Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 12:07, курсовая работа
Цель моей работы - исследовать экзистенциализм, как общее философское течение и проанализировать взгляды Жана-Поля Сартра, опираясь на статью «Экзистенциализм – это гуманизм». В соответствии с поставленной целью можно выделить несколько задач исследования:
1.рассмотреть экзистенциализм как философское направление
2.выявить основные проблемы философии экзистенциализма
3.выделить особенности идеологии Сартра
4.сравнить взгляды разных представителей данного течения
Введение 3
Глава 1. Экзистенциализм, или «философия существования» 6
1.Философский экзистенциализм: общая характеристика, основные проблемы 6
Глава 2. Экзистенциалистическая философия Сартра 9
2.1 «Экзистенциализм - это гуманизм» 9
2.2 Сартр – Бердяев: две полюса экзистенциальной философии 11
Заключение 15
Список источников и литературы 16
Сартр – Бердяев: два полюса экзистенциальной философии
Для выявления
более полной картины об экзистенциализме,
я решила сравнить между собой
представителей разных стран. Может
быть, экзистенциализм везде
Для начала краткое вступление о каждом из философов.
В первом философском романе "Тошнота" Сартр выводит в качестве героя Рокантена человека, который отчужден от себя, ведет неподлинное существование, находится не в ладу как с самим с собой, так и с вещами действительности, окружающими его: они давят его своим присутствием и непреодолимой вязкостью. В описании многочисленных ощущений тошноты Рокантеном Сартр хочет заставить читателя почувствовать то, что называет случайностью существования.
Самый значительный философский трактат Сартра "Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии" (1943) посвящен исследованию вопросов: что такое бытие? Каковы фундаментальные бытийные отношения между сознанием и миром? В поисках ответов на эти вопросы Сартр исходит из идеи мира как феномена.
Теперь на секунду отвлечемся и перейдем ко второму, рассматриваемому нами русскому философу, публицисту Николаю Александровичу Бердяеву. В основе философского мировоззрения Бердяева лежит различение «мира призрачного» и «мира подлинного» («космос», идеальное бытие, где царствует любовь и свобода). Человек, его тело и дух находятся в плену у «мира», призрачного бытия. Задача же человека состоит в том, чтобы освободить свой дух из этого плена, «выйти из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь». Это возможно лишь благодаря творчеству, способностью к которому одарен человек, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога-творца. Свобода и творчество неразрывно связаны: «Тайна творчества есть тайна свободы. Понять творческий акт и значит признать его неизъяснимость и безосновность» [1, с. 369].
Таким пониманием человека определяется подход Бердяева к проблеме общественного прогресса. Он не признавал теорий, рассматривавших личность, прежде всего, как частицу общества, видевших исторический смысл ее существования в выполнении социальных функций, и, в конечном счете в том, что сделано данной личностью для последующих поколений. Философия, считал Бердяев, неизбежно антропологична; она познает бытие в человеке и через человека.
А теперь приступим к анализу, сравнению двух точек зрения на экзистенциальную философию.
И Бердяев, и Сартр почерпнули немало идей у такого направления, как гностицизм. Если, Бердяева обвиняли в нигилизме, то Сартр же утверждал, что «человеческой реальности не дано нигилировать массу бытия ей предстоящую, пусть даже временно» [4, с. 98]. Сартр — приверженец негативной диалектики. Отрицая человека, он, одновременно, утверждал его существование.
Интересно, что Сартр был одним из самых критикуемых Бердяевым авторов. Может быть, все от того, что Сартр был атеистом? Но Бердяев был достаточно веротерпим к мировоззрениям других философов, даже больше, он стремился «найти Бога» и у отъявленных атеистов, например, у Макса Штирнера [2, с. 179]. Да и Сартр утверждал, что суть дела не в том, существует ли Бог. Человек должен убедиться, что ничто не сможет его спасти от себя самого, даже самое достоверное существование Бога, «экзистенциализм — не такой атеизм, который растрачивает себя на доказательства того, что бог не существует. Скорее он заявляет следующее: даже если бог существовал, это ничего бы не изменило» [6, с. 344].
