Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 05:30, реферат
Специфика русской истории, государственности во многом определила судьбы национальной философии: мы видим практически до середины девятнадцатого века некоторое отставание в развитии науки и философии от западноевропейских стран. В связи с христианизацией Руси через Византию, как еретическое веками отвергалось наследие античной философской мысли (а затем и средневековой), поэтому русская философия была лишена того интеллектуального потенциала, который получила европейская мысль.
1. Зарождение и развитие русской философии
1.1 Национальные особенности русской философии
1.2 Формирование русской философии
1.3 Отечественная философия XVIII в.
Выдающийся русский философ и историк отечественной философии В.В. Зеньковский утверждал, что большую роль в духовной мобилизации творческих сил России в ХУ111 в. сыграло масонство, оно оказало сильное влияние на развитие отечественной философии. Центральной для масонов была проблема человека, его внутренней жизни, связующей человека и Бога. Они верили в будущий золотой век, прогресс, возможность морального перерождения на основе самопознания и работы над собой; искали своими гносеологическими средствами, главным из которых было единство веры и знания, эзотерические элементы в христианстве. В русском масонстве была также натурфилософия, оформлявшая философский интерес к изучению природы. Оккультизм также является элементом масонского мировоззрения. Масонами были Н.И. Новиков, А.М. Кутузов, князья Гагарины, Одоевские и др.
В русской истории особое место занимает трагическая фигура А.Н. Радищева (1748 - 1802). Автор знаменитого "Путешествия из Петербурга в Москву" для многих поколений стал символом борьбы за равноправие, человеческое достоинство, духовную и социальную свободу, Радищев учился в Германии и в его творчестве видны следы влияния таких немецких философов, как Гердер и Лейбниц. Он проявлял интерес к французским сенсуалистам (прежде всего к Гельвецию) и английской эмпирической философии (Локк, Пристли). Будучи сторонником концепции "естественного права" и представлений о "естественной" природе человека ("в человеке никогда не иссякают права природы"), Радищев не разделял взглядов Руссо, противопоставлявшего природу и общество, культурное и природное в человеке. Для него так же, как и для других русских просветителей-гуманистов XVIII в., общественное бытие человека столь же естественно, как и природное. В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" Радищев, рассматривая проблемы метафизические, остается верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность природного и духовного начал в человеке, единство тела и души. Одновременно он не без сочувствия цитирует мыслителей, признававших бессмертие (Гердер, Мендельсон). Позиция Радищева - это позиция не атеиста, а скорее, агностика, что вполне отвечало общим принципам его мировоззрения, уже достаточно секуляризованного, ориентированного на "естественность" миропорядка, но в то же время чуждого богоборчеству и нигилизму.
Определенные философские воззрения высказывал и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов (1711 - 1765). Он учился в Германии у X. Вольфа, знал и ценил философское творчество Лейбница и Декарта. В своих гносеологических взглядах Ломоносов избегал крайностей сенсуализма, признавая решающую роль рационального познания. Ученый критически, относился к мистицизму в понимании природы, утверждая, что "приписывать... физическое свойство тел божественной воле или чудодейственной силе мы не можем". Само научное познание для Ломоносова как истинного ученого являлось своеобразным служением, долгом: "Испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято".
Список использованной литературы
антропологическая этическая русская философия
1. Поляков Л.В. Философские идеи в культуре Древней Руси. - М., 2007.
2. Игумен Вениамин (Новик).
Актуальные проблемы
3. Смирнова З.Н. Проблема
разума в философской
4. Бобков К.В., Шевцов Е.В. Символ и духовный опыт православия. - М., 1999.
5. Гайденко П.П. Искушение
диалектикой, пантеистические
6. Бердяев Н.А. Русская идея. Вопросы философии. 2003.
7. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. 2008
8. Лосев А.Ф. Русская
философия. Страсть к
9. Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. - СПБ.: Изд - во С-Петербургского университета. 2005. стр.147 - 248.
10. Галактионов А.А.
Нипандров П.Ф. Русская
11. Лавриненко В.Н. Философия: Учеб. пособие - М.: Юристъ, 2007. стр. 129- 164.
12. Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1998.
13. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии. Вопросы философии, № 6. 1997
Содержание
1. Истоки возникновения русской философии
2. Основные этапы развития русской философии
3. Русская Философия "Серебряного века"
4. Особенности русской философии
5. Русская философия XVIII-XIX вв.
6. Философия русского Просвещения
Библиография
В истории русской философии, как и в истории русского государства, есть свои проблемы. На протяжении многих десятилетий идет полемика о национальной самобытности и времени возникновения отечественной философии. Предмет спора кратко можно сформулировать так: когда возникла русская философия как самостоятельное направление? Можно ли усматривать истоки ее в Древней Руси или время ее становления следует отнести на значительно поздние сроки?
Одни (В.В. Зеньковский, А.Ф. Лосев, Г.Г. Шпет и др.) считают, что самостоятельная национальная философская мысль сложилась в России только во второй половине XVIII и начале XIX в. До этого времени, до Петровской эпохи, утверждают они, Россия не имела и не могла породить по причине своей отсталости собственную философию. Другие (А.А. Галактионов, М.Н. Громов, П.Ф. Никандров, А.Д. Сухов) придерживаются противоположного мнения. Они относят начало русской философии к X-XI вв., непосредственно связывают ее истоки с принятием христианства[1].
В истории русской философии можно выделить два относительно самостоятельных периода: предфилософии и философии.
