Русская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 19:39, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1 Особенности русской философии.
Вопрос 2 Основные периоды развития русской философии.
Вопрос 3 Русская философия Киевской Руси .
Вопрос 4 Особенности русской философии XII- XVII вв.
Вопрос 5 Особенности русской философии XVIII века.
Вопрос 6 Особенности русской философии XIX века

Вложенные файлы: 1 файл

Философия.docx

— 44.37 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 5 Особенности русской философии XVIII века

 

Ответ:

          В первой четверти XVIII века в России произошли большие и изменения.

          Во-первых, благодаря реформам Петра I, Московское государство превратилось в Российскую империю, в государство более мощное, чем предыдущее.

          Во-вторых, произошла смена государственно-религиозных идеалов. Идеал православной «Святой Руси» заменился идеало сильного светского государства. В 1721 г. Петр I отменил патриаршество, поручив заниматься церковными делами государственному органу Синоду.

          В-третьих, В России рождалась «новая» культура, ориентированная на европейские ценности. И дело не в том, что бояре сбрили бороды и облачились в европейские одежды, а в том, что этой культуре ведущей тенденцией становятся наука и образование. В стране масштабно издаются книги, открываются школы, 1755 г. возникает Московский университет, а еще раньше Академия наук, учрежденная Петром I. Еще одной характерной чертой новой культуры является ее превращение в светскую культуру. Это стало возможным по причине секуляризации духовной жизни.

          Славянофилы выступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского. Самобытность России они видели в отсутствии истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии как единственно истинном христианстве.

          В-четвертых, развитие духовной жизни России происходит под влиянием идей французского Просвещения, особенно в первый период деятельности молодой русской императрицы Екатерины Алексеевны, которая считала себя философом на троне. Чтобы казаться таковой, она наладила личные контакты с видными деятелями французского Просвещения, переписывалась с Вольтером, Дидро, просила у них советов по проблемам философии. Таким образом, в XVIII веке в России сложились благоприятны условия для развития всех сторон общественной жизни, включая и духовную культуру, а влияние просветительских идей Запада способствовало активизации философской мысли.

          Западники и славянофилы - противоположные течения в русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX века. Они возникли в связи с обсуждением в русском обществе проблемы выбора и исторического развития России. Суть проблемы: либо Россия пойдет по пути Запада, либо изберет свой, самобытный путь развития. В поисках ответа на этот вопрос сложились противоположные концепции русской философии истории.

Славянофилы выступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от заподноевропейского. Самобытность России они видели в отсутствии истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии как единственно истинном христианстве.

          В центре философских воззрений А.С. Хомякова находится учение о начале соборности. Соборность он трактует Как философский принцип бытия, как собрание, устроенное силой любви и свободы. В дальнейшем это учение стало основой концепции всеединства.

          Западники - направление русской общественной мысли противостоящее славянофилам. По своему идейному содержанию оно не было однородным. В нем можно выделить два течения: 1) либеральное и 2) революционно-демократическое.

          К либеральному течению принадлежали К.Д. Кавелин, Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, П.В. Аненнков. Духовным отцом данного направления был Н.В. Станкевич, создавший в Московском университете философский кружок. Из этого кружка вышли деятели самых различных направлений, так как, признавая приоритет Запада, они разошлись в понимании действительных ценностей западноевропейской цивилизации.

          Характерная черта либерализма 40-50-х гг. - неприятии революционных методов решения проблем. Либералы исключая возможность революции в России, рассчитывали лишь на преобразования, осуществляемые сверху. Поэтому в период отмены крепостного права они встали на сторону помещиков, во многом смыкаясь с представителями самодержавной России.

          В философии либеральные западники, во главе с Т.Н. Грановским, пытались найти в системе своих воззрений место для Бога и бессмертия души, хотя считались светскими философами.

          В отличие от либеральных западников, они рассматривали философию как средство для обоснования своих политически целей, для преобразования действительности революционными методами. В.Г. Белинский, например, считал, что переустройство общества можно совершить народной революцией.

          По своим политическим взглядам революционные демократы были сторонниками крестьянской революции в России, которая ликвидирует крепостнический строй и откроет возможность, минуя капитализм, перейти к социализму. Причем ячейкой, из которой вырастет социализм, будет сельская крестьянская община.

