Роль техники в функционировании и развитии общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 21:07, контрольная работа

Краткое описание

Развитие техники в современном мире все более остро проявляет двойственный характер ее достижений. С одной стороны без техники просто невозможно представить развитие человечества, а с другой техника - мощная сила, способная вызвать самые негативные, даже трагические последствия. Не продуманное развитие техники приводит к тому, что успехи технического прогресса обычно оборачиваются сложными социальными проблемами.

Содержание

Введение 4
1 Понятие техники. Основные характеристики индустриального и постиндустриального общества 6
2 Роль техники в развитии общества 8
3 Сущность НТП: оценка роли и места техники в развитии общества 16
4 Становление постиндустриальной цивилизации и формирование информационного общества 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

философияяя.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

На важность переориентации критериев социального прогресса в сторону их качественной оценки указывали и другие представители Римского клуба. Так, в работах А. Печчеи, Дж. Форрестера, Я. Тимбергена, М. Мессаровича, Э. Пестеля, А. Кинга проводится мысль, о том, что эколо­гических катаклизмов, можно, избежать. Для этого необходимо перейти к новой оценке техники и технологии, основанной на социальных и гуманистических критериях социального прогресса.

Дальнейшим развитием становления новой шкалы оценки роли и значимости техники стала «концепция стратегии устойчивого развития». В ней обосновывается то, что сегодня важнейшим приоритетом в социальном прогрессе должен стать сам человек и качества окружающей среды, а не техника и технология. Основной целью этой концепции является создание условий для согласованного и взаимоподдерживающего развития социума (техносферы) и природного окружения (биосферы) для полного и всестороннего удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений.

Сегодня философы и социологи говорят о вступлении человеческого общества в новую, общую для всех народов, единую постиндустриальную (информационную, технотронную) цивилизацию. Для постиндустриальной цивилизации характерна не механическая система разнообразных средств производства (машин), а роботизация производства (автоматы), которые основаны на микроэлектронике и информатике, новейшей интеллектуальной технологии. Эта новая техническая и технологическая база меняет весь образ жизни общества и человека. И это приводит к формированию нового феномена – информационное общества.

4 Становление постиндустриальной  цивилизации и формирование информационного  общества

Важнейшей фазой в становлении постиндустриальной цивилизации является информационное общество. Оно является следствием возникновения огромных потоков информации: научной, технической, социальной, политической, экономической и т.д. Это не спонтанное, самопроизвольное возникновение, а целенаправленное производство знаний во всех сферах жизнедеятельности человеческого общества. И в эту сферу общественного производства вовлекается все больше людей и ресурсов. Каковы же особенности информационного общества?

Специфической особенностью информационного общества является доминирование в структуре промышленного производства информационных технологий. Так, по мнению большинства исследователей, значительная часть национального продукта современных развитых стран создают образовательные, научно-технические, телекоммуникационные и компьютерные технологии. Сегодня, ведущими отраслями современного общества становятся сфера услуг и сервиса.

В этом обществе как никогда ранее, возрастает роль информации в жизни людей и общества. Информация нужна человеку не только как вид знания об окружающем мире, но и как мощный фактор, позволяющий формировать у них конкретные экономические, политические, социальные позиции, которые могут оказать влияние на протекание социальных процессов в обществе.

Следующей особенностью информационного общества является то, что в нем происходят кардинальные изменения мировоззренческих установок. Это связанно с переходом от традиционного способа мировосприятия бытия к искусственному (виртуальному) миру – миру социальной информации. Так, в начале только лишь программисты использовали виртуальные свойства киберпространства в качестве полигона для отработки важнейших информационных технологий. Однако постепенно это киберпространство становится носителем важнейшей информации для социально-культурного, а затем и социально-экономического развития общества.

Другой особенностью является переход от классических средств массовой информации (печатные книги, журналы, газеты) к инновационным электронным СМИ (электронным книгам, газетам и журналам). Это позволило глобально охватить почти все население Земли и предоставить новый вид информационных услуг, имеющий интерактивный характер. Выше перечисленные особенности кардинальным образом оказывает влияние на самого человека и изменяет его роль в условиях «глобальной электронной цивилизации». Как и каким образом это происходит?

Сегодня для успешной реализации человека в социуме необходимо не только иметь доступ к важнейшей информации, но получить навыки ее обработки. Это меняет систему ценностных установок личности. Возникают новые формы общения (коммуникаций), в которых вырабатываются коллективные представления и новое отношение к миру, окружающей среде, человеку и т.д. Именно они оказывают определяющее значение на проблему выбора, в котором есть как свобода, так и ограничение.

