Русская религиозная философия конца ХIХ – начала ХХ вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:55, реферат

Краткое описание

Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже XIX - XX в.в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д. Мережковского и др. Русской религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным ее представителям.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1
1. Новое религиозное сознание . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 2
2. Религиозно – философские собрания . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 2
3. Духовный Ренессанс начала ХХ века. Его сущность и социальный смысл . . . 3
4. Теоретическая философия Вл. Соловьева . . . . . . . .. . . . . . . . . . 6
5. Религиозно – философская проблематика Вл. Соловьева . . .. . . . . . . 8
6. Биографическая справка . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . 13
Глоссарий . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Литература . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Вложенные файлы: 1 файл

женя.doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

 

Х

 

 

ХРИСТИАНСТВО - одна из трех т. наз. мировых  религий (наряду с буддизмом я  исламом). Возникло в 1 в. в вост. провинциях Римской империи, отразив надежды и чаяния задавленных тяжким гнетом людей, отчаявшихся изменить свою участь собственными силами и уверовавших в избавление от страданий с помощью мессии, или „божественного спасителя". X. было порождено настроениями безысходности, особенно остро проявившимися у масс после подавления восстаний рабов, выступлений бедноты и покоренных народов против римского владычества и эксплуататорских классов. Вероучение X. сложилось на основе идей ряда мессианских сект, заимствовав нек-рые элементы греко- римской и вост. религий, а также под влиянием античных философов Фило-на

Александрийского и Сенеки. Центральное  место в X. занимает вера в искупительную  жертву „сына божьего" Иисуса Христа, к-рый был казнен наместником Иудеи Понтием Пилатом, но затем якобы воскрес из мертвых и вознесся на небо, открыв тем самым возможность воскрешения своих последователей. Приверженцы X. верят в грядущее второе пришествие Христа на землю для того, чтобы судить живых и мертвых, даровать вечное блаженство праведникам, а грешников обречь на адские мучения. Перенося вопрос о достижении счастья праведниками в потусторонний мир, объявляя терпеливое перенесение тягот жизни непременным условием грядущего блаженства, X. добивалось смирения и покорности масс, их примирения с несправедливым социальным строем. На протяжении всей своей истории X. развивалось в обстановке внутренних противоречий, обусловленных неоднородностью его классового состава, различными классовыми интересами его приверженцев. Эти противоречия приводили к расколам в его рядах, к образованию различных течений и направлений. В 1054 г. в нем выделились два крупных направления: зап. (католицизм) и вост. (православие). В 16 в. в результате Реформации, мощного антифеодального и антикатолического движения в Европе, возникла третья разновидность X. - протестантизм. В свою очередь эти направления распадаются на более мелкие течения, расходящиеся между собой в интерпретации отдельных теологических и культовых вопросов, но сохраняющие незыблемыми осн. принципы X. В настоящее время X. — наиболее распространенная религия на земном шаре. Она представлена множеством церквей и сект, специфика деятельности и политическая ориентация к-рых обусловлены конкретными социальными условиями их существования.

 

Э

 

ЭКЛЕКТИКА (греч. ekiego - выбираю) - смешение различных, зачастую противоположных  т. зр., философских взглядов, теоретических  посылок, политических оценок и т. п. Так, напр., эклектичны многочисленные попытки соединить материализм  и идеализм и т.п.

 

Я

 

„Я" (в философии) — духовный центр человеческой личности, индивидуальности, относящейся деятельно к миру и к себе самой. Собственным

„я" обладает человек, самостоятельно контролирующий свои поступки и способный  к всесторонней инициативе. Идеалистические концепции в истории философии, толкуя „я" в качестве идеального начала, не усматривали конкретно-исторического, деятельного основания человеческого „я". Часто эта проблема ставилась в них как проблема исходного пункта построения философских систем. По Декарту, „я обнаруживает себя как то, что принадлежит к мыслящей субстанции, как интуитивное начало рационального познания и этим утверждает свою самостоятельность. Т. зр. изолированного индивида и созерцательность в пределах идеализма приводили к солипсизму, в пределах метафизического материализма — к низведению человека до уровня пассивного объекта, к-рый подчиняется внешнему ходу истории.

 

 

Литература

 

1. Кувакин В.А. Религиозная философия  в России ( начало ХХ века ),

 

М. «Мысль»,1980.

 

2. Кувакин  В.А. Философия Вл. Соловьева. М. «Знание», 1988.

 

3. А.Г.Спиркин.  Философия. М. «Гардарика», 1998г.  – 816с.

 

4. Лосев  А.Ф. Вл. Соловьев. М. «Мысль», 1983г.  – 206с.

 

5. Лосев  А.Ф. Владимир Соловьев и его  время. М. «Прогресс», 1990г.

 

– 512с.

 

6. Сто русских  философов. Библиографический словарь. Сост. и ред.

 

А.Д. Сухов, М., «Мирта», 1995 г. – 320 с.

 

7. Философский  словарь / Под ред. И.Т.Фролова,  М., Политиздат, 1986.

 

– 590с.


Информация о работе Русская религиозная философия конца ХIХ – начала ХХ вв