В отличие от Бердяева, Сартр отделяет «бытие-само-по-себе» от вещественного материального начала окружающего мира. Оно согласно воззрениям Сартра, ни есть ни реальность, ни возможность, ни невозможность, оно просто наличествует и превосходит всякое понимание, для разума оно непроницаемо, а значит бессмысленно. Сартр отрицал природу вещей. Видимость, согласно Сартру, отсылает нас не к скрытой реальности, а всего лишь к ряду своих проявлений: «явления, которые обнаруживают сущее, ни внутренние и не внешние. Все они стоят друг друга, все они отсылают к другим явлениям… ни одно из них не указывает на что–либо позади себя; оно обозначает само себя» [4, с. 20].
Как и Сартр, Бердяев замечал, что свобода не легкая, а трудная вещь, это долг человека и человек не может позволить себе такой легкости, как отказ от свободы. У Бердяева свобода выступала как сила, стихия; хаос, не выводимый из бытия. Русский экзистенциалист абсолютизировал свободу, отделяя ее как от Бога, так и от человека. Свобода Сартра — ситуационна. Она проявляется в конкретной ситуации, когда человек должен самостоятельно принять решение и возложить на себя ответственность за него.
Осознание свободы – страх. Так считает Сартр. Но это не боязнь. Человек, испытывающий страх, инстинктивно чувствует, как между прошлым и будущим вторгается ничто или свобода.
В концепции Сартра не находится места Богу, человек выступает и действует в абсолютном одиночестве, «мы одиноки и нам нет извинений» [6, с. 327]. У Бердяева, как и у других религиозных экзистенциалистов, проблема одиночества остро не стоит, Бердяев даже утверждал, что, именно, через момент одиночества рождается личность.
Для Сартра ценности не существуют вне человека и не признаются им, а субъект сам определяет свои собственные ценности. Есть только одно бытие, посредством которого определяются ценности — это человек. Для Бердяева «всякая ценность есть лишь культурное выражение божественного в исторической действительности».
Для Бердяева любовь — интуиция личности, интуитивное проникновение в единственный и неповторимый лик другого человека. При этом любовь, согласно воззрениям философа, не имеет ничего общего с инстинктом продолжения рода. Сартр противостоит взглядам Бердяева и по поводу феномена любви. Когда два человека любят друг друга, каждый желает обладать свободой другого, обладать другим не просто как объектом, а как «бытием-для-себя».
По мнению Бердяева, Сартр «очень низменно думает о человеке, считает его за ничто». Стоит заметить, что согласно Сартру — «бытие» и «ничто» — две неразрывно связанные между собой стороны человеческой реальности. Французский философ использует понятие «ничто», не для определения пустоты, а для того, чтобы охарактеризовать, наличествующее, но неопределенное бытие. В таком же значении определение «ничто» присутствует и у Бердяева.
Резюмируя воззрения Сартра и Бердяева можно сказать, что для них, человек, существующий в мире, не такой, каким себя представляет, но такой, каким хочет стать. Человек не завершен и не совершенен, он творит себя в повседневном опыте, в жизненных испытаниях. А самым главным сходством в их воззрениях является то, что оба философа утверждают «гуманизм и творчество, как единственный выход из тошнотворности бытия».
Заключение
В предшествующей философии человек рассматривался как часть или высший пункт развития природы; единственный творец в мире неодухотворенных и пассивных предметов. В идеализме человек - это субъективный разум, раскрывающий повсюду в действительности разум объективный. В материализме — сознание, пассивно воспринимающее впечатления извне. Во всех этих случаях человек представлен, по оценке экзистенциалистов, по аналогии со всей остальной действительностью. При всех различиях и противостоянии человека внешней действительности, он рассматривался как нечто принципиально сопоставимое с нею, с миром объектов. Экзистенциалисты противопоставляют человека и остальной мир.
Человек есть реальность совсем иного порядка, лишённая предметности. Исторический процесс понимается экзистенциалистами как ненаправленный, безразличный к человеку, поэтому все социальные действия обусловлены человеческой субъективностью, а человек полностью несет ответственность за свои поступки, не учитывая тяготы исторических обстоятельств.
Не вызывает сомнения и то огромное влияние, которое оказала и оказывает экзистенциалистская теория на понимание значения внутреннего мира человека, необходимости культуры самосознания, ответственности человека перед собственным "Я".
Философия экзистенциализма очень
популярна в современной
Список источников и литературы