Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:55, реферат
Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже XIX - XX в.в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д. Мережковского и др. Русской религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным ее представителям.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
1. Новое религиозное сознание . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 2
2. Религиозно – философские собрания . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 2
3. Духовный Ренессанс начала ХХ века. Его сущность и социальный смысл . . . 3
4. Теоретическая философия Вл. Соловьева . . . . . . . .. . . . . . . . . . 6
5. Религиозно – философская проблематика Вл. Соловьева . . .. . . . . . . 8
6. Биографическая справка . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 13
Глоссарий . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Литература . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Федоровым Б. толкует «Откровение
святого Иоанна» как
«Судьба России» (1918). Б. говорил об
«антиномичности» России: это самая
анархичная, самая безгосударственная
страна и одновременно самая бюрократическая,
обожествляющая государство и его
носителей; русские — самый «
Россия — «страна неслыханного сервилизма». Загадочную антиномичность России можно проследить и во множестве других аспектов, всюду сплошные тезисы и антитезисы. Конечно, и в других странах можно найти все эти противоположности, но только в России тезис оборачивается антитезисом, крайности переходят друг в друга. И еще одно обстоятельство: устремленность к крайнему, предельному. Б. мыслит национальными категориями: национальное единство, по его мнению, глубже, прочнее единства партий, классов и всех других преходящих исторических образований. Национальность мистична, таинственна, иррациональна, как и всякое индивидуальное бытие. А индивидуальность, личность для Б. главное. Мировая война, потрясшая человечество, по мнению Б., показала тщетность и бессмысленность всех попыток насильственного социального переустройства. Как не перекраивай человеческий муравейник он муравейником и останется. Между тем у человека есть более высокое предначертание: творческий труд, расширенный до космического размаха, имеющий мировые перспективы. Февральскую и
Октябрьскую революции Бердяев встретил в Москве. В это время он вел интенсивную духовную работу. Писал книгу «Смысл истории» (1918). Создал
Вольную академию духовной культуры. В 1920 г. он был избран профессором
Московского университета. В этом же году он был арестован. В 1922 г. — новый арест. На этот раз дело обернулось высылкой из страны. Осенью в числе большой группы ученых Б. выехал за границу. Два года провел в Берлине, затем перебрался в Париж, обзавелся собственным домом. В обеих столицах он собирал вокруг себя философскую и религиозную элиту . В Берлине написано
«Новое средневековье» (1923) — работа,
которая принесла Б. европейскую
известность. Б. создает Религиозно-
Христианской ассоциацией
«левым» среди эмигрантов, близок к «евразийцам», которые видят в нем своего. Годы войны Б. провел в оккупированной Франции, ненавидел захватчиков. Остро переживал судьбу России, радовался ее победе. Одно время намеревался вернуться на родину, но разгул сталинизма отпугнул его. Тяжелое впечатление произвела на него история А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко. В
1947 г. Кембриджский университет, присудил Б. степень почетного доктора.
До него такой чести из русских удостоились только И. С. Тургенев и П. И.
Чайковский. Через год (23 марта 1948 г.) Б. не стало.
БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871—1944) — философ, экономист, публицист, богослов, представитель религиозного Ренессанса в
России начала XX века. Родился 16 июля 1871 г. в городе Ливны
Орловской губернии. По признанию философа, глубинные интуиции творчества были навеяны ему еще в детстве — жизнью с русской природой и церковными службами в бедном храме родного городка.
