Русская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:48, доклад

Краткое описание

Усиление интереса к истокам и развитию отечественной философской мысли следует рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого. И это вполне естественно: в истории нашей философии мы ищем ответы на вопросы о разладе идеалов и действительности и духовную опору, и вечные социальные, нравственные, общемировозренческие ценности, и основания подлинного национального достоинства и гордости. Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема - человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души.

Вложенные файлы: 1 файл

русская философия.docx

— 49.32 Кб (Скачать файл)

§ 9. B.C. Соловьев

 

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - выдающийся, истинно гениальный мыслитель  России, поражающий многогранностью  своих интересов. В его жилах  билась кровь проповедника, публициста, оратора, литературного критика, поэта, иной раз даже какого-то пророка  и вообще человека, преданного изысканным духовным интересам [1]. Для философа по призванию, как сказал Вл. Соловьев, нет ничего более желательного, чем осмысленная или проверенная мышлением истина; поэтому он любит самый процесс мышления как единственный способ достигнуть желанной цели и отдается ему без всяких посторонних опасений и страхов. К нему еще более, чем к поэту, приложима заповедь А.С. Пушкина поэту:

 

Дорогою свободной

Иди, куда влечет тебя свободный ум.

 

 

Он обладал удивительной эрудицией  вообще и прежде всего глубоким знанием  мировых философских систем и  учений и критиковал такие их недостатки, как отвлеченность и односторонность: одни подчеркивали всеобщее и рационализм, а другие впадали в противоположную  крайность - эмпиризм, частное. И та, и другая крайности заводили философскую  мысль в тупик, преграждая путь к  адекватному осмыслению единого сущего. Он первым в России создал свою особую философскую систему [2]. По словам С. Булгакова, философская система Вл. Соловьева есть самый полнозвучный аккорд в истории философии. Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся глубина и полнота сущего предполагает принцип абсолютной личности, энергийно-волевой, всеблагой, любящей и милостивой, но наказующей за грехи. Именно Бог олицетворяет положительное всеединство сущего. Все неисчислимое многообразие сущего скреплено божественным единством. Все материальное одухотворено божественным началом, выступая в качестве мировой души, или Софии, т.е. смыслонаполненностью вещей и событий, что связано с идеей творческого мастерства. Таким образом, стержневым принципом философии Соловьева является философия положительного всеединства. Сущее содержит в себе благо как проявление воли, истину как проявление разума и красоту как проявление чувства. Из этого вытекает принцип: Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Эти три начала - благо, истина и красота - составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь - силу, подрывающую корни эгоизма.

 

2 Его основные труды: "Оправдание  Добра", "Кризис западной философии  (против позитивизма)", "Философские  начала цельного знания", "Критика  отвлеченного начала", "Чтение  о Богочеловечестве" и др.

 

 

Рассматривая роль философии в  истории человечества, Соловьев ставит вопрос: "Что же делала философия?" - и отвечает: "Она освобождала  человеческую личность от внешнего насилия  и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных богов  и развивала в человеке внутреннюю форму для откровения истинного  Божества... Она делает человека вполне человеком".

 

Им была заложена основа собственно философского принципа всеединства - оригинального  и глубоко продуманного принципа нашей философии, обогатившего сокровищницу мировой философской мысли. Соловьев развил плодоносную тенденцию к  синтезу философской и богословской мысли, рационального и иррационального  типов философствования, единения западной и восточной культурных традиций.

 

Реальный мир представал у Соловьева  как самоопределение, или воплощение абсолютно-сущего, - это тело Божие  или материя Божества, субстанциональная  премудрость Бога, проникнутая началом  божественного единства, посредником  между ними выступала София - Мудрость Божия. Разделяя, таким образом, общехристианский взгляд на природу как на творение Бога, Соловьев не мог признать его  совершенным, но лишь идущим к совершенству. Эмпирический, материальный мир, в котором  действуют временная и пространственная разорванность и механическая причинность, находится в хаотическом состоянии. Призванием человека, который является, по словам Соловьева, "центром всеобщего  сознания природы", выступает его  мессианская по отношению к природе  роль - роль ее освободителя и спасителя ("теурга"). Именно человечество является посредником между Божеством  и природой. В его сознании уже  содержится форма всеединства. В  силу своего посреднического положения  человек призван видоизменить природу  до ее одухотворения, совершенной интеграции. Отсюда цель мировой истории - единство Бога и внебожественного мира, возглавляемого человечеством. Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественным и природным мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к Богу. В сущности акт любви есть нравственный поступок, которым человек приближает себя в Абсолюту. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, личный образ всеединства.

