Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 11:27, контрольная работа
Целью данной работы является изучение роли чувственности, воображения, разума и рассудка в философии Канта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- рассмотреть теорию познания И. Канта;
- изучить литературу;
- установить роль вышеназванных объектов в данной теории.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Творческий путь И. Канта………………………………………………4
Глава 2. Теория познания………………………………………………………...7
Глава 3. Вопрос о формах чувственного познания……………………………..9
Глава 4. Воображение…………………………………………………………...11
Глава 5. Рассудок………………………………………………………………...14
Глава 6. Разум……………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...19
В своей теории познания
Кант часто рассматривает и
Канта справедливо критикуют
за то, что он отказывается признать
адекватность нашего знания вещам. Согласно
Канту, мы познаем только явления
— мир вещей самих по себе нам
недоступен. При попытке постигнуть
сущность вещей наш разум впадает
в противоречия. Следует сказать:
в рассуждениях Канта есть доля правды,
так как познание и в самом
деле неисчерпаемо. Это бесконечный
процесс все более и более
глубокого проникновения в
5. Рассудок
Это вторая ступень познания. (Первая — чувственность). Посредством чувственности, считает Кант, предмет нам дается. Но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Орудия, инструмент рассудочного познания — категории. Они присущи рассудку изначально. Многообразие явлений накладывается на сеть категорий, которые придают нашему знанию уже не эмпирически-случайный, а всеобщий, необходимый, т. е. научный, характер. Научное знание есть знание категориальное. Это верно, но дальше Кант рассуждает уже как субъективный идеалист; рассудок не открывает законы природы, а диктует природе их. Единство категорий, и познавательная (синтетическая) способность их имеют своим источником, по Канту, не объективное материальное единство мира, а трансцендентальное единство самосознания.
Сила рассудка — в его синтетической способности. Но эта способность у него не полная, небезграничная. Она ограничена пределами опыта, за эти границы рассудок выйти не может. Однако сам рассудок не знает своих собственных границ, да и знать их не хочет. Он постоянно преступает эти границы, т. е. стремится из мира явлений (на который только и распространяется его законодательная власть) проникнуть в мир вещей-в-себе. Но, покинув границы опыта (став, тем самым, уже не рассудком, а разумом), он попадает в область неразрешимых противоречий, а его суждения необходимо становятся иллюзорными.
6. Разум
Разум – это третья, высшая ступень познавательного процесса. Разум уже не имеет прямой, непосредственной связи с чувственностью, а связан с ней опосредованно — через рассудок. Разум — высшая ступень познания, хотя во многом он «проигрывает» рассудку. Разум, покинув твердую почву опыта, не может дать однозначного ответа — «да» или «нет» — не на один из вопросов мировоззренческого уровня. Имеет ли мир начало во времени и в пространстве или он бесконечен и вечен? Бессмертна или смертна душа человека? Существует ли свобода воли или в мире нет никакой свободы, а все совершается по закону естественней необходимости? Есть бог или нет бога? — рассудок бы не дерзнул ставить такие вопросы. Разум — дерзает, но безуспешно. Его претензии чрезмерны. Чистый теоретический разум должен смириться, признать свое поражение, ибо вещи-в-себе для него непознаваемы.
Но почему же он, несмотря на это, признается высшей ступенью, высшей инстанцией познания — не твердо стоящий на своих ногах рассудок, а противоречивый, вводящий нас в заблуждение разум? Именно потому, что чистые идеи разума (Кант называет их принципами) выполняют высшую регулятивную роль в познании: они указывают направление, в котором должен двигаться рассудок. Идеи разума можно сравнить с линией горизонта, которая, хотя и недосягаема, дает возможность человеку ориентироваться в пространстве, идти правильно к намеченной цели. И все же Кант остался в теории познания метафизиком: противоречивость разума (т. е. противоречивость бесконечности) он истолковывал как признак слабости, неспособности разума проникнуть в сущность вещей, тогда как в действительности это было свидетельство его величайшей силы, на что позже указывал Гегель.
В «Критике чистого разума» Кант делает вывод о том, что философия может быть наукой не о вещах-в-себе (о высших ценностях мира), а только наукой о границах познания. Высшие сущности (и высшие ценности) — это Бог, душа и свобода, они не даны нам ни в каком опыте, рациональная наука о них невозможна. Однако теоретический разум, будучи не в силах доказать их бытие, не в силах доказать и обратное, т. е. он не запрещает верить в бытие Бога, в бессмертие души и в свободу воли. Человеку дана возможность выбора — между верой и неверием. И он должен выбрать веру, так как этого требует от него голос совести, голос морали. Но это уже переход от теоретического разума к разуму практическому, переход от гносеологии к этике.
Заключение
Согласно Канту, всеобщность знаний не может быть выведена из опыта и не присутствует в опыте «если какое-нибудь суждение мыслится как строго всеобщее, т.е. так, что не допускается возможность исключения, то оно не выведено из опыта, а есть безусловно априорное суждение.»( «Критика чистого разума» изд. II, стр. 33). Но любое знание нам может быть дано лишь посредством суждений, которые, в свою очередь, являются логическими формами рассудка. Следовательно, априорная всеобщность знаний является действием самого рассудка, о чем и указывает нам опыт (стр. 35, там же).
Сами же явления во всем
возможном многообразии нам даны
посредствам чувственности, т.е. рассудок
может воспринимать многообразное
созерцание явлений только посредством
чувственности. В самом чувственном
(эмпирическом) всеобщности знаний
нет, и поэтому сама чувственность,
как форма восприятия предметов,
не обладает и определением всеобщности.
Чувственность по Канту является
пассивной. Исходя из этого, представим
себе, что чувственность и рассудок
являются соединенными а priori трансцендентальным
единством субъекта через какую-либо
способность. Единство субъекта позволяет
определять чувственность и рассудок,
в этом случае, как единую познавательную
способность данного субъекта. Но
единство рассудка и чувственности
аннулирует саму возможность существования
априорных знаний. Ведь всеобщность
знаний, основанная на чувственности (рассудок
и чувственность соединены), необходимо
должна заключаться в самом
Список использованной литературы
1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973
2. Бур М., Иррлиц Г. Притязания разума. М., 1978
Информация о работе Роль чувственности, воображения, рассудка и разума в теории познания Канта