Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:48, доклад
Усиление интереса к истокам и развитию отечественной философской мысли следует рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого. И это вполне естественно: в истории нашей философии мы ищем ответы на вопросы о разладе идеалов и действительности и духовную опору, и вечные социальные, нравственные, общемировозренческие ценности, и основания подлинного национального достоинства и гордости. Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема - человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души.
§ 9. B.C. Соловьев
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - выдающийся, истинно гениальный мыслитель России, поражающий многогранностью своих интересов. В его жилах билась кровь проповедника, публициста, оратора, литературного критика, поэта, иной раз даже какого-то пророка и вообще человека, преданного изысканным духовным интересам [1]. Для философа по призванию, как сказал Вл. Соловьев, нет ничего более желательного, чем осмысленная или проверенная мышлением истина; поэтому он любит самый процесс мышления как единственный способ достигнуть желанной цели и отдается ему без всяких посторонних опасений и страхов. К нему еще более, чем к поэту, приложима заповедь А.С. Пушкина поэту:
Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум.
Он обладал удивительной эрудицией
вообще и прежде всего глубоким знанием
мировых философских систем и
учений и критиковал такие их недостатки,
как отвлеченность и
2 Его основные труды: "Оправдание Добра", "Кризис западной философии (против позитивизма)", "Философские начала цельного знания", "Критика отвлеченного начала", "Чтение о Богочеловечестве" и др.
Рассматривая роль философии в истории человечества, Соловьев ставит вопрос: "Что же делала философия?" - и отвечает: "Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание. Она низвергала всех ложных богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровения истинного Божества... Она делает человека вполне человеком".
Им была заложена основа собственно
философского принципа всеединства - оригинального
и глубоко продуманного принципа
нашей философии, обогатившего сокровищницу
мировой философской мысли. Соловьев
развил плодоносную тенденцию к
синтезу философской и
Реальный мир представал у Соловьева
как самоопределение, или воплощение
абсолютно-сущего, - это тело Божие
или материя Божества, субстанциональная
премудрость Бога, проникнутая началом
божественного единства, посредником
между ними выступала София - Мудрость
Божия. Разделяя, таким образом, общехристианский
взгляд на природу как на творение
Бога, Соловьев не мог признать его
совершенным, но лишь идущим к совершенству.
Эмпирический, материальный мир, в котором
действуют временная и
В обществе идея всеединства раскрывается как богочеловечес-кий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая в себе все национальности, снимающая все социальные противоречия и способствующая установлению на земле "царства божьего", понимаемого как "действительный нравственный порядок". Залогом установления такого всеединства является объединение западной и восточной, т.е. католической и православной, церквей.
Рассматривая проблему "человек и общество", Соловьев утверждал, что человек - вершина творения Бога. Общество есть расширенная личность, а личность - это сосредоточенное общество. Идеалы совершенного добра открывает христианство. Юридическое право не в состоянии это сделать: оно способно преградить путь для проявления лишь крайних форм зла. Требования добра необходимы в политике, экономике и вообще во всех сферах социума.
Как центральная фигура во всей истории
российской философской мысли (это
утверждали и его современники),
Соловьев оказал огромное влияние на
целую плеяду русских мыслителей,
которые в период распространения
марксизма в России составили
религиозно-философское
10. О философии XX века
Россия вступила в XX в. в период
тяжких испытаний (революция 1905 г. и
большевистский переворот 1917 г.), последствия
которых она испытывает до сих
пор. Это коснулось всего
В 1922 г. большевики по инициативе Ленина
выслали идеологически
Оказавшись в насильственной эмиграции, философы занимались педагогической и творческой деятельностью, разрабатывая многие философские проблемы. На этом мы кратко и остановимся.
НЛ. Бердяев (1874-1948) - философ и публицист.
В начале своего творчества примыкал
к "легальному марксизму", а позже,
став активным противником учения К.
Маркса, был членом религиозно-философского
общества, выступал в сборниках "Проблемы
идеализма", "Вехи" и др. В
Париже основал и редактировал русский
религиозно-философский журнал "Путь".
Особой чертой его творчества была
страсть к философской
Н.О. Лосский (1870-1965) - один из самых плодовитых русских философов. В своей системе и ее исходных идеях он весьма многогранен и сложен. Сам он называл свою систему "интуитивизм", либо "идеал-реализм", либо "органическое мировоззрение". Эти разные аспекты его построений, хотя и не имеющие внутренней связи, внешне искусно связаны благодаря мастерству слова. Его главная работа "Обоснование интуитивизма" посвящена вопросам гносеологии, которой он особенно много занимался. Лосскому присуща тенденция к "всеобъемлющему" синтезу. Для его трудов характерны четкость и ясность изложения.
