Русская религиозная философия конца ХIХ – начала ХХ вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:55, реферат

Краткое описание

Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже XIX - XX в.в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д. Мережковского и др. Русской религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным ее представителям.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
1. Новое религиозное сознание . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 2
2. Религиозно – философские собрания . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 2
3. Духовный Ренессанс начала ХХ века. Его сущность и социальный смысл . . . 3
4. Теоретическая философия Вл. Соловьева . . . . . . . .. . . . . . . . . . 6
5. Религиозно – философская проблематика Вл. Соловьева . . .. . . . . . . 8
6. Биографическая справка . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 13
Глоссарий . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Литература . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Вложенные файлы: 1 файл

женя.doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

ЛОГИКА ОТНОШЕНИЙ - разде математической логики, иэучающи отношения.

ЛОГИСТИКА - первоначально так назывались логические исчисления. Лейбниц нередко  говорил о математи- ческой логике как Л. Понимание Л. как символической или математической ло- гики было закреплено на философском конгрессе в Женеве в сентябре 1904 г.

 

 

М

 

МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis -вещественный) - научное философское направление, противоположное идеализму. Различают М. как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие т. зр. стихийного М. Философский М. утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве. Считая сознание продуктом материи, М. рассматривает его как отражение внешнего мира, утверждая т. обр. познаваемость природы.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или об-ва в целом. М. складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания; большую роль в нем играют философские, научные, политические, нравственные и эстетические взгляды. Научные знания, включаясь в систему М., служат целям ориентации человека или группы в окружающей социальной и природной реальности; кроме того, наука рационализирует отношение человека к действительности, избавляя его от предрассудков и заблуждений.

 

МОНАДА (греч. monas - единица) - философский  термин, означающий структурную, субстанциальную  единицу бытия. По-разному интерпретируется в тех или иных философских системах. У пифагорейцев, напр., М.

(математическая единица) - основа  мира. У Николая Кузанского - единое  начало бытия, являющегося одухотворенной  материей.

 

МОНИЗМ (греч. monos - один, единственный) - философское учение, к-рое принимает за основу всего существующего одно начало. Материалисты началом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, идею и т. д. Наиболее последовательным направлением идеалистического

М. является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический

М. характерен для диалектического  материализма, исходящего из того, что  мир по своей природе материален, что все явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи.

 

МОРАЛЬ (лат. mores - нравы) -одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. От др. форм регулирования массовой деятельности (право, производственно-административный распорядок, государственные декреты, народные традиции и т. п.) М. отличается способом обоснования и осуществления своих требований.

 

МЫШЛЕНИЕ - активный процесс отражения  объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи - мозга.

 

Н

 

НАРОД - в обычном смысле - население  государства, страны; в строго научном  смысле это исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, к-рые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного, революционного развития данной страны в данный период.

 

НАЦИЯ (лат. nati'o - народ) - исторически сложившаяся форма общности людей, к-рая приходит на смену народности. Н. свойственна прежде всего общность материальных условий жизни: территории и экономической жизни; общность языка, известных черт национального характера, проявляющихся в национальном своеобразии ее культуры. Н. - более широкая, чем народность, форма общности, складывающаяся с возникновением и формированием капиталистической формации.

 

НЕОКОНСЕРВАТИЗМ (греч. neos -новый, лат. conserve - охраняю, сохраняю)

- система социально-экономических  и мировоззренческо-политических  концеп- ций, пытающихся идеологически  обосновать притязания империалистических  государств на возвращение былой  гегемонии в мире, их стратегию  „социального реванша" в совр. условиях. процессом является ограничение.

 

О

 

ОБРАЗ ЖИЗНИ - философско-со-циологическая  категория, охватывающая совокупность типичных видов (спосо-бов) жизнедеятельности  индивида, социальной группы, в т. ч. класса и нации, об-ва в целом, к-рая  берется в единстве с усло-виями жизни, определяющими ее.

 

ОБЩЕСТВО - совокупность исторически  сложившихся форм совместной деятельности людей. В более узком смысле слова  О. может рассматриваться как  конкретное О. в единстве его общих, особенных и единичных признаков (напр., первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалисти- ческое) и как отдельный регион, страна.

