Русская философия XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 18:53, реферат

Краткое описание

1. Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:
• декабристская философия;
• философия западников и славянофилов;
• философия Чаадаева;
• консервативная религиозная и монархическая философия;
• философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;
• революционно-демократическая философия;
• либеральная философия.

Вложенные файлы: 1 файл

Вопрос 58.doc

— 128.50 Кб (Скачать файл)

 

Булгаков выступал сторонником  идеи Божественного предопределения судьбы человека и ответственности человека перед Богом после смерти.

 

Крупным представителем религиозного направления также  был философ и священник П.А. Флоренский (1882 — дата смерти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении).

 

Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное  целое. По Флоренскому, целостный мир  антиномичен (соткан из противоречий, например, хаотичность и логичность мира, единство и прочность Бога и т. д.).

 

Знание открывается  разуму непосредственно. Флоренский выдвинул идею, что в будущем в связи с новейшими техническими открытиями будет найдено новое понимание взаимоотношений материи и духа, относительность, непостоянство времени и пространства.

 

Идеи Флоренского подтвердились  благодаря открытиям в области квантовой механики, теории относительности Эйнштейна и др. физико-математическим открытиям.

 

Философское творчество П. Флоренского многогранно. Помимо указанных направлений его изыскания  затрагивают все сферы философии.

 

3. Космизм — направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаи-

 

194

 

мосвязанное целое. Наиболее выдающимися представителями данного  направления были Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский.

 

В.И. Вернадский (1863 — 1945) — крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы.

 

По мере эволюции человека усиливается его преобразующая  деятельность окружающей природы. Появляется ноосфера — сфера разума, жизни  человека, его материальной и духовной культуры. Ноосфера постоянно расширяется и охватывает другое области бытия. Биосфера (сфера жизни) постоянно, но неуклонно переходит в ноосферу.

 

По Вернадскому, в будущем  ноосфера станет ведущей на Земле  и переместится в космос.

 

К.Э. Циолковский (1857 — 1935) был сторонником идеи вечности, несотворимости, неуничтожимости материи. В основе материи Циолковский видел мельчайшие частицы - атомы. Атомы, принимая различные  конфигурации, создают все разнообразие материальных тел.

 

Разрушаясь, вещество, тело не исчезает совсем — оно распадается  на атомы, из которых возникают новые  вещества и тела. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, периодически меняя форму.

 

Циолковский не считал цивилизацию  Земли единственной и уникальной формой жизни во Вселенной. По Циолковскому, космос по своей сути живой и жизнь — неотъемлемая черта космического бытия. Поэтому во Вселенной существуют и иные разумные миры, разумные цивилизации.

 

Циолковский верил в  возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в будущем.

 

Н.В. Бугаев (1837 — 1902) построил философскую систему космических  монад. Согласно данной теории, весь космос состоит из бесчисленного множества  духовных единиц — монад. Монады концентрируют в себе энергию, знания, "воспоминания прошлого". Благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как земная, так и вселенская цивилизация.

 

А.Л. Чижевский (1897 — 1964) создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы — войны, революции.

 

195

 

Свои идеи Чижевский  старался выразить не научными понятиями  с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была признана оригинальной, но имеющей под собой научную почву. В СССР его "солнцепоклонническая" философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвергался гонениям. 4. Естественно-научная философия была представлена в творчестве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, М.М. Ковалевского, К.А. Тимирязева и других.

 

Основными направлениями  естественно-научной философии были:

 

• материалистическое;

 

• социально-политическое.

 

Представители материалистического  направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с точки  зрения естественных наук — биологии, химии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная  структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность познания, изучали его механизм, были сторонниками материалистического понимания сознания.

 

Социально-политическое направление было представлено, главным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество как единое целое, имеющее многофакторную природу, изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические и т. д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам. 5. Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.

 

В целом советская  философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась  в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического  материализма), что делало ее несколько  догматической.

 

Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.

 

Можно выделить три этапа  развития советской философии:

 

• 1917 — 30-е гг. — время  продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;

 

• 30-е — 50-е гг. —  период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной  власти; сильное,

 

196

 

определяющее влияние  на философию позиции И.В. Сталина по ряду философских вопросов;

 

• 50-е — 80-е гг. —  время возрождения самостоятельности  советской философии.

 

К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х — 80-х гг., можно отнести  следующие:

 

• проблема ценностей;

 

• проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к "истинному Марксу", "истинному Ленину";

 

• проблема гносеологии;

 

• проблема сознания;

 

• проблема идеальности;

 

• проблема культуры;

 

• проблема философских  методов.