Период предфилософии (XI-XVII вв.) характеризуется глубокими и тесными связями элементов философского творчества с религиозной стихией Древней Руси и богословскими идеями византийского христианства. В литературных и религиозных текстах этого времени отчетливо просматривается философская проблематика. В понимании предыстории русской философии не следует, видимо, руководствоваться традиционными мерками, а нужно учитывать ее специфику. К древнерусской философской мысли не подходит определение философии как научного знания. Как вид духовной деятельности она носила прежде всего нравственно-эстетический характер, тогда как современная философия несет в себе весьма значительные теоретические и формально-логические начала. В этом последнем смысле русская философия до XVIII столетия действительно не существовала, но это обстоятельство не является основанием для отрицания наличия философской мысли вообще. Под термином "древнерусская философия" следует понимать не сложившуюся теоретическую систему, а совокупность идей, образов и концепций философского порядка, содержащихся в памятниках культуры X-XVII вв[2].
Следует подчеркнуть, что и в наше время существует точка зрения, когда под философией понимают только науку, научно-теоретическую мысль. Если это верно, то можно ли вообще говорить как о философах о Сократе и Платоне исключить из числа философов и такого крупного немецкого мыслителя, как Ф. Ницше? Наконец, правомерно ли будет включить в "научную философию" представителей западной, восточной и русской мистики вообще?
Вся история мировой философии убеждает нас в том, что философия, как справедливо полагает С. Франк, по своей сущности является не только наукой, а первично, по своим коренным основаниям есть сверхнаучное, всеобъемлющее учение о мировоззрении, которое стоит в тесной родственной связи с религиозным сознанием. Если принимать философию именно в таком, более широком и глубоком духовном контексте, то можно с полным правом говорить о русской философии.
Второй период, собственно философский, наступает в XVIII столетии и начался не только под влиянием "французского Просвещения и абсолютизма" (А. Лосев). Он был подготовлен в значительной степени и предыдущим развитием национальной духовной культуры.
Несомненно, что дальнейшее
развитие русской философии шло
при сильном воздействии
Таким образом, прежде чем занять свое место в мировой мысли, русская философия прошла долгий и противоречивый путь. С самого начала русская мысль испытывала влияние различных мировоззрений, но это не помешало ей в итоге выработать собственную философию, пропитанную национальным духом.
В советской литературе сложился стереотип, что русская Философия возникает в 18в и главными философами были Ломоносов, Чернышевский, Герцен и т.д., что не соответствует истине. Центр возникновения философии на Руси монастырские и княжеские усадьбы 10-11 в., основоположники: Владимир Мономах ("Поучение Владимира Мономаха") и автор "Слово о полку Игореве". В России поздно по сравнению с другими странами возникла Философия. Причины:
1) Господство на Руси языческой культуры и разрозненность человеческих сообществ, атомизация жизни.
2) Отсутствие устойчивых связей со сформировавшимися мировыми культурами. Причины возникновения философии на Руси:
1) Введение христианства
единого духовного основания 98
2) Введение на Руси единого письменного текста.
3) Введение единой политической жизни. Создание государства.
4) Создание городов, как единой культуры, аккумуляция культуры. Единственным недостатком, отсутствующим фактором, недостающих в причинах - это отсутствие науки. По этой причине вся история философии была религиозно-иделистической. Основные этапы развития русской философии.1) 10-17вв этот период характеризуется этической философией. Философские нравоучения. Философия единства. Философия отражает связь светской и духовной жизни.2) 18 - сер 19 вв. Данный период характеризуется попытками заимствования западной философии и в то же время зарождением натур философии (философии природы) в лице Ломоносова.3) Середина 19 и первые 3 десятилетия 20 в. Этот период характеризуется высшим развитием русской философии ("золотой век"). Это последний заключительный период, т.е. последующие десятилетия русская культура характеризуется отсутствием философии. Существует вопрос, проблема возрождения философии. Наиболее выдающимися представители в русской философии были: в рамках религиозного идеализма: Владимир Соловьев, Сергей Булгаков, Павел Флоренский, Николай Бердяев; в рамках космизма: Циолковский, Федоров; в рамках мистики: Шестов; в рамках философии свободы: Н. Бердяев; в рамках социально-критической: Кропоткин и М. Бакунин; таким образом русская Философия третьего периода была достаточно разнообразной и в основном идеалистической в различных формах.
Философия единства начинается с Одоевского. В рамках этой философии единство русского народа обосновывалось 3-мя обстоятельствами. Это православие, как духовная основа, монархия, как политическая система и общинно кооперативный строй, как экономическая система. Основателями социально-критической философии, критиками марксизма были: Бакунин, Бердяев, Кропоткин. Самым главным противником марксизма был Бакунин, который отстаивал идеи самоуправления русского народа и разрушение авторитарного государства. В рамках этой философии и решалась проблема свободы человека. Основателем философии мирового единства был Владимир Соловьев. Он одним из первых создал свою ф-кую систему. В основе этой системы находятся такие учения:
1) О богочеловечестве.2) О богочеловеке.3) Учение о Софии. В рамках этой системы делается вывод, что проблема всеединства неразрешима только в рамках философии. Требуется синтез философии, науки и религии, в то же время этот синтез должен определятся приоритетом философии, поэтому В. Соловьев основал идею создания более обширной науки чем Философия. Эта наука есть теософия. Теософия отличается от теологии тем, что в теологии приоритетом выступает религия. Русская Философия была также представлена таким направлением как "русская идея", или русский путь развития, основные положения этой философии:
1) Россия занимает
особое положение в
2) По этой причине
Россия представляет главную
проблему в человеческой
3) Россия есть неосуществимое единство запада и востока, и в этом заключается трагичность ее судьбы.
4) Россия является
по своему положению
5) Россия также является
потенциальным отстойником
Русская философская мысль является органической частью мировой философии и культуры в целом, вместе с тем она отличается национальной самобытностью и в какой-то мере уникальностью.
Первая характерная
особенность русской