 

ОТРИЦАНИЕ. 1. В материалистической диалектике О. рассматривается как  необходимый момент развития, условие  качественного изменения вещей

(Отрицания отрицания закон) . 2. Логическая операция, с помощью к-рой из данного высказывания порождается новое высказывание (наз. отрицанием исходного), такое, что если исходное высказывание было истинно, то его О. ложно, а если оно было ложно, то его О. истинно.

 

ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ ЗАКОН - один из осн. законов диалектики. Впервые  сформулирован в идеалистической  системе Гегеля. О. о. з. выражает преемственность, спирале-видность развития, связь нового со старым, своего рода повто-ряемость на высшей стадии развития нек-рых свойств ряда низших стадий, обосновывает прогрессивный характер развития.

 

П

 

ПАНТЕИЗМ (греч. pan - все и theos — бог) — философское учение, максимально  сближающее понятия „бог" и „природа" с тенденцией к их отождествлению. П. существовал в двух формах: натуралистический П. (стоики,

Бруно, отчасти Спиноза) одухотворяет природу, наделяя ее божественными  свойствами, и как бы растворяет бога в природе (бесконечный разум, мировая душа и т. п.); мистический  П.

 

ПАРАДИГМА (греч. paradeigma -пример, образец) — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, к-рая воплощается в научной практике на данном этапе.

П, является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для  решения исследовательских задач.

 

ПОЗИТИВИЗМ (лат. positivus -положительный) - направление философии, объявляющее  единственным источником истинного, действительного  знания конкретные (эмпирические) науки  и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

 

ПОЗНАНИЕ - общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе к-рых возникают цели и мотивы человеческих действий.

 

ПРАВОСЛАВИЕ (греч. orthodoxia) -разновидность  христианства, распространенная гл. обр. в странах Вост. Европы, Ближнего Востока и на

Балканах. П. окончательно выделилось в самостоятельное направление  в 11 в. в результате различных путей  развития феодализма на западе и на востоке

Европы.

 

ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma - дело, действие) - широко распространенное субъективно-идеалистическое течение в совр. философии. В центре философии

П. находится т. наз. „принцип прагматизма".

 

ПСИХОАНАЛИЗ - общая теория и метод  лечения нервных и психических  заболеваний, предложенные 3. Фрейдом, одна из теоретических основ фрейдизма.

 

ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche - душа и logos - учение, слово) - наука о законах порождения и функционирования психического отражения  объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения  животных. П. зародилась в глубокой древности и долгое время развивалась в недрах философии, достигнув высокого уровня в трудах Аристотеля, давшего первую систему понятий П. В новое время Декарт открывает рефлекторную природу поведения.

 

Р

 

РЕЛИГИЯ (лат. religio — благочестие, святость) - специфическая форма общественного сознания, отличительным признаком к-рой является фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при к-ром земные силы принимают вид неземных.

 

С

 

СКЕПТИЦИЗМ (греч. skeptikos -рассматривающий, исследующий, критикующий)

— философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной  действительности. Последовательный С. смыкается с агностицизмом и  нигилизмом. С. получает наибольшее распространение  в те периоды развития об-ва, когда  старые общественные идеалы уже расшатаны, а новые еще не укрепились.

 

СУЩНОСТЬ - смысл данной вещи, то, что  она есть сама по себе, в отличие  от всех др. вещей и в отличие  от изменчивых состояний вещи под  влиянием тех или иных обстоятельств. Понятие „С." очень важно для  всякой философской системы, для различения этих систем с т. зр. решения вопроса о том, как С. относится к бытию и как С. вещей относится к сознанию, мышлению. Для объективного идеализма бытие, реальность и существование находятся в зависимости от С. вещей, к-рая трактуется как нечто независимое, непреложное и абсолютное. В этом случае С. вещей образуют особую идеальную действительность, к-рая порождает все вещи и ими управляет (Платон,

Гегель).

СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ - философские  категории, отражающие всеобщие необходимые стороны всех объектов и процессов в мире. С. - совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих осн. черты и тенденции развития материальной системы. Я. — конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения нек-рой С. Категории С. и я. всегда неразрывно связаны между собой. В мире нет такой С., к-рая не обнаруживалась бы вовне и была непознаваемой, как нет и Я„ к-рое не заключало бы в себе никакой информации о С.

