Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 00:09, контрольная работа
В жизни Флоренского именно культ стал определяющим все иные стороны деятельности, ведь для него "культ - устроение жизни, к которому восходят все святыни жизни, мысли и дела христианского. Культ есть священная и единственная основа для живой мысли, творчества, общественности".
Цель работы: изучить философию П. Флоренского
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Биография Флоренского……………………………………………………….4
2. Этапы творчества П. Флоренского……………………………………………6
3. Философия культуры П.А. Флоренского……………………………………..8
4. Символизм и софиология П.А. Флоренского……………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...24
Выявление первосимволов достижимо лишь
путем "конкретных обследований"
(термин Флоренского) всевозможных сфер реальности. Отсюда вытекает, что "конкретная
метафизика" должна проводить "конкретные
обследования" во всех направлениях
- разумеется, не пытаясь подменить собой
сумму всего знания, но находя и обследуя
в каждой области какие-то ее ключевые
точки. Таким образом, необходимой чертой
конкретной метафизики является универсализм,
а "конкретный метафизик" должен
обладать специфической интуицией или
же даром глубинного зрения, обеспечивающим
безошибочный выбор ключевых точек, смыслоносных
узлов в каждой сфере реальности. Этот
дар тайнозрения, видения сокровенной
глубины вещей легко может ощущаться как
некая магическая власть над вещами.
Здесь находится прямую связь между особенностями
философии и чертами творческой личности,
а именно такими хорошо известными чертами
Флоренского, как его поразительный универсализм
и его тяготение к магическому. Эта связь
является отнюдь не причинно-следственной,
но обоюдной, как двуединство разных сторон
символа: универсализм и магизм личности
Флоренского и его философии в равной
мере выражают, прорабатывают и формируют
друг друга. Это и есть жизнетворчество.
Софиология
Эти темы раскрываются автором на основе
одной и той же фундаментальной концепции
- понятия-символа Софии Премудрости Божией.
Философия "Столпа" определяется
как "софийное" или "софиологическое"
учение, как опыт "софиологии". Первым
подобным опытом в России была философия
Вл. Соловьева, но, как это бывает нередко
в истории, мысль Флоренского и его предшественника
скорее связывают отношения отталкивания.
Это - совершенно самостоятельное учение,
растущее из иных корней, и общее с Соловьевым
тут исчерпывается минимумом неотделимых
от Софии представлений.
Софийных учений было много в истории
(наиболее же богаты ими - гностицизм, мистика
средневековья и ренессанса, новая русская
философия); и общим первоисточником для
них служат библейские книги Премудрости
Соломона и Притчей Соломоновых, где говорится
об олицетворенной Премудрости Божией.
Эта мифологема вобрала многое от эллинской
богини мудрости Афины, и равно эллинской
и иудейской традиции отвечает ее главный
мотив: утверждение мудрости и красоты
мироздания, идея творения мира как умного
художества. София - "художница при Боге",
носительница предвечного творческого
замысла, идеального первообраза мира.
В христианстве, однако, эта мифологема
не обрела прочного статуса ввиду изначального
догматического затруднения: неясно, как
София может быть связана с Лицами (Ипостасями)
Бога и есть ли вообще место для нее в сфере
Божественного (если только не отождествить
ее с одною из ипостасей, тем самым лишив
самостоятельности). Но в то же время известная
почва для софийных представлений всегда
сохранялась в христианской картине бытия
и прежде всего в русле традиции христианского
платонизма, где бытуют аналоги платоновских
понятий идеи-эйдоса каждой вещи и "умного
мира", собрания идей-эйдосов всех вещей.
Независимо от этого, Софии традиционно
принадлежит заметное место и в православном
культе: ее почитание (в народной религиозности
не отделяемое отчетливо от почитания
Христа, Богоматери и Церкви) процветало
и в Византии, и на Руси, о чем подробно
пишет Флоренский в письме Х "Столпа"(319-389).
(Напротив, у Соловьева этот пласт христианской
софийности совершенно обходится вниманием.)
Именно эти два источника, концепции
христианского платонизма и традиции
софийного культа, и доставляют основу
софиологии Флоренского. Построение ее
начинается с описания связи мира и Бога.
Последняя, по Флоренскому, выражается
двояко: в наличии смысла тварного бытия
(трактуемого по канонам христианского
платонизма как замысел Божий о нем и как
предвечный его образ в Боге) и в любви
твари к Богу. Оба эти аспекта, соединяясь
вместе, приводят к новому понятию: каждой
тварной личности (ибо любовь - способность
живого и личного бытия) сопоставляется
ее "идеальная личность" или же "любовь
- идея-монада" - некий дискретный элемент,
"квант" смысла и любви, реализующий
связь личности с Богом. Это - аналог платоновской
идеи-эйдоса, а все их множество, соответственно,
- аналог "умного мира". Однако "монады"
Флоренского исполнены любви, которая
связует их не только с Богом, но и между
собою, так что они образуют особое "единство
в любви". Такое единство поддерживается
непрестанной активностью любви, взаимным
"подвигом самоотвержения" и потому
является "не фактом, но актом" (326),
не механическим собранием, а единством
живым, "многоединым существом". Принадлежа
бытию божественному, совершенному, это
существо должно быть наделено не только
жизнью, но и ипостасной, личной природой
- должно быть совершенною личностью. Эта
личность и есть София.
