Русская философия и ее особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 21:11, реферат

Краткое описание

Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем такое суждение. Напротив, именно здесь находится главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений – в конечном счете не более чем средства для уразумения жизненных реальностей в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине, противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примириться и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно – поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития.

Содержание

Введение 3
1. Русская философия и ее особенности 5
Заключение 12 Список использованной литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

философия лаптев.docx

— 34.43 Кб (Скачать файл)

Россия представляет собой огромный «Востоко-Запад», находящийся на перекрестке мировых культурно-исторических процессов.  
Русская философия в концептуально-категориальном плане имеет свою оригинальную теорию, основой которой стали метафизика, онтология, гносеология, антропология, социальная философия и т.д. 

Изучение русской философии дает возможность осмыслить духовное и религиозное прошлое нашего народа, осознать его место в истории человечества и увидеть ориентиры своего будущего.

Особенности русской философии:

  1. обращенность к человеку, его положению и судьбе;

  1. русская идея (славянофилы и западники) – особая историческая миссия России;

  1. социальная проблематика (проекты социальных преобразований);

  1. обращенность к актуальным проблемам жизни (поиски ответа на вопросы: Что делать? Кто виноват?);

  1. идея соборности;

  1. малое количество философских работ (философские идеи распространяются через публицистику, письма, художественную литературу – Л.Толстой, Ф.М.Достоевский);

  1. трагическое взаимодействие с государством (судьба А.Н.Радищева, П.Я.Чаадаева, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Бердяева, Г.Г.Шпета, П.А.Флоренского и др.);

  1. особое отношение философии и религии (православие против философии);

  1. обращенность к Космосу и др.

Вклад в мировую философию невелик, это разработки идей анархизма (М.А.Бакунин), экзистенциализма (А.И.Шестов, Н.А.Бердяев), космизма (К.Э.Циолковский, Н.Ф.Федоров, В.И.Вернадский).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Русская философия содержит много ценных идей не только в области религии, но и в области гносеологии, метафизики и этики. Основные проблемы, по моему мнению, которые рассматриваются в отечественной философии – это проблемы нравственности, совести, счастья, смысла жизни.

Интерес к истории отечественной мысли пробудился в России еще в первой половине XIX века. Устойчивым и все более нарастающим он становится с конца XIX – начала XX веков. Все сколько-нибудь крупные представители русской философии XX века были вместе с тем и ее историками. В целом это отражает высокую степень зрелости отечественной мысли, внутреннюю потребность философов в рефлексии, в «оглядке» на свои собственные национально-историческое традиции и идейные корни.

Отечественная философия долгое время оставалась для нас «белым пятном», не признавалась и осуждалась как «белоэмигрантская». Долгое время в нашей стране официально признавалась только марксиско-ленинская философия, как единственно правильная и верная.  И поэтому работы советских философов по сути дела утратили философскую преемственность, ибо как правило не  касались целых пластов отечественной религиозной философской мысли.  Были существенно ограничены и историко-философские изыскания больших периодов в развитии русской философии, замалчивались и забывались имена очень многих мыслителей. Но сейчас мы имеем доступ к  трудам русских философов без предварительной цензуры. Знакомство с их  идеями будет полезным для развития нашей национальной культуры, для восстановления преемственности философской традиции.

Будем надеяться, что в скором времени появятся на свет другие работы по исследованию разных проблем русской философии современных авторов. Такие работы позволят углубить и обогатить нашу национальную культуру.

Дальнейшие исследования философского дореволюционного наследия, будем надеяться, позволит прояснить  и некоторые сложные проблемы нынешнего социального развития, будет способствовать духовному возрождению современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Бердяев Н.А. Истоки и  смысл русского коммунизма. 1990.

2. Бердяев Н.А. Русская  идея. Вопросы философии. 1991 № 12.

3. Галактионов А.А. Нипандров  П.Ф. Русская философия IX-XIX в.1989

4. Гегель Г.В.Ф. Работы  разных лет.– Т.1. 1970.

5. Зеньковский В.В. История  русской философии. В 2 т. 1991

6. Ильин И.А. Наши задачи. – М. 1992

7. Кувакин В.А. Философия  Вл. Соловьева М. 1988 (Новое в жизни  науки и технике) Философия: № 8

8. Лосев А.Ф. Русская философия. Страсть к диалектике. - М., 1990. 9. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

9. О России и русской  философской культуре. – М., 1990.

10. Франк С.Л. Сущность  и ведущие мотивы русской философии. Вопросы философии, № 6. 1990 11. Философия. Мифология. Культура. – М. 1991.

12. Хорутий С.С. Философский  процесс в России как встреча  философии и православия. Вопросы  философии, № 5. 1991.

13. Шпетт Г.Г. Очерки развития  русской философии. – М. 1989.     

 

 


Информация о работе Русская философия и ее особенности