 

 

Т

 

ТЕИЗМ (греч. theos - бог) - религиозно-философское  учение, к-рое признает существование  личного бога как сверхъестественного  существа, обладающего разумом и  волей и таинственным образом  воздействующего на все материальные и духовные процессы. Происходящее в мире Т. рассматривает как осуществление божественного промысла.

 

ТЕОЛОГИЯ (греч. theos - бог и logos - учение, слово), или богословие — систематизация вероучения данной религии. Христианская Т., базирующаяся на

Библии, постановлениях первых вселенских соборов и учениях „отцов церкви"

(на „священном писании" и  „священном предании"), делится  на осн. богословие (фундаментальная  теология, апологетика), догматическое  богословие, нравственное богословие, учение о церкви и т. д.  Т. присущи крайний догматизм, авторитарность и схоластичность. С Т, смыкается религиозная философия, пытающаяся доказать совместимость Т. с наукой. Т. неоднократно подвергалась критике со стороны прогрессивных мыслителей всех времен.

 

У

 

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - рассуждение, в ходе к-рого из одного или нескольких суждений, наз. посылками У., выводится новое суждение (наз. заключением или следствием), логически вытекающее из посылок. Переход от посылок к заключению всегда совершается по к.-л. правилу логики (правилу вывода).

Выделение в У. посылок и заключения и установление его структуры составляют его логический анализ. У., совершающиеся по одним и тем же правилам вывода и законам логики, являются У. одной и той же логической формы. Т. обр., анализ У. служит для выявления их логических форм. У. есть форма мышления, в к-рой (наряду с понятием, суждением и др. формами мышления и способами рассуждения) протекает познание внешнего мира на ступени абстрактного мышления.

 

УМОЗРЕНИЕ - способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных  логических построениях, не связанных зачастую с научно установленными фактами наблюдения и эксперимента. Поэтому У. может приобретать ненаучный характер. Умозрительный характер носили первоначальные философские построения мн. древ-негреч. мыслителей, теории средневековых схоластов, натурфилософские теории философов 18—19 вв., в частности Шеллинга и Гегеля, а также некоторых естествоиспытателей. С прогрессом научного знания умозрительные воззрения постепенно заменяются научными. Иногда У. трактуется как специфика философского познания.

 

 

Ф

 

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю и sophia —  мудрость) — наука о всеобщих закономерностях, к-рым подчинены  как бытие (т. е. природа и об-во), так и мышление человека, процесс  познания. Ф. является одной из форм общественного сознания, определяется в конечном счете экономическими отношениями об-ва. Основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Любая философская система представляет собой конкретно развернутое решение этой проблемы, даже если „осн. вопрос" в ней прямо и не формулируется. Термин „Ф." впервые встречается у Пифагора; в качестве особой науки ее впервые выделил Платон.

Ф. возникла в рабовладельческом  об-ве как наука, объединяющая всю  совокупность знаний человека об объективном мире и о самом себе, что было вполне естественно для низкого уровня развития знаний на ранних этапах человеческой истории. В ходе развития общественно-производственной практики и накопления научных знаний происходил процесс „отпочкования" отдельных наук от Ф. и одновременно выделение ее в самостоятельную науку. Ф. как наука возникает из необходимости выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из потребности в рационально обоснованном методе мышления о действительности, в логике и теории познания. В силу этой потребности вопрос об отношении мышления к бытию выдвигается в Ф. на первый план, т. к. то или иное его решение лежит в основе всей Ф., в основе метода и логики познания. С этим связана и поляризация Ф. на два противоположных направления - на материализм и идеализм; промежуточное положение между ними занимает дуализм. Борьба материализма и идеализма проходит осн. нитью через всю историю Ф., составляет одну из ее движущих сил. Эта борьба тесно связана с развитием об- ва, с экономическими, политическими и идеологическими интересами классов.

Уточнение специфической проблематики философской науки привело в  ходе ее развития к вычленению в  самой Ф. различных сторон в качестве более или менее самостоятельных, а иногда и резко различных разделов. К ним относятся: онтология, гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика, психология, социология и история Ф.

Информация о работе Русская религиозная философия конца ХIХ – начала ХХ вв