Развитие информационного общества, несет с собой не только определенные блага для цивилизации, но ставит перед человечеством множество новых проблем. Так, непродуманное внедрение компьютерных технологий может способствовать снижению общекультурного уровня специалистов, увеличивать изоляцию людей друг от друга, подменять живое общения – виртуальным и т.д. Чтобы избежать проявления негативных последствий глобальной компьютеризации общества следует помнить о гуманитарном аспекте в организации информационного процесса и включать в образовательный процесс духовную и нравственную составляющие. Об этом еще на заре информатизации предостерегал основоположник кибернетики Н. Винер. В своей работе «Творец и робот» ученый отмечал, что узловой проблемой кибернетики является проблема функционирования системы «человек-машина». При этом она в ближайшие годы перерастет из чисто биотехнической задачи в глобальную и общегуманитарную проблему цивилизации.

В связи этим, сегодня особо значимым является этическая сторона деятельности инженера и о его ответственности в области технического творчества. Развитие информационных технологий и современных компьютерных систем немыслимо без осознанной социальной ответственности. Так, американский философ Х. Сколимовский отмечает, что компьютеры во многом подменили важнейшие функции человека и лишили его распорядительных и властных полномочий в принятии ответственных решений. Оценка меры социальной ответственности инженера и ученого за последствия развития современных технологий, разработка специальных защитных механизмов, которые могут предупредить техногенные катастрофы все это может позволить человечеству нащупать оптимальный путь выживания в глобальных проблем современности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Сегодня мы можем говорить лишь о периоде становления философии техники как специальной области философских исследований. Область исследований "философия и техника" охватывает следующие ключевые моменты:

- Включение техники в картину мира с тем, чтобы обеспечить формирование в общественном сознании оптимистической оценки техники и ее развития в противоположность абстрактно-иллюзорным либо критико-пессимистическим представлениям.

- Изучение диалектики техники и технических наук а так же их развития с целью соотнесения условий управления НТП с гуманистической постановкой целей (отношения между структурой и функцией, элементом и системой, факторами и закономерностями, тенденциями и механизмами).

- Анализ методологических и теоретико-познавательных проблем технических наук и инженерной деятельности для повышения их эвристической эффективности.

- Теоретическое решение нравственных и этических проблем развития техники, служащее основой для ответственной и рациональной деятельности в эпоху, во многом определяемую наукой и техникой.

Значимость вопроса к чему может привести человека безудержное развитие техники настолько велика, что в настоящее время эта отрасль человеческой деятельности стала едва ли не главной проблемой понимания нашей ситуации. Реальность техники привела к тому, что в истории человечества произошел невероятный перелом, все последствия которого не могут быть предвидены и которые недоступны даже самой пылкой фантазии, хотя мы и находимся в самом центре того, что конституирует механизацию и технизацию нашей жизни.

Одно во всяком случае очевидно: техника только средство, сама по себе она не хороша и не дурна. Все зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит. Весь вопрос в том, что за человек подчинит ее себе, каким проявит он себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто, в качестве самостоятельной сущности это бесплодная сила, парализующий по своим конечным результатам триумф средства над целью. Может ли случиться, что техника, оторвавшись от смысла человеческой жизни, превратится в средство неистового безумия нелюдей, или, что весь земной шар вместе со всеми людьми станет гигантской фабрикой, муравейником, который уже все поглотил, и теперь, производя и уничтожая, остается в этом вечном круговороте пустым циклом сменяющих друг друга, лишенных всякого смысла и содержания событий? Рассудок может конструировать такую возможность, однако, сознание нашей человеческой сущности будет твердить: это невозможно.

Итак, философская проблема техники существует. Технику изучали многие философы, но только в наше время эта проблема получила свое наибольшее распространение. Техника, преобразуясь сама, преобразует и человека, заставляет его жить в своем бешеном темпе. Философская мысль должна отчетливо понимать весь смысл этой реальности, и от того,

насколько правильно, осмысленно мы подойдем к решению этих вопросов, напрямую зависит будущее человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Розин В. М. Философия техники и культурно - исторические реконструкции развития техники. // Вопросы философии 1996 г., № 3, с. 19-29.

2. Волков Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. М.: Политиздат 1976 г. 335 с.

3. Митчем К. Что такое философия техники? М.: Аспект-пресс, 1995, 149 с.

4. Шухардин С. В., Кузин А. А. Теоретические аспекты современной научно - технической революции. М.: Наука, 1980 г.144 с.

5. Философия: учеб. / В. Н. Лавриненко [и др.]; под общ. ред. В. Н. Лавриненко [и др.]- М., 2007. Философия для технических вузов. Под ред./ В.О. Голубинцев и др.- Р/н/Д., 2004.

6. Чернов, А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы / А. А. Чернов. – М., 2003.

7. Горохов, В. Г. Введение в философию техники / В. Г. Горохов, В. М. Розин. – М.: ИНФРА-М, 1998.

8. Ленк, Х. Размышления о современной технике / Х. Ленк. – М.: Аспект-Пресс, 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль техники в функционировании и развитии общества