ПА. Флоренский (1882-1937) - религиозный
философ, ученый-энциклопедист. Обладал
блестящими дарованиями и изумительной
ученостью в самых различных
областях. Закончив математическое отделение
Московского университета, поступил
в Московскую духовную академию, читал
лекции по философии. Его диссертация
"Столп и утверждение истины
(Опыт православной теодицеи в 12 письмах)"
обратила на себя всеобщее внимание. Здесь
он изложил свои идеи не от своего имени,
а как выражение церковной
незыблемой истины. Хотя Флоренский блестяще
знал западную философию, он искал для
себя опору в православном сознании
и развивал свои философские взгляды
в пределах религиозного сознания.
Космология у Флоренского развертывается
в систему философии и
В.В. Зеньковский, анализируя мировоззрение
Флоренского, подчеркивает мысль о
том, что Флоренский очень верно
вскрывает основную предпосылку
современной науки о природе,
а тем самым и существо космологии:
для современной науки
С.Н. Булгаков (1871 -1944) был философом-богословом. В молодости испытал влияние марксизма, но впоследствии резко его отверг (сб. "От марксизма к идеализму"). Духовный кризис, обративший его к религии, не позволил ему ограничиться "чистой философией" . Это свидетельствует о его зорком уме, ибо философия всегда занята проблемами Абсолюта, т.е. всегда соприкасается с богословием, и поэтому "чистой философии" быть не может. Углубив темы космологии, философское творчество Булгакова повлияло на развитие русской философии. В "Свете Невечернем" он связал проблемы космологии с религиозной тематикой. Восприняв от Вл. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков развивает учение о Софии - Премудрости Божией - как предвечно сущей в божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу, вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. По Булгакову, София имеет действенный характер - одновременно небесный, божественный, и тварно-человеческий. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж и жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего [2].
И.Л. Ильин (1882-1954) - философ, теоретик религии и культуры, политический мыслитель. Первоначально приобрел известность как исследователь и последователь философии Г. Гегеля ("Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека". Эта работа о философии Гегеля, на мой взгляд, - самый глубокий, не имеющий себе равных в мировой философской литературе анализ мировоззрения великого мыслителя.) Затем разработал собственную оригинальную онтологическую и теоретико-познавательную концепцию. Ильин рассматривал познание в контексте культуры, считая, что основной порок современной ему культуры и современного человека обусловлен противопоставлением ума и сердца, разума и чувства. Разработанные Ильиным проблемы социальной философии охватывают такие темы, как национализм и партийность, соотношение республики и монархии и др.
Читать работы Ильина - одно удовольствие: интеллектуально тонок, глубок и ясен как сверкающий кристалл. (Если любите философию, прочитайте Ильина, и вы, надеюсь, согласитесь со мной.)
Л.И. Шестов (1866-1938) - философ, литератор.
Главной задачей философии
А.Ф. Лосев (1893-1988) - философ, филолог, автор
ряда фундаментальных работ по античной
эстетике, логике, языковедению, переводчик
философской и художественной литературы
с древних языков. В философии
Лосева развивается платоновско-
В мире нет и не было мыслителя, который написал бы такое количество работ, какое написал этот исключительно одаренный и неимоверно трудолюбивый человек. Его работы по античной философии несравнимы по своей обширности, глубине и научности анализа, совмещающего в себе одновременно философские, филологические и искусствоведческие аспекты. Думается, что они останутся в веках как неподражаемый образец. (Я говорю об этом с уверенностью человека, общавшегося с А.Ф. Лосевым более 30 лет. А в молодости я учился у него латинскому и греческому языкам.)
Теперь вкратце остановимся на марксистской философии, в том числе советского и постсоветского периода. В период советской власти в жестких, скорее в жестоких, рамках цензуры философская мысль сводилась к популяризации основных положений марксизма-ленинизма. В период сталинской диктатуры основным ориентиром в философии стала "философская" глава в учебнике И.В. Сталина "Краткий курс ВКП(б)". Тогда в философии все (или почти все) было спущено на уровень ликбеза, а профессионалы-философы вынуждены были "разжевывать" банальности сталинской мысли. Большевистское руководство, установив тоталитарный режим, по существу исключило возможность свободного развития творческой мысли, прежде всего в гуманитарных сферах духовной жизни: все должно было вращаться в круговерти марксистско-ленинской идеологии. "Марксоцентризм" и "лениноцент-ризм" определяли границы дозволенного. Верным и нравственным считалось только то, что служило интересам построения коммунизма. На это в сущности были нацелены идеалы "центризма", на это тратились огромные денежные и иные средства, и никто не считался с нищетой народа (например, со страшным голодом на Украине и в Поволжье, горечь которого пришлось сполна хлебнуть и автору этих строк).