Наряду с Софией, и в неразрывной с нею
связи, любовь - центральное понятие метафизики
"Столпа". Именно любовью оказываются
оживотворены и олицетворены платонические
конструкты. В совершенной любви устанавливается,
по Флоренскому, "единосущие любящие
в Боге", их сущностное тождество, для
которого он вводит особый термин - "нумерическое
тождество" (письмо IV). Собрание личностей,
связанных таким тождеством, есть совершенное
единство, но в то же время и множество,
ибо каждая личность остается таковою,
не сливаясь с другими. Поэтому София -
это совершенное единство множества; и
притом, будучи сама личностью, она также
связана нумерическим тождеством с любою
из личностей в своем составе. Принцип
ее внутреннего устроения, внутренней
жизни - тождество частей целому, что, по
определению, и есть принцип, характеризующий
всеединство.
Однако Флоренский избегает термина
"всеединство", предпочитая ему равносильные
греческие формулы, чаще - "единое и
многое", hen kai polla. Корень этого прост: в то время термин
прочно ассоциировался с учением Вл. Соловьева,
тогда как Флоренский, по собственным
словам, "вовсе не вкладывал в него соловьевского
истолкования" (612). У Соловьева всеединство
выступает принципом построения спекулятивной
философской системы традиционного новоевропейского
- в первую очередь германского - типа (что
не удовлетворяло его самого, заставляя
стремиться к обновлению, переделке своей
философии, которые он, однако, успел лишь
начать). У Флоренского же складывались
и иная трактовка всеединства, и иной способ
философии, тяготеющие скорее к античной
философии, а отчасти созвучные позднейшему
структурно-семиотическому подходу. В
полной мере эти тенденции его мысли выразили
себя лишь на следующем этапе, в философском
символизме конкретной метафизики, однако
их некоторые следы уже различимы в "Столпе".
И так, рассматривая проблемы философских
исканий Павла Флоренского, истоки и суть
антиномизма и символизма в его философских
взглядах можно отметить, что творчество
Флоренского имеет огромное значение
для сегодняшней философии. Представители
современного русского православия находят
немало, с их точки зрения, привлекательных
идей Флоренского, таких, как софиология,
"диалектический антиномизм", пастырская
эстетика, экуменизм и экклесиология.
Непреходящее, общекультурное значение
его трудов, его общественной позиции
велико. В отличие от большинства представителей
"нового религиозного сознания" Флоренский
направлял свои усилия на то, чтобы "вписать"
православную религию в контекст современной
ему культуры, стремился дать религиозное
освящение социальной и творческой активности
человека, и это обстоятельство высоко
ценится в современных церковно-богословских
кругах Московской патриархии. Он писал:
"...религия есть материнское лоно философии".
Придавая исключительное значение роли
христианской веры в становлении и преобразовании
культуры, Флоренский отдает дань традициям
православной экклесиологии. Его богословские
взгляды вместе с тем включают ряд моментов,
которые позволяют видеть в нем проводника
новаторских тенденций, наблюдаемых в
современной русской православной церкви.
Новаторством в научном понимании веры
можно считать то, что Павел Флоренский
привлек опыт целого ряда церковных свидетельств,
которые раньше не привлекались. Например,
раньше ни философы, ни служители церкви
не обращались к свидетельству церковной
архиологии, понимаемой широко, то есть
включая церковное изобразительное искусство
(иконопись) и церковную музыку. Церковная
археология ранее рассматривалась только
как чисто вспомогательная дисциплина,
а о. Павел показал, как в ней проявляются
богословские законы, или каноны, а они
в свою очередь уже непосредственно связаны
с догмами веры.
В научном богословии он стремился к
таким приемам изложения, которые изгоняли
сухость, - он был готов передавать другим
людям свой личный религиозный опыт.
Флоренский был одним из тех религиозных
мыслителей, которые уже в первые десятилетия
нашего столетия понимали необходимость
преодоления узконфессиональных границ
и важность объединения усилий всех христианских
церквей. "Пред наступающим кризисом
христианства всем, именующим себя христианами,
следует поставить ультимативный вопрос
и покаяться едиными устами и единым сердцем,
возглашая: господи, помоги моему неверию
. Тогда вопрос об объединении христианского
мира впервые попадет из канцелярий на
свежий воздух, и трудное и невозможное
человекам окажется вполне возможным
Богу". Этим самым Флоренский ставил
себя в ряды зачинателей экуменизма.
Список используемой литературы
1.Асоян Ю., Малафеев А. Открытие идеи культуры (Опыт русской культурологии середины XIX начала XX веков. М.: ОГИ, 2000. С. 211.
2.Флоренский П.А., Священник. Сочинения в 4-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1994. С. 38.
3. Флоренский П. В. Судьба двух идей // Природа и человек. - 1989. - №9. -С.65-68
4. http://www.grandars.ru/
5. http://www.bibliofond.ru/view.
Информация о работе Русский Леонардо (философия П.Флоренского)