Русская религиозная философия конца ХIХ – начала ХХ вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:55, реферат

Краткое описание

Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже XIX - XX в.в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д. Мережковского и др. Русской религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным ее представителям.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
1. Новое религиозное сознание . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 2
2. Религиозно – философские собрания . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 2
3. Духовный Ренессанс начала ХХ века. Его сущность и социальный смысл . . . 3
4. Теоретическая философия Вл. Соловьева . . . . . . . .. . . . . . . . . . 6
5. Религиозно – философская проблематика Вл. Соловьева . . .. . . . . . . 8
6. Биографическая справка . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 13
Глоссарий . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Литература . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Вложенные файлы: 1 файл

женя.doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

Свенцицким становится во главе  «Христианского братства борьбы». С  позиций христианского социализма он публикует «Семь свобод», «Как нужно жить христианам?» (обе в 1906г.), «Пастырь нового типа» (1907) и др., противостоит черносотенным настроениям, критикует старообрядчество, ведет полемику с деятелями «нового религиозного сознания». Говоря о дружеских и творческих связях Э., следует отметить дружбу с Вяч. И. Ивановым; последние годы Э. жил в московской квартире Иванова на Зубовском бульваре.

 

В ноябре 1906 г. Э. участвует в основании  московского Религиозно- философского общества памяти В. С. Соловьева, а в  марте 1907 г. — в создании при нем Вольного богословского университета. Вместе с

 

Булгаковым, Рачинским, Е. Н. Трубецким, Н. А. Бердяевым Э. входит в редакцию организованного в конце 1910 г. в  Москве издательства

 

«Путь». В серии докладов, лекций, статей этого периода, посвященных христианскому пониманию прогресса, философии Р.

 

Декарта, Ф. Бэкона, Д. Беркли, И. Канта, У. Джемса и др., Э. стремится последовательно  изложить свою философскую, концепцию, сложившуюся в общих чертах уже  в 1905— 1906 гг. Кристаллизации философских взглядов Э. способствует полемика с авторами неокантианского журнала «Логос» и особенно с С. Л. Франком.

 

В 1911 г. Э. включает свои важнейшие  статьи в сборник «Борьба за

 

Логос». В «Богословском вестнике»  печатается написанная в Риме крупная  работа «Природа мысли», где наиболее полно представлена софиология Э. Одновременно философ создает ряд работ, где излагает свое понимание специфики отечественной философии; наиболее значительна из них книга «Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение» (М., 1912), вызвавшая большое количество крайне разноречивых откликов. Новоевропейскому рационализму, схематизирующему, по Э., реальность и человека, философ противопоставляет «логизм», — опирающееся на античную и восточно- христианскую метафизику учение о Логосе как истоке бытия и мышления. Доктрина Э. предполагает противопоставление не двух христианских культур — Востока и Запада, — но двух познавательных начал, «рацио» и «логоса». Католицизм так же «динамичен» и

 

«логичен», как и православие, в  котором Э. подчеркивает более черты вселенского христианства, чем национальной русской веры.

 

Весной 1911 г. Э. командирован историко-филологическим факультетом

 

Московского университета в Италию, где до 1913 г. изучает итальянскую  философию. В 1914 г. он заканчивает магистерскую диссертацию «Розмини и его теория знания», а в 1916 г. докторскую

 

— «Философия Джоберти» (защитить ее Э. не успел), переводит «Пир»

 

Данте. Откликами на события первой мировой войны являются многочисленные статьи Э., собранные в сборнике «Меч и крест.

 

Статьи о современных событиях» (М., 1915), а также брошюра «Время славянофильствует. Война, Германия, Европа и Россия» (М., 1915).

 

Военный конфликт он рассматривает  как реализацию противостояния начал  «логоса» и «рацио». В 1916 г. Э. избирается членом

 

Московского психологического общества. Он собирается работать над книгой о философии имени, пишет задуманную еще на студенческой скамье книгу о Платоне, но не успевает ее завершить .

 

Э. скончался 29 апреля 1917 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

ГЛОССАРИЙ

 

А

 

АБСОЛЮТ (лат. absolutus - безусловный) - понятие  алистической философии для обозначения  вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, к-рый „самодостаточен", не зависит  ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его.

 

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ  ИСТИНА - категории диалектического  материализма, характеризующие процесс  развития познания и раскрывающие соотношение  между:

1) тем, что уже познано, и  тем, что будет познано в  дальнейшем процессе развития науки;

2) тем, что в составе нашего  знания может быть изменено, уточнено, опровергнуто в ходе дальнейшего  развития науки, и тем, что  останется неопровержимым.