Отец Б. был провинциальным священником. Закончив четырехклассное духовное училище в Ливнах, Б. в 1884 г. поступает в Орловскую духовную семинарию. Но уже в первых классах семинарии его постиг тяжелый мировоззренческий кризис, который закончился утратой религиозной веры на долгие годы
(вплоть до 30-летнего возраста). Летом 1887 г., незадолго до окончания семинарии, когда начальство прочило способного ученика в студенты духовной академии, Б. прекращает учебу и поступает в Елецкую гимназию, а по окончании ее в 1890 г. — в
Московский университет, на юридический факультет. В студенческие годы начинается его увлечение марксизмом. По окончании Московского университета в 1894 г. Б. был оставлен на факультете для подготовки к профессорскому званию. 1896 г. датируется его первая книга «О рынках при капиталистическом производстве», написанная с марксистских позиций. Успешно сдав магистерский экзамен, Б. в 1898 г. отправляется в Германию — родину социал-демократии и марксизма — для работы над диссертацией, задача которой была применить основные положения марксизма к земледелию. Б. приобретает известность в социал- демократических кругах, знакомится с Г. В. Плехановым, встречается — по его рекомендации — с К. Каутским, А. Бебелем,
В. Либкнехтом, пишет ряд статей по политической экономии.
Однако в Германии у Б. началось
быстрое разочарование в
(1903). Существенные причины,
«Сикстинской Мадонной», пережитая им в Дрездене. Поворот от марксизма к идеализму означал новую эпоху в жизни Б. — он сознательно и всецело переходит на позиции религиозного миропонимания. В 1901 г. Б. защитил магистерскую диссертацию
«Капитализм и земледелие», в которой выразил несогласие с тем, что положения Маркса оправдываются в сельскохозяйственном производстве, и был назначен профессором Киевского политехнического института по кафедре политэкономии.
Популярность приносит ему цикл лекций о А. П. Чехове и статьи, вошедшие впоследствии в сборник «Тихие думы» (1918). В 1906 г.
Б. возвратился в Москву приват-доцентом университета, затем получает кафедру в Коммерческом институте. В том же году он участвует в создании Союза христианской политики. Не приняв революцию 1905 г., он приходит к мысли о создании христианского освободительного движения. В 1907 г. Б. избирается во вторую Государственную Думу как беспартийный
«христианский социалист», но Дума не оправдала его надежд и, четыре месяца заседаний окончательно в ней разочаровали. В
1905 г. Б. был одним из
Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, которое кроме него, посещали также Н. А. Бердяев, В. Ф. Эрн, Е. Н.
Трубецкой, С. Л. Франк и другие известные философы, искавшие спасения России на путях нравственно-религиозного обновления.
В 1910 г. Б. вместе с единомышленниками организует книгоиздательство «Путь», где публикуются наиболее значительные его произведения, созданные в этот период — «Два града» (1911) и «Философия хозяйства» (1912), за которое он получает в Московском университете степень доктора политической экономии. В то же время он пишет ряд публицистических статей, самая значительная из которых
«Героизм и подвижничество» была помещена в сборнике «Вехи»
(1909). Книга «Свет невечерний»
(1917) завершает этот период
Европы, но и возможность осуществления мессианского предназначения России. Этому вопросу был посвящен его доклад
«Русские думы», прочитанный 6 октября 1914 г. на заседании московского РФО, а также книга «Война и русское самосознание»
(1915). В отличие от Бердяева, Франка, П. Б. Струве и ряда других философов, приветствовавших Февральскую революцию, Б. воспринял ее как гибель того, что было для него самым дорогим в русской жизни. Свое отношение к революции он выразил в работах «Христианство и социализм» (1917), «На пиру богов.
Современные диалоги» (1921) и др. События Февральской и
Октябрьской революций вызвали у философа тревожные предчувствия личной судьбы, «Страшного Суда раньше смерти»,
«истления заживо», которыми он делится с В. В. Розановым в письме от 12 декабря 1917 г. В этот сложный для себя период Б. принимает решение стать священником, решение, которое он вынашивал по крайней мере десятилетие. Этому способствовало устранение серьезного для него препятствия — союза православия с самодержавием. 11 июня 1918 года в Даниловом монастыре состоялось рукоположение Булгакова в дьяконы, а через две недели — в храме кладбища Св. Духа — в иереи. Б. становится отцом Сергием — так он отныне пожелал быть именуемым. За принятие священства Б. исключается из числа профессоров университета, уезжает в Крым, где в это время находилась его семья, становится профессором политэкономии и богословия в
Симферопольском университете. Здесь он пишет работы «Трагедия философии» и «Философия имени». По существу, с этого времени начинается богословский период творчества мыслителя.