 

Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии:

 

• Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);

 

• А. Богданов (теория систем — "тектология");

 

• А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории);

 

• A. M. Деборин (творческое понимание материализма);

 

• Л. Гумилев (вопросы  истории, этногенеза);

 

• М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);

 

• В. Асмус (широкий круг исследований);

 

• Ю. Лотман (общество, философия, история).

 

6. Далеко не все  философы нашли возможность для  продолжения своей жизни и  философских изысканий в СССР после установления советской власти.

 

По этой причине в  эмиграции, в различных иностранных  государствах возникло особое философское  направление, получившее название "философия  русского зарубежья". Его видными  представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.

 

П. С. Мережковский (1864 — 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений  человека и Бога.

 

По Мережковскому, в  своей жизни человеческая личность проходит три этапа:

 

• языческий;

 

• приобщения к христианству;

 

• полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством.

 

197

 

Идеалы человека и общества Мережковского  — христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими  личностями в религиозном безгосударственном объединении.

 

Философия Л. Шестова (1866 — 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной  темой был человек, его жизнь, его поступки, его права.

 

Согласно Шестову, человек и  человеческая жизнь уникальны, жизнь  человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "герой" же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.

 

Философия Н. А. Бердяева (1874 — 1948) носит  многоаспектный характер, однако в  ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева:

 

• высшей ценностью в окружающем мире является свобода;

 

• свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют основу существования  человека;

 

• свобода человека подвергается угрозе извне;

 

• данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые  являются соответственно объективацией  всеобщей воли и механизмом подавления; общество и государство стремятся  подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека — сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;

 

• ключевую роль в жизни человека играет также религия;

 

• Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;

 

• отношения между  Богом и человеком должны быть "на равных"; Бог не должен выступать  в роли Господа (господина), а человек  — в роли его раба;

 

• человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.

 

В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России — построить "Царство Божие" (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.

 

Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает "конец света" в будущем).

 

198

 

Она также оказала  большое влияние на развитие европейского экзистенционализма — учения о человеке и его жизни.

 

Питирим Сорокин (1889 - 1968) - русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества.

 

Им были подробно разработаны  актуальные для западного мира теории:

 

• стратификации;

 

• социальной мобильности.

 

Стратификация — разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) — страты.

 

Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения — возможность  перехода из одной страты в другую.

 

История, по Сорокину, —  процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.

 

ГЛАВА XIII . СОЦИАЛЬНО  ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ XVIII–XX ВВ.

 

Сегодня повышенный интерес  к истории сопрягается с потребностью национального самопознания, которое  на протяжении длительного времени  искусственно ограничивалось и подавлялось, будучи вынуждено подчиняться диктату  доминировавшей идеологии и бюрократии. Общество было лишено исторических корней культурного развития, отрезано от истоков духовности. Печально показателен в этом смысле пример с отечественной философией. Процесс становления и развития философской мысли в России искажался и деформировался. Представления людей о своем прошлом складывались в соответствии с установкой на одностороннее, неверное восприятие смысла и роли русской философии. Подавляющая часть наших соотечественников сегодня имеет ложное, весьма смутное и поверхностное понимание характера русской философии, не способно верно оценить значение вклада ее творцов в отечественную и мировую культуру.

 

Вот почему важно правильно  осознать причины, условия и обстоятельства зарождения философской мысли в  России. Об этом уже шла речь в  первой главе. Здесь же будут рассмотрены исторические периоды ее последующего становления, освещены главнейшие направления.

 

1. Становление русской  философии в XVIII–XX вв.

 

Периодизация всякого  исторического процесса – дело сложное  и подчас весьма условное. В данном же случае трудности отягощаются слабой разработанностью периодизации истории русской философии в целом. Зарождение русской философской мысли уходит во времена, связанные с обоснованием идеи русского православного государства. До сих пор имеет место противоречивость в восприятии этого важного события. И все же самые категоричные возражения против русской религиозной философии выдвигались не со стороны атеистических или космополитических критиков, а шли от некоторых официальных церковных кругов и поддерживавших их светских писателей. Вопросы, выдвигаемые ими по характеру и содержанию философии, не утратили своей акутальности. Тем не менее все более начинает преобладать мнение, что русская философская мысль в цельном виде оформилась в петровской России на почве, подготовленной ее провозвестником Г. Сковородой. Позднее творчество А. С. Пушкина стало своего рода катализатором русского самосознания.*

Информация о работе Русская философия XIX в