 

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ. А. (лат. abstractio- отвлечение) - сторона, часть  целого, одностороннее, простое, неразвитое; К. (лат. concretus

-сгущенный, сросшийся) - многостороннее, сложное, развитое, целостное. В  истории философии до Гегеля  К. понималось гл. обр. как чувственно  данное многообразие единичных  вещей и явлений, А. - как характеристика исключительно продуктов мышления(Абстракция).

 

 

АБСТРАКЦИЯ (от лат. термина abstractio –  отвлечение ) - одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений  между ними и выделении, вычленении к.-л. свойства или отношения.

 

АЛОГИЗМ (греч. а - отрицание и logos - разум) - отрицание или резкое преуменьшение  роли логического мышления как средства достижений истины; противопоставление логике интуиции, религиозной веры, откровения.

 

АЛЬТЕРНАТИВА (лат. altemus - попеременный) - необходимость выбора между двумя или несколькими взаимоисключающими возможностями.

 

Б

 

БОГ — фантастический образ сверхъестественного  всемогущего существа, якобы сотворившего мир и управляющего им; в иудаизме - Яхве, в исламе — Аллах, в христианстве — святая троица (бог-отец, бог-сын и бог-дух святой) и т. д. Представления о Б. составляют основу современных форм религии.

 

БУДДИЗМ - религия, проповедующая избавление от страданий путем отказа от желаний  и достижение „высшего просветления" - нирваны. Зародился в Индии в 6-5 вв. до н. э. как одно из мн. еретических учений этического плана.

 

БЫТ - одна из осн. сфер жизни об-ва, непосредственно связанная с  воспроизводством самого человека; материальная и культурная среда, в к-рой происходит удовлетворение его потребностей в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечениях, поддержании здоровья и т. д.

 

БЫТИЕ 1. Философское понятие, обознача-ющее существующий независимо от сознания объективный мир, мате-рию. В применении к об-ву употребляется термин „общественное Б.". Рассматривая материальность мира и его Б. как понятия тождественные, диалектический материализм отвергает идеалистическое представление о Б. как существующем до материи или независимо от нее, а также идеалистические попытки вывести Б. из акта сознания. 2. Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование ч.-л. вообще. В этом случае Б. Следует отличать от реальности, существования, действительности и т.д., как более конкретных и глубоких характеристик объективных процессов и явлений.

 

В

 

ВЕХОВСТВО - одно из характерных идеологических течений в России, политическое движение которого оформлялось в период развитого  в стране демократического и пролетарского  движения.

 

ВЕЧНАЯ ИСТИНА - термин, означающий неопровержимость истин в процессе развития познания. В этом отношении В. и. аналогична абсолютной. Однако в процессе познания человек имеет дело преимущественно с относительными истинами, содержащими в себе лишь зерна абсолютных истин.

 

ВЕЧНОСТЬ - бесконечная длительность времени существования мира, обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи, ее субстанциальностью, материальным единством мира. В. присуща лишь всей материи в целом; каждое конкретное образование в мире является преходящим во времени. В. не сводится к неограниченному однородному существованию материи в одних и тех же состояниях либо к бесконечной последовательности круговоротов, она включает в себя постоянные качественные превращения материи и возникновение новых состояний.

 

ВЕЩЬ - часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное существование. Одна В. от др. отличается своей качественной определенностью

(Качество). Важной гносеологической  и специально-научной проблемой  является проблема тождества  и различия вещей между собой,  а также отличия В. от объекта и предмета.

 

„ВЕЩЬ В СЕБЕ" И „ВЕЩЬ ДЛЯ  НАС" — философские термины, означающие: первый - вещи как они существуют сами по себе, независимо от нас и  нашего познания; второй - вещи как они  раскрываются человеком в процессе познания.

 

ВООБРАЖЕНИЕ - способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования подученных от действительности впечатлений. В. возникает в трудовой деятельности человека, к-рая без В. не могла бы быть целесообразной и плодотворной.

 

ВОСПРИЯТИЕ - чувственный образ  внешних структурных характеристик  предметов и процессов материального  мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Субстратом В. являются ощущения, образующие непрерывный комплекс в пространстве и во времени (в случае со зрительными и осязательными В.) или только во времени (когда В. образуется посредством изменения качества или интенсивности ощущений).

 

Г

 

ГОСУДАРСТВО - осн. институт политической системы классового об-ва, осуществляющий управление об-вом, охрану его экономической и социальной структуры: в классово антагонистических об-вах находится в руках экономически господствующего класса (классов) и используется им прежде всего для подавления своих социальных противников. пис дс^-лхплслил.

