Русская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 18:49, доклад

Краткое описание

1.Формирование, специфика и основные проблемы русской философии.
2.русская религиозная философия во второй половине 19- начале 20 века.
3.основные направления развития отечественной философии после 1917 года.

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар по русской философии.docx

— 61.92 Кб (Скачать файл)

Следует также отметить, что  историософская концепция Чаадаева включает в себя и принцип географического детерминизма. Особенно это относится к отечественной истории. «Географический фактор» определяет, по его мнению, характер всей нашей общественной жизни, является господствующим во всей нашей истории и «содержит в себе, так сказать, всю ее философию».

Роль исторической концепции  Чаадаева, как и сама эта концепция, противоречива. С одной стороны, прославляя Запад, Чаадаев явился предтечей  западничества в России. С другой стороны, оправдание исключительности России, ее особого предназначения послужило утверждению славянофильства. Сам автор, конечно, осознавал двойственность своей позиции и связывал ее с  тем, что наш народ пока далек  от «сознательного патриотизма» и любит  отечество на манер тех юных народов, «которые еще отыскивают принадлежащую им идею, еще отыскивают роль, которую они призваны исполнить на мировой сцене». Правота автора по вопросу о неопределенности характера национальной идеи обнаруживается сразу же, как только мы обратимся к представителям русской общественной мысли, идущим вслед за Чаадаевым. Два направления, противоположным образом объясняющие смысл и значение русской идеи, предстают перед нами: славянофилы и западники.

Славянофильство как направление  философской мысли занимает видное место в мировоззренческом творчестве середины XIX в. Основные его представители были противниками как западников, так и революционных демократов. Они заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в. Основателями этого направления были А. С. Хомяков и И. В. Киреевский, к которым присоединились К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин и др. Близки к славянофилам по идейным позициям были писатели В. И. Даль, А. Н. Островский, Ф. И. Тютчев, Н. М. Языков.

Лучше всего представление  об этом течении дает философия Алексея  Степановича Хомякова (1804—1860), который  был главой и идейным вдохновителем  всей группы. Отмечая отрицательное  влияние Запада и петровских реформ на русскую жизнь, он полагал, что  ее коренные начала – православие  и община – остались в своей  сущности прежними. Возрождение на Руси форм патриархальной жизни, возврат  к идеалам «Святой Руси», утверждение  православия как вечного начала – такова основа социально-исторической концепции Хомякова, носящей провиденциалистский и мистический характер. Пафос его историософии заключается в надежде и даже призыве к России стать впереди всемирного просвещения. «Всемирное развитие истории, – пишет он, – требует от нашей святой Руси, чтобы она выразила те всесторонние начала, из которых она выросла».

Церковь для Хомякова является «первореальностью». С этим связана и разработка философской антропологии в духе «соборности» (свободной общности), основателем которой он явился. Утверждение принципа соборности есть не только отрицание индивидуализма в различных его проявлениях (методологии, социологии, морали), но и коллектива, который, по его мнению, лишает личность свободы. Социальная философия Хомякова, включающая культ «общины» и «соборности», направлена, таким образом, на преодоление как индивидуализма, так и казарменного коллективизма, на утверждение принципов свободы и любви, которые содержатся в русской православной церкви.

С этим связана и его  философия человека. Только в христианском единении личность обретает свою силу и значение. Вместе с тем Хомяков  впервые в русской философии  обращает внимание на трагическое противоречие человеческого существования. Оно  заключается в том, что будучи призваны к свободе, к божеству, люди, тем не менее, сами ищут образа жизни, в котором царит необходимость. Они постоянно уходят от свободы в церкви в царство природной или социальной необходимости, живя в ней и становясь ее рабами. Таким образом, они меняют подлинный смысл, предназначение и ценность жизни (стремление к свободе, к Богу) на ложные ценности. Эта тема трагизма человеческого существования впоследствии неоднократно будет возникать в русской религиозной философии.

Другой путь развития и  предназначения России обнаруживается в концепции так называемого  западничества, представители которого ориентировались на западноевропейскую цивилизацию. К этому направлению  принадлежали такие мыслители, как  А. И. Герцен, Н. П. Огарев, К. Д. Кавелин и др. Тесную связь с ними поддерживал В. Г. Белинский, а среди писателей – И. С. Тургенев. Все они критиковали церковь и тяготели к материализму.

