Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:48, доклад
Усиление интереса к истокам и развитию отечественной философской мысли следует рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого. И это вполне естественно: в истории нашей философии мы ищем ответы на вопросы о разладе идеалов и действительности и духовную опору, и вечные социальные, нравственные, общемировозренческие ценности, и основания подлинного национального достоинства и гордости. Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема - человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души.
Так продолжалось до XX съезда КПСС. "Хрущевская оттепель" отмечена оживлением творческой мысли в философии, правда, только в рамках марксистско-ленинской идеологии [1]. Жесткий идеологический пресс сказался и на работах по истории философии, которую рассматривали непременно с позиций ленинского принципа, гласящего: история философии есть история борьбы материализма с идеализмом. При этом философов-идеалистов, цепляясь за отдельные высказывания, причисляли к материалистам, выискивая в их трудах элементы диалектики, а верующих философов (а их было подавляющее большинство) зачастую "подгоняли" под атеистов.
1 Что бы ни говорили о Н.С.
Хрущеве, он совершил
Некоторые ученые-обществоведы искренне
верили в эту идеологию (это были
и их убеждения), другие строили защитные
барьеры из цитат классиков марксизма-
Серьезным успехом отечественной философии "шестидесятников" было создание пятитомной "Философской энциклопедии", что для общественной мысли, живущей в "безвоздушном пространстве", значило примерно то же, что "Энциклопедия" для французского Просвещения. Она освоила (конечно, с точки зрения марксизма) и сделала материалом для обучения и просвещения всю мировую социально-философскую мысль, включая зарубежную современную философию. Это - значительная интеллектуальная ценность и, может быть, пока единственное фундаментальное завоевание нашей современной общественной науки [1].
События начала 90-х гг. кардинальным
образом изменили социально-политическую
ситуацию в России. Наше общество вступило
в период созидания демократического
правового государства. В этих условиях
открылась возможность