 

В обществе идея всеединства раскрывается как богочеловечес-кий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая в себе все национальности, снимающая все социальные противоречия и способствующая установлению на земле "царства божьего", понимаемого как "действительный нравственный порядок". Залогом установления такого всеединства является объединение западной и восточной, т.е. католической и православной, церквей.

 

Рассматривая проблему "человек  и общество", Соловьев утверждал, что человек - вершина творения Бога. Общество есть расширенная личность, а личность - это сосредоточенное  общество. Идеалы совершенного добра  открывает христианство. Юридическое  право не в состоянии это сделать: оно способно преградить путь для  проявления лишь крайних форм зла. Требования добра необходимы в политике, экономике  и вообще во всех сферах социума.

 

Как центральная фигура во всей истории  российской философской мысли (это  утверждали и его современники), Соловьев оказал огромное влияние на целую плеяду русских мыслителей, которые в период распространения  марксизма в России составили  религиозно-философское направление.

 

10. О философии XX века

 

Россия вступила в XX в. в период тяжких испытаний (революция 1905 г. и  большевистский переворот 1917 г.), последствия  которых она испытывает до сих  пор. Это коснулось всего государственного, социального строя и, разумеется, всей духовной жизни общества.

 

В 1922 г. большевики по инициативе Ленина выслали идеологически неугодных за границу. Этой участи подверглись Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, И.И. Лапшин, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский. Немалое число философов погибло в тюрьмах и ссылке. Среди них русский "Леонардо да Винчи" - Павел Флоренский.

 

Оказавшись в насильственной эмиграции, философы занимались педагогической и  творческой деятельностью, разрабатывая многие философские проблемы. На этом мы кратко и остановимся.

 

НЛ. Бердяев (1874-1948) - философ и публицист. В начале своего творчества примыкал к "легальному марксизму", а позже, став активным противником учения К. Маркса, был членом религиозно-философского общества, выступал в сборниках "Проблемы идеализма", "Вехи" и др. В  Париже основал и редактировал русский  религиозно-философский журнал "Путь". Особой чертой его творчества была страсть к философской публицистике, имевшей чаще всего характер проповеди; в этом он был моралист. К философской  систематике Бердяев относился  довольно презрительно. Мышление его  весьма афористично и фрагментарно, что нашло выражение в разработке им отдельных тем ("О назначении человека", "О смысле творчества", "О рабстве и свободе человека" и др.). Бердяев высказал очень  важные и глубокие мысли по вопросам метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным в его творчестве были все же этические искания.

 

Н.О. Лосский (1870-1965) - один из самых плодовитых русских философов. В своей системе и ее исходных идеях он весьма многогранен и сложен. Сам он называл свою систему "интуитивизм", либо "идеал-реализм", либо "органическое мировоззрение". Эти разные аспекты его построений, хотя и не имеющие внутренней связи, внешне искусно связаны благодаря мастерству слова. Его главная работа "Обоснование интуитивизма" посвящена вопросам гносеологии, которой он особенно много занимался. Лосскому присуща тенденция к "всеобъемлющему" синтезу. Для его трудов характерны четкость и ясность изложения.

 

ПА. Флоренский (1882-1937) - религиозный  философ, ученый-энциклопедист. Обладал  блестящими дарованиями и изумительной ученостью в самых различных  областях. Закончив математическое отделение  Московского университета, поступил в Московскую духовную академию, читал  лекции по философии. Его диссертация "Столп и утверждение истины (Опыт православной теодицеи в 12 письмах)" обратила на себя всеобщее внимание. Здесь  он изложил свои идеи не от своего имени, а как выражение церковной  незыблемой истины. Хотя Флоренский блестяще знал западную философию, он искал для  себя опору в православном сознании и развивал свои философские взгляды  в пределах религиозного сознания. Космология у Флоренского развертывается в систему философии и облекается богословскими данными. Решая проблему всеединства, Флоренский с большой  силой подчеркнул живое единство Космоса как тайну природного бытия.

 

В.В. Зеньковский, анализируя мировоззрение  Флоренского, подчеркивает мысль о  том, что Флоренский очень верно  вскрывает основную предпосылку  современной науки о природе, а тем самым и существо космологии: для современной науки действительно  существенно восприятие неисчерпаемой  мощи природы, ее бесспорной творческой силы, динамизма присущих ей "начал". (Здесь уместно вспомнить идею В.И. Вернадского о том, что в основе современной науки о природе лежит "аксиома реальности".) Для Флоренского, продолжает Зеньковский, природа - не феномен, не система "явлений", а подлинное реальное бытие с бесконечной мощью сил, действующих в ней же, а не извне. Лишь в христианстве (как особо подчеркивает Флоренский, всякое мировоззрение вне христианства акосмично) природа является не мнимым, не феноменальным бытием, не "тенью" какого-то иного бытия, а живой реальностью [1].

