Свобода и творчество в философии Н. Бердяева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие "свобода личности" все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией нашего государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………1
Раздел 1:Биография……………………………………………………...2
Раздел 2: Становление философских взглядов Н.А. Бердяева……….4

Раздел 3: Персонализм Бердяева. Центральное место проблемы свободы человеческой личности в его философии……………………………...7
Раздел 4: Богочеловека в концепции свободы личности…………….12
Раздел 5: Творчество как реализация свободы, путь к гармонизации бытия…………………………………………………………………….14
Раздел 6: Философия Свободы Н.А. Бердяева………………………..18
Заключение……………………………………………………………....25
Литература……………………………………………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

свобода и творчество.docx

— 35.33 Кб (Скачать файл)

В этом состоит главная антиномия личности и общества.

Общество склонно к тирании над духом, в результате личность впадает в идололатрию, т.е. поклоняется лжебогам, осознает себя как принадлежащую исключительно социальному миру, превращая социальные средства духовной самореализации личности -- государство, национальный суверенитет, классовые интересы -- в цель. Церковь, считает Бердяев, была превращена в идола. 0бщение с Богом для Бердяева не тождественно церкви как социальному институту, ухитрившемуся перенести на отношения человека с Богом отношения раба и Господина.

Человек по природе своей микрокосм, и потому человеческая личность не может быть частью какого-то целого. Она сама есть целое, при этом такое   

                                                                                                                                25 

целое, которое в принципе не вписывается ни в какую иерархическую систему. Максимум свободы существует только в духовном опыте и только в нем человек останется творцом, т.е. личностью. Общество как организация жизни масс, среднего человека не может быть ничем иным как границей человеческой свободы, границей для духовной, т.е. свободной его реализации в качестве творца. Полное преодоление этого конфликта возможно только в Царстве Божьем.

Человек есть существо не только социальное, но историческое. История -- это судьба человека, тот путь, которым он, выброшенный в тварный мир объективации, согласился идти. Он не может сбросить с себя бремя истории. История же равнодушна к человеку. Человек втягивается в историю, подчиняется ее року и одновременно сопротивляется истории, противопоставляя ей ценность личности, ее индивидуальной судьбы. Но в пределах земной истории этот конфликт неразрешим.

История есть богочеловеческий процесс. По мнению Бердяева, история в своем земном воплощении есть неудача Духа, и она будет длиться до тех пор, пока не наступит Царство Божье в результате второго пришествия Христа. Историческое время, образовавшееся между первым и вторым пришествием Христа, может быть неопределенно длительным. Проблема отношения человека и истории разрешима только на почве эсхатологии, т.е. философии истории как учения о сокровенном смысле истории, раскрывающемся не через прогресс, а через ее конец, в вечности. В этом, считает Бердяев, суть философии свободного духа, которая должна быть построена не только в перспективе прошлого, но и в перспективе будущего, которое он связывает со вторым пришествием Христа и наступлением Царства Божьего.

Философская антропология свободного духа Бердяева трагична и эсхатологична. Но именно с ней мыслитель связывает надежду на будущее. Причем, вопреки церковной догматике он связывает ее не с покаянием в грехе и индивидуальном спасении, а с обращением к миру и просветлении его. «Новая духовность на философском языке означает освобождение от объективации и от подчинения духа дурной, падшей социальности, от магической заколдованности человека, от иллюзий сознания и от подавленности бессознательной родовой традицией, от всякого рода табу, мешающих свободному движению.» 
 

                                                                                                                          26   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 
 
Благодаря гуманизму своей философской позиции и таким отличительным ее чертам, как "восстание против любых форм тоталитаризма, неустанная защита свободы, отстаивание первичности духовных ценностей, антропоцентрический подход к проблемам, персонализм, искания смысла жизн

и и истории" (Ф. Коплстон) Бердяев сумел возвыситься до подлинной самобытности, открыть перед русской духовностью новые "горизонты мысли". 
Понятие "личность" понимается Бердяевым как неповторимая, уникальная субъективность. Через присущую ей свободу и возможность свободного творчества она направлена на созидание нового мира. История человечества предстает в виде процесса развития личностного начала человека, а сам он достигает наивысшего блаженства в единении с Богом в своем творческом акте, направленном на достижение высших божественных ценностей: истины, красоты и блага, на достижение нового бытия, нового, подлинного мира, царства Духа. 
Приверженность "философии органического духа" позволила Бердяеву решить поставленные им проблемы "реальности, свободы, личности". Дух присутствует в человеке как бесконечная свобода и неограниченное творчество, человек является "Божьей идеей". Каждый человек, по мнению Бердяева , должен отгадать "Божью идею о себе", самореализоваться и "помогать Богу в осуществлении замысла Божьего в мире". Философ считает, что Бог действует в царстве свободы, а не в царстве необходимости, именно в духе, а не в детерминированной природе. 
Бердяев всегда отстаивал нередуцируемость свободы к необходимости, ее неприкосновенность перед лицом экспансии детерминизма. Возможно именно поэтому, относимый в исторической хронологии к первой половине XX века, Н.А. Бердяев остается во многом нашим современником, призывающим при решении всех философских проблем ставить в центр человека и его творчество. 
 
 
 
 
 

                                                                                                                                27 

ЛИТЕРАТУРА. 
1.Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. - М, 1999                2.Бердяев Н.А. «Философия свободы». Смысл творчества. М.: «Правда», 1989. 
3.Бердяев Н.А. «Самопознание» (опыт философской автобиографии). М.: «Книга», 1991. 
4.Бердяев Н.А. Русская идея. «Вопросы философии», 1990, № 1-2. 
5.Бердяев Н.А. «Смысл истории». М.: «Мысль», 1990.
                                  6.Гуревич П.С. Основы философии. - М., 2000                                                   7.Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12-ти томах. М.: «Правда», 1982. 
8.Лосский Н.О. «История русской философии». М.: «Высш. Школа», 1991. 
9.Новиков А.И. История русской философии. - СПб.: «Лань», 1998           10.«Русская философия». Словарь. Под ред. Маслина М.А. М.: «Республика», 1995. 
11.«Современная философия»: словарь и хрестоматия. Под ред. 12.Кохановского В.П. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 
13.Столович Л.Н. История русской философии. - М., 2005                          14.Замалеев А.Ф. «Лекции по истории русской философии». С.-П.: 15.Шрейдер Ю.А. «Свобода как творческая ориентация в мире». «Вопросы философии», 1994, № 1. 
16.Киссель М.А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра. «Вопросы философии», 1994, № 11.                                                                                                             
17. Шенталинский .В,«Философский подход»                                                           

Информация о работе Свобода и творчество в философии Н. Бердяева