Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:45, контрольная работа
Для того чтобы изучать философию осмысленно, необходимо, прежде всего, понять, что она исследует и какое место занимает в жизни общества и человека. Является ли она просто одной из наук или же философия есть нечто большее, чем наука? Зачем она нужна вообще людям, какова ее роль в функционировании общества и нужна ли она нам? Есть ли какой-то единый стержень в ее разнообразной проблематике и если есть, то, как вокруг него организуются в единое целое ее части, основные философские дисциплины?
Философия - это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки. Вокруг проблемы научности философии до сих пор продолжаются споры. Широкое распространение получили следующие точки зрения.
действия, по их значению в характеристике социальной структуры общества на определенной ступени развития.
Социальная структура общества означает объективное деление
общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура общества отражает особенности социальных отношений классов, профессиональных, культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосредованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.
Социальная структура как
Главным принципом определения
Субъектами могут быть и отдельные индивиды, и социальные группы
различных размеров, выделяемые по разным основаниям: молодежь, рабочий класс, религиозная секта и так далее.
С этой точки зрения социальную структуру общества можно представить как более или менее устойчивое соотношение социальных слоев и групп.
Тенденции развития социальной структуры общества
Для того чтобы отследить тенденцию развития социальной структуры нужно знание социальной структуры и социальных групп:
1) Социальная структура – зеркало, которое отражает процессы происходящие в обществе, вскрывает недостатки и проблемы.
2) Социальные группы – своеобразные «двигатели» общественного развития, без их усилий никакие изменения в обществе происходить не могут.
3) От характера социальных групп зависит качество функционирования всех социальных институтов.
4) От того, из каких групп состоит общество, какие из них занимают лидирующие позиции, какие подчиненные, зависит тип общества и его государственное и общественно – политическое производство.
Знание социальной структуры позволяет власти принять правильные решения и устранить недостатки
Исходя из этого понимания предлагается анализ:
1) социально-классовой
структуры (изучение классов,
слоёв, групп и их изменение,
перемещение);
2) социально-профессиональной структуры,
связанной с разделением труда;
3) социально-этнической структуры (основным элементом этнической
структуры рассматриваются нации. Под
нациями могут пониматься исторически
сложившиеся устойчивые общности людей,
возникшие на основе единства происхождения,
территории, экономической жизни, культуры,
языка, самосознания);
4) социально-демографические структуры.
Важные срезы: половозрастная структура,
семейная структура, генетическая структура,
формирующаяся под влиянием естественного
и механического движения населения. Под
естественным движением понимается изменение
населения в ходе рождений, смертей, браков
и разводов. Под механическим движением
понимаются перемещения по территории
(миграции);
5) социально-политическая структура.
Общими тенденциями
в изменении структуры
1) количественные и качественные изменения в социально-классовой
структуре, осуществляемые под влиянием
прежде всего:
а) изменений в соотношении городского
и сельского населения;
б) изменения соотношения населения занятого
физическим и умственным трудом. Это связано
с НТР и НТП и формированием нового класса
инженерно-технических работников. Таким
образом, пролетариат как производитель
основных материальных благ утрачивает
свой статус, уступая место высококвалифицированным
инженерным работникам, обслуживающим
сложные производственные процессы;
в) изменений в соотношении занятых в производственной
и непроизводственной сфере.
2) изменения в демографическом
составе индустриальных стран,
возрастание маргинализации
3) рост бюрократизации общества.
Под бюрократизацией
понимается:
а) система управления, характеризующаяся
усилением государственности в ущерб
гражданскому обществу, чрезмерное усиление власти аппарата управления,
наделённого специальными функциями и
привилегиями (оторванного от народа).
б) социальная группа людей, связанных
с системой государственного управления,
значение которой усиливается в условиях
монополизма государства.
в) черта личности, выражающаяся в пренебрежительном,
канцелярском, формальном отношении к
потребностям и интересам человека.
Как международное явление бюрократизм
приобретает следующие негативные черты:
а) стремление к расширению (увеличению
штата, финансирования и т.д.);
б) снижение качества аппарата управления
в силу антидемократического подбора
кадров (связи, семейственность и др.);
в) обезличивание и уход от ответственности;
г) тенденция аппарата к старению в желании
сохранить своё место.
4) изменения социально-профессиональной
структуры:
В России с переходом к рыночным отношениям
появляются новые статусы (акционер, фермер).
Осуществляется приватизация предприятий,
создаются различного типа организации;
в связи с этим появляются новые социальные
группы и в то же время происходит размывание
ряда групп (интеллигенция).
Взаимодействие в
обществе приводит к
Социальная структура всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменение социальных отношений. Являясь своим родом каркасом системы общественных отношений, она организует общественную жизнь.
1. История философии. Уч.для
вузов.- Ростов-на-Дону, 2002.
2. Краткая история философии. - М., 1996.
3. Культура: теория и проблемы. - М., 1995.
4. Новая философская энциклопедия . В 4
тт.- М.,2000.
5. Основы философии: Учебное пособие. -
М., 1997.
6. Хрестоматия по философии: Учебное пособие.
- М., 1997.
7. Фролов А. Г. Социология. М.,
1997г.
8. Социология // г.Москва изд-во «Мысль» 1990г.