Один из наиболее видных и  ярких выразителей этого течения  – Александр Иванович Герцен (1812—1870). Он получил солидное естественно-научное образование и много занимался философскими вопросами естествознания. В своем основном труде «Письма об изучении природы» он применил диалектический метод к объяснению объективной реальности и мышления, подверг критике как диалектический идеализм Гегеля, так и метафизический материализм. Природа, по Герцену, существует независимо от человека, она есть единство многообразного. Законы мышления являются отражением законов бытия, а диалектика составляет основной метод научного познания и способ мышления.

Важная часть творчества А. И. Герцена – социальная проблематика и тема личности. Он много размышлял о судьбе русского народа и постоянно подчеркивал различие между крепостным и помещиком, Русью помещичьей и Русью крестьянской. Разрабатывая теорию «русского социализма», Герцен писал, что борьба крестьян неизбежно приведет Россию к победе социализма, минуя капитализм. «Весь русский вопрос», по его мнению, «заключается в вопросе о крепостном праве», и его решение возможно лишь через крестьянскую общину.

Учение о человеке у  Герцена носит материалистический характер.

Человек – часть и венец  природы и подчинен ее законам. В  соответствии с этим и сознание человека «не вне природы, а есть разумение  о себе». Ценность любой личности заключена в разумном и нравственно-свободном  «деянии», в котором человек достигает  своего действительного существования. Но личность не только венец природы, но и «вершина исторического мира». При этом существует взаимодействие между личностью и социальной средой: личность создается средой и событиями, но последние несут на себе ее отпечаток. Особое значение в своей социальной теории Герцен придает представителям «энергического меньшинства», задача которых состоит в пробуждении народного сознания.

Так же, как и Герцен, на «русский социализм» и революционное  преобразование общества ориентировался Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889). Как революционный демократ, он выражал  интересы угнетенного крестьянства и рассматривал народные массы как  главную движущую силу истории. Несмотря на то, что «исторический путь –  не тротуар Невского проспекта», а  проходит то через пыльные грязные  поля, то через болота, он был историческим оптимистом и верил в прогресс человечества. Эта вера в творческие силы народа сочеталась у него с  идеей классовой борьбы. Не отрицая  роль великих личностей в истории, он вместе с тем связывал их появление  и роль с исторической необходимостью.

Свою философскую концепцию  Чернышевский сознательно ставил на службу революционной демократии. В  области философии он стоял на позиции материализма, полагая, что  природа существует до сознания и  независимо от него. «В природе, – писал он, – нечего искать идей; в ней есть разнородная материя с разнородными качествами; они сталкиваются – начинается жизнь природы». Чернышевский подчеркивал не-уничтожимость материи и движения и их связь с пространством и временем, как формами существования материи. Однако при этом к понятию материи он подходил с естественно-научных, а не философских позиций, истолковывая ее как вещество. Это было свойственно всем философам-материалистам того времени.

Пафос его философии можно  выразить названием его статьи «Антропологический принцип в философии». Этот же принцип  проповедовал и Фейербах, оказавший  влияние на Чернышевского. Однако последний  идет дальше, указывая на классовый  характер общественных отношений и  классовую принадлежность индивида, преодолевая, пусть и не до конца, абстрактный антропологизм Фейербаха. Для Чернышевского человек есть прежде всего природное существо, хотя это и высшее проявление природы. Отстаивая мысль о «единстве человеческого организма», он утверждает, что в человеке нет никакого дуализма, что он состоит из «единой натуры», и вся духовная деятельность человека есть проявление его материальной субстанции. Сознание человека связано прежде всего с его биологической природой и физиологией.

В конце 60-х – начале 70-х  гг. XIX в. в России складывается мировоззрение народничества. Общей чертой их идеологии было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Основными выразителями этого мировоззрения были Н. К. Михайловский, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев, М. А. Бакунин. В вопросах политической программы общественной борьбы различные течения внутри народничества объединял общий лозунг – «земля и воля», стремление к социальной(социалистической) революции в России и общественному строю, основанному на коллективной собственности и коллективном труде. Хотя философско-методологическая основа ведущих идеологов народничества была различной: непоследовательный позитивизм (Михайловский и Лавров), материализм (Ткачев).

 

Мы остановимся лишь на взглядах лидера и ведущего теоретика  либерального народничества Николая  Константиновича Михайловского (1842—1904). Он является одним из главных создателей субъективного метода в социологии. Так называемый субъективизм его  социологической концепции выражается в априорном конструировании  идеального общества, в котором должно обеспечиваться всестороннее развитие способностей личности. Субъективизм в социальном познании вытекает у  него из необходимости рассматривать  социальные процессы «с точки зрения великой двуединой правды» –  «правды-истины» и «правды-справедливости». Сущность «субъективного метода» в  социальном познании заключается в  том, что субъективное понятие, оценка событий необходимо включается в  познание; что в области общественных явлений познание «неизбежно и теснейшим  образом связано с нравственной оценкой», что здесь «нет абсолютной истины, есть только истина для человека».