 

С.Н. Булгаков (1871 -1944) был философом-богословом. В молодости испытал влияние  марксизма, но впоследствии резко его  отверг (сб. "От марксизма к идеализму"). Духовный кризис, обративший его к  религии, не позволил ему ограничиться "чистой философией" . Это свидетельствует о его зорком уме, ибо философия всегда занята проблемами Абсолюта, т.е. всегда соприкасается с богословием, и поэтому "чистой философии" быть не может. Углубив темы космологии, философское творчество Булгакова повлияло на развитие русской философии. В "Свете Невечернем" он связал проблемы космологии с религиозной тематикой. Восприняв от Вл. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков развивает учение о Софии - Премудрости Божией - как предвечно сущей в божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу, вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. По Булгакову, София имеет действенный характер - одновременно небесный, божественный, и тварно-человеческий. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж и жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего [2].

 

И.Л. Ильин (1882-1954) - философ, теоретик религии и культуры, политический мыслитель. Первоначально приобрел известность как исследователь и последователь философии Г. Гегеля ("Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека". Эта работа о философии Гегеля, на мой взгляд, - самый глубокий, не имеющий себе равных в мировой философской литературе анализ мировоззрения великого мыслителя.) Затем разработал собственную оригинальную онтологическую и теоретико-познавательную концепцию. Ильин рассматривал познание в контексте культуры, считая, что основной порок современной ему культуры и современного человека обусловлен противопоставлением ума и сердца, разума и чувства. Разработанные Ильиным проблемы социальной философии охватывают такие темы, как национализм и партийность, соотношение республики и монархии и др.

 

Читать работы Ильина - одно удовольствие: интеллектуально тонок, глубок и  ясен как сверкающий кристалл. (Если любите философию, прочитайте Ильина, и вы, надеюсь, согласитесь со мной.)

 

Л.И. Шестов (1866-1938) - философ, литератор. Главной задачей философии Шестов считал выявление основ человеческой жизни. Пытаясь осмыслить трагическое  положение человека в мире, он разрабатывал "философию трагедии", обращаясь  к Священному Писанию. Считая, что  разум и наука равнодушны к  страданиям человека и поэтому не представляют подлинной ценности для  личности, он обратился к религии, видя в откровении путь к личному  спасению, к подлинной истине и  свободе.

 

А.Ф. Лосев (1893-1988) - философ, филолог, автор  ряда фундаментальных работ по античной эстетике, логике, языковедению, переводчик философской и художественной литературы с древних языков. В философии  Лосева развивается платоновско-гегелевская линия диалектического мировоззрения, традиция православия и русской философии, используется феноменологический метод Э. Гуссерля.

 

В мире нет и не было мыслителя, который написал бы такое количество работ, какое написал этот исключительно одаренный и неимоверно трудолюбивый человек. Его работы по античной философии несравнимы по своей обширности, глубине и научности анализа, совмещающего в себе одновременно философские, филологические и искусствоведческие аспекты. Думается, что они останутся в веках как неподражаемый образец. (Я говорю об этом с уверенностью человека, общавшегося с А.Ф. Лосевым более 30 лет. А в молодости я учился у него латинскому и греческому языкам.)

 

Теперь вкратце остановимся  на марксистской философии, в том  числе советского и постсоветского периода. В период советской власти в жестких, скорее в жестоких, рамках цензуры философская мысль сводилась к популяризации основных положений марксизма-ленинизма. В период сталинской диктатуры основным ориентиром в философии стала "философская" глава в учебнике И.В. Сталина "Краткий курс ВКП(б)". Тогда в философии все (или почти все) было спущено на уровень ликбеза, а профессионалы-философы вынуждены были "разжевывать" банальности сталинской мысли. Большевистское руководство, установив тоталитарный режим, по существу исключило возможность свободного развития творческой мысли, прежде всего в гуманитарных сферах духовной жизни: все должно было вращаться в круговерти марксистско-ленинской идеологии. "Марксоцентризм" и "лениноцент-ризм" определяли границы дозволенного. Верным и нравственным считалось только то, что служило интересам построения коммунизма. На это в сущности были нацелены идеалы "центризма", на это тратились огромные денежные и иные средства, и никто не считался с нищетой народа (например, со страшным голодом на Украине и в Поволжье, горечь которого пришлось сполна хлебнуть и автору этих строк).

Информация о работе Русская философия