Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2014 в 10:25, реферат
Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА 4
1.1. Понятие общения, его виды и функции. 4
1.2. Классификация общения. 8
2. ОБЩЕНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 12
2.1. Развитие личности в процессе общения. Личность в общении и деятельности. 12
2.2. Выготский Л.С., Леонов Н.И., Гиппенрейтер Ю.Б. о роли общения в развитии личности. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности32. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта.
Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самовладеющего назначения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что овладение навыками делового общения является необходимым
Общение – важная духовная потребность человека как общественного существа. Потребность человека в общении обусловлена общественным образом его бытия и необходимостью взаимодействия в процессе деятельности. Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека33.
Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого.
Рассматриваемое в единстве этих трех сторон, общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Удовлетворение потребностей человека оказывается изначально возможным лишь в том случае, если он вступает в общение, взаимодействуя с другими людьми. Это порождает потребность субъекта сказать им о том, что для него важно и значимо.
Социальная природа общения проявляется в том, что оно всегда происходит в среде людей, где субъекты общения всегда возникают как носители социального опыта. Социальный опыт общения проявляется в содержании информации, которая является его предметом (знания, способы деятельности), в способах (языковая и неречевая коммуникация при общении), в общественно выработанных в процессе исторического развития идах общения.
По содержанию общение охватывает все сферы человеческого бытия и деятельности, объективные и субъективные их проявления. Общение между людьми имеет место при передаче знаний, опыта, когда формируются разнообразные умения и навыки, планируются и координируются совместные действия и т.п.
1 http://www.infovolgograd.ru/
2 Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: 1999, 374 с.
3 Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: 1999, 374 с.
4 Бодалев А.А.Психология общения. – М. – Воронеж: 1996.
5 Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. – М.; Воронеж, 2000.
6 Сорокун П.А. Основы психологии. - Псков: ПГПУ, 2005 – 312 с.
7 Развитие ребенка //Под ред. Запорожца А.В. – М.: 1996.
8 Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. Ступени общения. – М.: 1992.
9 Ерастов Н.П. Психология общения. Пособие для студентов-психологов. – Ярославль, 1979.
10 Конева Е.В. Психология общения: Учеб. пособие. – Ярославль: 2002.
11 Казаринова Н.В. Межличностное общение. Хрестоматия. Питер, 2004
12 Выготский Л. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2007. – 352 с.
13 Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. – М., 1985.
14 Обухова. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., Тривола, 1995.
15 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА-М, 1998.
16 Введение в психологию / Под общ. ред. А. В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с.
17 Мухина В. С. Проблемы генезиса личности. – М., 1985.
18 Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту, 1973.
19 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн; сост., авт. коммент. и послесл.: А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. – СПб. и др.: Питер: Питер бук, 2002. – 712 с.
20 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА-М, 1998.
21 Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М.: ИНФРА-М, 1998.
22 Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982.
23 Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982.
24 Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: 1990, 306 с.
25 Выготский Л. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2007. – 352 с.
26 Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо, 2004. – 240 с.
27 Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо, 2004. – 240 с.
28 Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ЧеРо, 2004. – 240 с.
29 Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: АСТ. – 2008, 251 с.
30 Леонов Н. Психология делового общения. – М.: Московский психолого-социальный институт. – 2003.
31 Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: 1997.
32 Дебольский М. Психология делового общения. – М.: 2002.
33 Максименко С.Д. Общая психология. – М.: 2004. – 528 с.