          В контексте социально-политической доктрины революционные демократы рассматривают многие философские вопросы. Например, большое внимание они уделили теории познания, проблеме человека. И потому, как они их разрабатывали, можно сделать вывод: философия русских революционных демократов - есть материализм, дополненный стремлением понять диалектику как алгебру революции.

          Материалистические идеи революционных демократов, особенно Н.Г. Чернышевского, были горячо восприняты в революционных кругах России, оказали большое влияние на идеологию русского марксизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 6 Особенности Русской философии в XIX века

 

Ответ:

          В XIX в. Россия выходит на путь самостоятельной философской мысли. Причем сразу определяются две ведущие ее темы: историософская и социальная. Переломной датой, датой «пробуждения», после которой Россия «вдруг» совершает культурный, в том числе философский, прорыв, служит, конечно, 1812 г., его исход и последствия. Но и ранее русская историософская мысль уже «разминалась» на событиях и лицах европейской истории — Французской революции и фигуре Наполеона Бонапарта.

          Отечественная война выдвинула Россию в центр мировой истории; победа над Наполеоном сделала ее сильнейшей державой на континенте. История требовала осмысления: необходимо было понять связь событий, истинную роль и место России в этих событиях. Ощущение политической мощи поднимало чувство собственного достоинства, а пребывание лучшей части русского общества в Европе ставило вопрос о привнесении в русскую жизнь некоторых, прежде всего культурных и политических, начал западной цивилизации. Однако первое такое внедрение Запада привело в эпоху Петра I к трагическому разрыву связей между «древней» и «новой » Россией. Болезненность разрыва ощущалась на всем протяжении XVIII в. Россия утратила отчетливые контуры.

          Первым признаком пробуждения философии в России неслучайно стал мистицизм. Сознание части образованных сословий, оторванное от национальной традиции, от церкви, культуры и быта, искало адекватную замену, полагая, что ею может стать философия. Философия возбуждала надежды, далеко выходящие за пределы ее возможностей, — от нее ожидали не столько ответа на теоретические запросы ума, сколько указаний на то, как разрешить вопросы жизни и смерти, исторического и общественного бытия. «Слово «философия» имело в себе что-то магическое», — характеризовал Иван Киреевский духовную атмосферу в начале XIX в. Была потребность в синтезе, какой может дать только подлинная традиция. Философия в России в первой половине XIX в. во многом была призвана заменить или восстановить традицию. Интересно, что европейская философия в период своего возникновения (XVI в.) как раз наоборот отталкивалась от традиции в лице Римско-католической церкви. И видимо, предельное отторжение приходится на век Просвещения, т. е. эпоху, когда началось европейское влияние на Россию. Здесь налицо явное предпочтение, выбор, в котором уже проявлялось своеобразие русской философии. Пока в Европе господствовал рационализм, русская мысль   не   пробуждалась. Впоследствии критика рационализма станет одной из ее постоянных тем.

          Главная специфика России, по Карамзину, в самодержавии. «Россия жива самодержавной властью»; «В России государь есть живой закон»; «особа монарха — образ Отечества». Эти четко сформулированные тезисы станут платформой идейного течения. В Карамзине с его строгим (во всяком случае, в теории) монархизмом и отрицательной оценкой Петра видят иногда предтечу русских славянофилов — это совсем неверно. Карамзин был и остался западником, идейно связанным с весьма влиятельным послереволюционным направлением французской мысли. В идеях Просвещения Карамзин видел окончательное преодоление догматизма и схоластики Средневековья. Он критически оценивал крайности эмпиризма и рационализма, подчеркивая познавательную ценность каждого из этих направлений, и решительно отвергал агностицизм и скептицизм. Истинный представитель века Екатерины Великой, он сочетал западничество и либеральные устремления с политическим консерватизмом.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М. 1975. С. 84

2.Лосев А.Ф. Русская философия // Век XX и мир. 1988. № 2. С. 39.

3.Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991. Т. 1; Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Соч. М., 1989; Лосев А.Ф.

4. Философия курс лекций - А.А.Радугин-М.,2001.

5.Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. М.: 1950. стр. 93.

6.Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. - СПБ.: Изд - во С -Петербургского университета. 1995. стр.147 - 248.

7.Доброхотов А. Л. Просвещение // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2003.

8.Андреев Д.Л. Роза Мира: Метафилософия истории. М., 1993.

9.Горбачев В.С. История философии. Крат. курс лекций - Брянск .: Курсив, 1998. стр. 270 - 318

 

 

 

 


Информация о работе Русская философия