, растения, животные и пр., может быть убита техникой.
Научно-технический прогресс не только обостряет многие из существующих противоречий современного общественного развития, но и порождает новые. Более того, его негативные проявления могут привести к катастрофическим последствиям для судеб всего человечества. Сегодня уже не только произведения писателей-фантастов, авторов антиутопий, но и многие реальные события предупреждают нас о том, какое ужасное будущее ждет людей в обществе, для которого научно-технический прогресс выступает как самоцель, лишается «человеческого измерения».
Следующую характеристику современной ситуации дает специалист по управлению, один из организаторов «Римского клуба» А. Печчеи. В своей работе «Человеческие качества» (1980) он говорит о том, что триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу. За последние десятилетия результаты технического развития и их воздействие на нашу жизнь стали расширяться и расти с такой астрономической скоростью, что оставили далеко позади любые другие формы и виды культурного развития. Человек уже не в состоянии не только контролировать эти процессы, но даже просто осознать и оценить последствия всего происходящего. А. Печчеи говорит о том, что техника превратилась в абсолютно неуправляемый, анархический фактор. Даже в том случае, если нам удастся найти способы, позволяющие поставить ее под надежный контроль, все равно она уже принесла в наш мир и будет продолжать вызывать в нем поистине эпохальные изменения. И новый факт здесь состоит в том, что — на радость нам или на горе — техника, созданная человеком, стала главным фактором изменений на Земле.
Информация о работе Роль науки в преодолении глобальных кризисов