Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 18:46, реферат
Русский космизм — течение отечественной религиозно-философской мысли, основанное на мировоззрении, предполагающем творчески определённую эволюцию Вселенной. Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников.
способно порождать другое (следствие).
От связей изучаемых явлений с остальными,
а тем более с космосом в целом, при этом
отвлекаются. Если же причина и следствие
рассматриваются в контексте мирового
целого, детерминизм как бы растворяется
в образе всеобщего взаимодействия. Специфика
исследований Чижевского состоит, однако,
именно в том, что он решал комплексную
проблему взаимодействия множества космических
и земных факторов, в которой переплетаются
разные звенья причинно-следственных
цепей, то есть уровни причин, рождающих
космические влияния на земные процессы.
Но в то же время в своей концепции А.Л.Чижевский
рассматривал эти причинно-следственные
связи и в обычном, то есть более узком
смысле.
Необходимо отметить, что в современных
представлениях многие уровни реальности
описываются не строгими причинно-следственными
связями, а статистическими, вероятностными
закономерностями.
А.Л.Чижевский рассматривал бесконечную причинно-следственную цепь событий, детерминируемых «единым физическим законом», который определяет не только фундаментальные свойства космоса и его структуру, но также процессы универсального эволюционизма. Он пришел к выводу: идея хаоса возникает потому, что каждое физическое явление «оказывается результатом бесконечно большого числа причин», совокупностью которых определяются те или иные его аспекты. «То есть ни одно явление, каковое доступно нашему непосредственному наблюдению, не является причиною и следствием одновременного действия одного и того же физического закона, а представляет из себя в известной степени итог исторически складывающихся факторов и комплекс всех местных сопричастных его проявлению обстоятельств и условий»
Принцип космического ритма
Принцип эволюции был высказан А.Л.Чижевским в форме, которая по сути предвосхищает современную концепцию универсального эволюционизма. Он считал, что космос «не знает истощения, ему присуща вечная жизнь,
обусловленная ритмом, отбиваемым колоссальным
космическим маятником». В духе учений
восточной мудрости размышлял Чижевский
о том, что мировая гармония обусловлена
ритмами космической эволюции. Одна из
основных задач науки состоит, по его мнению,
в создании «эволюционной теории» законов
природы.
В этом
контексте Чижевский говорил о присущей
явлениям природы связи, выражаемой характерным
для них образом, который он возводит «до
степени принципа природы, то есть такого
начала, каковым руководствуется природа
во всех своих проявлениях. Единство принципа
вносит в мир гармонию. Принцип этот и
есть – всеобщий принцип кругооборота.
Эта концепция Чижевского пронизана идеей
вечного возрождения, вечного круговорота
– бессмертия космоса.
Заключение
Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Одним из ярких представителей этого направления русской философии был Александр Леонидович Чижевский – развивавший направление «энергетического» космизма.
Сегодня, когда культура, включая философию, находится в кризисе, когда духовное вытесняется материальным, массовая культура доминирует над культурой подлинной, когда ослабевает интерес к науке, современному знанию о мире особенно нужны новые смыслы. В этом контексте становится все более важной роль космического мировоззрения. Космизм был тем направляющим стержнем, который привел А.Л.Чижевского к ряду выдающихся открытий. Он открыл основные принципы космического ритма и единообразия, обосновал принцип детерминизма, то есть причинно-следственной связи и сделал множество опережающих свое время открытий, связанных со взаимодействием космоса и человека.
Некоторые мировоззренческие размышления Чижевского настолько опережали свое время, что лишь сейчас мы начинаем, наконец, осознавать их эвристическую силу, все более и более убеждаясь в том, что они должны стать ориентирами современной науки и культуры, хотя и в новой, модернизированной форме. Труды Чижевского не пропали даром, и по сей день мы используем его знания на благо общества.