Понятно, что Михайловский в этом вопросе выступает как  великий гуманист, ибо действительно, любое общественное явление должно быть оценено с точки зрения человека, с позиции не только сциентистской, но и нравственной, с позиции общественного  идеала. А таковым для Михайловского  выступает идеал социализма, общинного  коллективизма. Поэтому социальное познание необходимо включает учет этого  идеала. Другими словами, когда он говорит о необходимости «субъективного метода познания в социологии», он имеет  в виду анализ социальных явлений  не только с точки зрения чистой науки (правды-истины), но и с позиции  классового подхода (правды-справедливости). Ибо то, что именуется справедливостью, по его мнению, «есть не более, как  замаскированное служение данному  общественному строю».

Эта необходимость постоянного  соединения двух правд составляет внутреннюю конфликтность всей философии Михайловского. Правда-истина связана с объективным исследованием социальных процессов, с законами, с необходимостью. Тут Михайловский выступает как позитивист. Но правда-справедливость есть выражение субъективной оценки, связана с этической свободой и не имеет всеобщего значения закона. Здесь Михайловский вступает на путь метафизических проблем и вынужден ограничить свой позитивизм. Этот же непоследовательный позитивизм (или полупозитивизм) обнаруживается и у Лаврова. Оба мыслителя постоянно стремятся соединить две противоречивые истины и вместе с тем разорвать ограничивающую их мышление позитивистскую оболочку, устремляя свой взор к социальной справедливости, связанной с общественным идеалом социализма.

В соответствии с субъективным методом, в центре социально-философской  концепции Михайловского (как и  Лаврова, и Герцена) находится идея личности, развитие и целостность  которой является мерилом, целью  и идеалом исторического прогресса. С этой точки зрения можно говорить об антропологизме философии Михайловского. Для него личность поистине является «мерой всех вещей» Поэтому отчуждение личности, превращение ее в придаток общества, антагонизм между личностью  и обществом необходимо должны быть преодолены. Это может быть достигнуто только в кооперации с другими, при  социализме, при котором осуществляется «тождество личного начала при посредстве начала общинного». Значительный интерес  в концепции Михайловского представляют его очерки о «героях и толпе», в которых рассматриваются вопросы  социально-психологических закономерностей  взаимоотношений лидеров и масс.

Продолжателями славянофильства  в 60—70-е гг. явились почвенники.

Главная идея их философских  исканий – «национальная почва» как основа социального и духовного  развития России. Основные представители  этого направления – А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, Ф. М. Достоевский. Всех почвенников объединял религиозный характер их мировоззрения.

Наиболее глубоким мыслителем и главным выразителем идей почвенников  был Федор Михайлович Достоевский (1821—1881). хотя он и не являлся философом по профессии и не создавал чисто философских произведений. Его философия – это философия переживаний, поступков и мыслей созданных им литературных героев. Причем произведения его настолько философичны, настолько глубоки по мировоззренческим идеям и проблемам, что последние часто ни вписываются в рамки литературно-художественного жанра. Именно так обстоит дело с глубочайшей диалектикой идей, связанной с сущностью и судьбой человека, мира и Бога. Для Достоевского важен не результат, не окончательный вывод, а процесс. Причем интересуют его прежде всего самые глубокие, потаенные мысли, человеческое существование на уровне подсознания, в сфере «подпольного человека». Поэтому, что бы мы ни говорили о его философии, это всегда будет неполно, приблизительно и незаконченно. И на «пиршестве мыслей», которым, по словам Бердяева, является творчество Достоевского, всегда найдется место пытливому уму.

Достоевский мыслитель экзистенциальный. Наиболее важной и определяющей темой  его философии является проблема человека, его судьба и смысл жизни. Но основное для него – это не физическое существование человека, и даже не те социальные коллизии, которые  с ним связаны, а внутренний мир  человека, диалектика его идей, которые  и составляют внутреннюю сущность его  героев: Раскольникова, Ставрогина, Карамазовых  и т. д. Человек – это загадка, он весь соткан из противоречий, главным из которых, в конце концов, является противоречие добра и зла. Поэтому человек для Достоевского – это самое дорогое существо, хотя, может быть, и самое страшное и опасное. Два начала: божественное и дьявольское изначально уживаются в человеке и борются между собой.

Информация о работе Русская философия