 

Д

 

ДИАЛЕКТИКА (греч. dialegomai -веду беседу, рассуждаю) - наука о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления.

 

ДОБРО И ЗЛО - морально-этические  категории, в к-рых выражается нравственна”" щенка поведения людей (групп, классов), а также общественных явлений с определенных классовых позиций. Под Д. понимается то, что об-во

(данный класс) считает нравственным, достойным подражания. 3. имеет противоположное  значение: безнравственное, достойное  осуждения. Для метафизической  трактовки этих категорий характерны поиски вечных и неизменных оснований Д. и з.

 

ДОГМАТИЗМ (греч. dogma - мнение, учение, решение) — способ мышления, оперирующий  неизменными понятиями, формулами  без учета новых данных практики и науки, конкретных условий места  и времени, т. е. игнорирующий принцип творческого развития и конкретности истины.

 

Е

 

ЕРЕСИ (греч. hairesis — особое вероучение) - различные отклонения от официального вероучения к.-л. религии, оппозиционные  или враждебные ему.

 

Ж

 

 

ЖИЗНЬ — форма движения материи, качественно более высокая, чем физическая и химическая формы, но включающая их в „снятом" виде. Реализуется в индивидуальных биологических организмах и их совокупностях (популяциях, видах и т. п.).

 

И

 

ИДЕАЛИЗМ - философское направление, противоположное материализму в  решении осн. вопроса философии. И. исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенное его богом. И. рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму..

 

ИДЕОЛОГИЯ - совокупность общественных идей, теорий, взглядов, к-рые отражают и оценивают социальную действительность с т. эр. интересов определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение, преобразование существующих общественных отношений. В сфере И. различные общественные классы осознают свои коренные интересы, место в об-ве, отношение к др. классам, формулируют и обосновывают цели и программы своей деятельности. Господствующей в данном об-ве является И. господствующего класса, к-рый держит в своих руках средства материального и духовного производства.

 

ИНДУИЗМ - совокупность религиозных представлений, обычаев, культовой обрядности и социально-бытовых институтов, характерных для большинства населения Индии. Корни И. восходят к древнеинд. религии - брахманизму; генетическая связь с ним проявляется, напр., в том, что к наиболее почитаемым И. божествам относится троица брахманизма: Брахма (созидатель),

Вишну (хранитель) и Шива (творец, хранитель  и разрушитель одновременно).

 

ИСТИНА - верное, правильное отражение  действительности в мысли, критерием  к-рого в конечном счете является практика. Характеристика истинности относится именно к мыслям, а не к самим вещам и средствам их языкового выражения.

 

 

К

 

КАТЕГОРИИ (греч. kategoria -высказывание, свидетельство) — формы осознания  в понятиях всеобщих способов отношения  человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, об-ва и мышления. Истоки учения о К. уходят в далекое прошлое. Большая заслуга в разработке философских К. принадлежит Аристотелю.

 

КАТОЛИЦИЗМ (греч. katholikos -вселенский) - разновидность христи анства, распространенная гл. обр. в странах Зап. Европы и Лат. Америки.

Догматические особенности К.: признание  исхождения святого духа не только от бога-отца, но и от бога-сына, догматы  о чистилище, о верховенстве римского папы, как наместника Христа, о непогрешимости папы и т. д.

Культовые и канонические отличия  К. от православия: безбрачие духовенства

(целибат), особо развитый ма-рианизм  (культ богородицы) и т. д. Центр  К. –

Ватикан.

 

КОНЦЕПТУАЛИЗМ - направление схоластической философии; представители -

Абеляр, Иоанн Солсберийский и  др. В споре об универсалиях концептуалисты, как и номиналисты (Номинализм), отвергая учение реализма {Реализм средневековый), отрицали реальное существование общего независимо от отдельных вещей, но в  отличие от номиналистов признавали существование в уме общих понятий, концептов как особой формы познания действительности.

КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ (греч. krite-rion - мерило для оценки ч.-л.) -средство проверки того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. К. и. является общественная практика.

 

 

Л

 

ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - философская  дисциплина, целью к-рой является применение идей, методов и аппарата современной логики к научному познанию. Л. н. п. изучает логическую структуру  научных теорий, их компонентов (определений, классификаций, понятий, законов и т. п.), устанавливает логические связи между этими компонентами, рассматривает вопрос о непротиворечивости и полнот теорий, о способах формирования проверки научных гипотез, анализир) ет логические аспекты таких методов научного познания, как обобщение, объяснение, абстракция, идеализация т. п.

Информация о работе Русская религиозная философия конца ХIХ – начала ХХ вв