В начале 1923 г. Б. высылается за границу. Через
Константинополь он попадает в Прагу, куда его пригласили на кафедру церковного права Русского юридического факультета. Из Праги он отправляется в Париж, где в 1925 г. был основан Русский православный богословский институт, впоследствии переименованный в академию. С самого его основания и до конца своих дней Б. являлся его бессменным деканом и профессором богословия. Наступает расцвет богословского творчества мыслителя. Им создается целый ряд богословских сочинений — «Святые Петр и
Иоанн»(1927), «Купина неопалимая»(1928), «Друг жениха» (1928), «Лествица
Иаковля» (1929), «Икона и иконопочитание» (1931), большая трилогия «О богочеловечестве», куда вошли «Агнец Божий» (1933), «Утешитель» (1936) и
«Невеста Агнца» (1938), и др. В этих работах видное место принадлежало учению о Софии, Премудрости Божией. Именно это учение Б. вызвало обвинение его в ереси, которое было предъявлено, почти одновременно, как со стороны
Московской патриархии — митрополитом московским Сергием, так и зарубежной
Православной церковью, епископами
из состава карловацкого собора. Б.
в своих докладах по поводу обоих
обвинений выразил протест
Русском христианском студенческом движении. В 1934 и 1936гг. он совершает поездки в США, где читает циклы лекций в Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне и других городах, произносит проповеди в епископальных (англиканских) храмах. Отличавшийся неустанной богословской и общественной деятельностью, о. Сергий, однако, никогда не имел собственного храма, а всегда или
«сослужил» архиереям или
Похоронен недалеко от Парижа, на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
ЭРН Владимир Францевич (1882—1917) — религиозный философ, историк философии, публицист. Родился 5 (17) августа 1882 г. в Тифлисе.
Отец Гавриил Андреевич
Э. связан тесной дружбой с П. А. Флоренским и А. В. Ельчаниновым, с которыми организовал гимназический литературно-философский кружок. В
1900—1904 гг. изучает философию в Московском университете. Оставлен при кафедре всеобщей истории, позже становится доцентом, а затем профессором университета.
Комплекс идей, развиваемых Э. в его работах, сложился достаточно рано. Прежде всего следует отметить постоянное внимание Э. к
Платону и платонизму. Возникнув в гимназические годы, оно получило новый импульс во время слушания университетских лекций С. Н.
Трубецкого.
Исследование традиции онтологизма платонического типа в отечественной и итальянской философии станет главным историко- философским делом Э. Платонизм и платонизированный аристотелизм, прочитанные в ключе восточно-христианского умозрения, являются источниками и его собственных философских построений. Другим таким источником стали взгляды славянофилов, Ф. М. Достоевского, а также идеи В. С. Соловьева, не в последнюю очередь поэтическое творчество последнего. Существенной чертой Э. как мыслителя и общественного деятеля является пристальное внимание к проблематике первоначального христианства, которая соотносится им с проблемами церковного обновления в России.
В кругу «младших» символистов Э. обсуждает проблематику петербургских
Религиозно-философских
Д. С. Мережковским осмысляется Э. в социальном ключе в его первой опубликованной работе «Христианское отношение к собственности». Понимание проблемы «плоти», «христианства и мира» как центральных для современного религиозного сознания, констатация раздробленности и упадка официальной церковной жизни — ведущие темы работ Э. этого периода, публикуемых в журналах «Живая жизнь», «Вопросы религии», «Век», «Церковное обновление», в сборнике «Религия и жизнь». В феврале 1905 г. Э. вместе с В. П.
Информация о работе Русская религиозная философия конца ХIХ – начала ХХ вв