Русская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:48, доклад

Краткое описание

Усиление интереса к истокам и развитию отечественной философской мысли следует рассматривать в контексте общего интереса осмысления народом своего исторического прошлого. И это вполне естественно: в истории нашей философии мы ищем ответы на вопросы о разладе идеалов и действительности и духовную опору, и вечные социальные, нравственные, общемировозренческие ценности, и основания подлинного национального достоинства и гордости. Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема - человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души.

Вложенные файлы: 1 файл

русская философия.docx

— 49.32 Кб (Скачать файл)

 

Так продолжалось до XX съезда КПСС. "Хрущевская оттепель" отмечена оживлением творческой мысли в философии, правда, только в рамках марксистско-ленинской  идеологии [1]. Жесткий идеологический пресс сказался и на работах по истории философии, которую рассматривали  непременно с позиций ленинского принципа, гласящего: история философии  есть история борьбы материализма с  идеализмом. При этом философов-идеалистов, цепляясь за отдельные высказывания, причисляли к материалистам, выискивая  в их трудах элементы диалектики, а  верующих философов (а их было подавляющее  большинство) зачастую "подгоняли" под атеистов.

 

1 Что бы ни говорили о Н.С.  Хрущеве, он совершил героический  поступок, выступив с разоблачением  культа личности Сталина. Все  мы почувствовали веяние свежего  воздуха относительной свободы.  Я лично особо благодарен его  подвигу: меня реабилитировали  и передо мной открылись возможности  мыслить смелее, свободнее, ушли  в прошлое унижения и оскорбления  как бывшего политзаключенного,  находящегося на особом подозрении. Мне уже дозволено было читать  лекции не только по психологии  идиотии (что очень символично), но и по философии, логике, психологии и общему языкознанию.

 

 

Некоторые ученые-обществоведы искренне верили в эту идеологию (это были и их убеждения), другие строили защитные барьеры из цитат классиков марксизма-ленинизма  и пытались под этим прикрытием реализовать  собственные идеи. Стали появляться творчески содержательные статьи в  таких журналах, как "Вопросы философии" и "Философские науки", начали издаваться на конкурсной основе учебники по философии. Нам, некоторым "шестидесятникам", казалось, что "благоразумное время" отличит то, что мы думали, от того, что мы писали и говорили.

 

Серьезным успехом отечественной  философии "шестидесятников" было создание пятитомной "Философской  энциклопедии", что для общественной мысли, живущей в "безвоздушном пространстве", значило примерно то же, что "Энциклопедия" для французского Просвещения. Она освоила (конечно, с точки зрения марксизма) и сделала материалом для обучения и просвещения всю мировую социально-философскую мысль, включая зарубежную современную философию. Это - значительная интеллектуальная ценность и, может быть, пока единственное фундаментальное завоевание нашей современной общественной науки [1].

 

 

 

События начала 90-х гг. кардинальным образом изменили социально-политическую ситуацию в России. Наше общество вступило в период созидания демократического правового государства. В этих условиях открылась возможность свободного творчества вообще и философского в  частности. Достижения нашей философии  на современном этапе, на мой взгляд, весьма полно проанализированы в  обширном труде "Философы России XIX-XX столетий" (М., 1995). Здесь дана содержательная характеристика настоящей истории  российской философской мысли этого  периода истории [2].

 

 

 

 

 


Информация о работе Русская философия