Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 16:11, реферат
Автором метода синектики считается Дж. Гордон, который получил разностороннюю подготовку в Гарвардском, Калифорнийском, Пенсильванском и Бостонском университетах. Сам термин "синектика" обозначает "объединение разнородных элементов". Творческий процесс даже отдельного человека, с точки зрения Дж. Гордона, аналогичен творческому процессу коллектива людей, имеющих в совокупности разностороннюю подготовку.
В первую группу синектиков, которая была организована в США Дж. Гордоном в 1952 г., входили люди разной квалификации и образования: архитектор, инженер, биолог, дизайнер. Неожиданно для всех эта группа сделала много изобретений.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Основные положения………………………………………………………..5
2. Операторы синектики……………………………………………………….8
3. Структура современного синектического процесса………………………9
4. Формирование синектических групп и отбор членов группы…………..13
Выводы………………………………………………………………………...17
Список использованных источников………………………………………...18
Экскурсия начинается с того, что руководитель просит привести примеры-прецеденты, в которых имела бы место ситуация, аналогичная обсуждаемой, задает вопросы, вызывающие аналогии. В процессе нахождения таких примеров синекторы используют четыре вида аналогий:
• Личная аналогия. Представить себя объектом - это не просто назвать себя какой-то частью следуемой технической системы. Это значит найти в себе какой-то отзвук на то, что делает система, понять возникающие нежелательные эффекты как свои проблемы. Обучение вхождению в образ - сложный и довольно длительный процесс.
• Прямая аналогия. Этот оператор обеспечивает процесс сравнения параллельно oсуществующих в различных областях знаний, фактов, технологий. Он требует от человека активизации его памяти, включения механизмов аналогии и выявления в человеческом опыте или в жизни природы функциональных или структурных подобий того, что требуется создать.
• Символическая аналогия. Цель - обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие, конфликт. Собственно символическая аналогия - это состоящее из двух слов определение предмета. Определение яркое, неожиданное, показывающее предмет с необычной, интересной стороны. Достигается результат тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие, вернее, являются противоположностями. Есть еще одно название для такой пары слов - "заглавие книги". Необходимо в яркой, парадоксальной форме показать всю суть того, что кроется за "заглавием".
Синекторы утверждают, что символическая аналогия - незаменимый инструмент для того, чтобы увидеть "необычное в обычном".
Вот несколько примеров такого видения анализируемых объектов, приводимых обычно в популярной литературе по методам решения творческих задач:
- шлифовальный круг - точная шероховатость;
- храповой механизм - надежная прерывистость;
- пламя - прозрачная стена; видимая теплота;
- мрамор- радужное постоянство;
- прочность - принудительная целостность.
• Фантастическая аналогия. Суть в том, чтобы воспользоваться для решения задачи сказочными средствами (например, волшебной палочкой), определив конечный результат, цель. Еще одним направлением, в рамках которого развивается аппарат фантастических аналогий, является отрицание физических законов, мешающих подойти к решению или создающих ощущение привычности, легкости решаемой задачи
По мнению Гордона без наличия данных механизмов невозможны никакие попытки постановки и решения задачи. Эти механизмы - специфические умственные операторы, специальные "орудия" активизации творческого процесса.
Применение этих механизмов помогает резко увеличить творческую активность, сделать ее результатом сознательных усилий [ 2 ].
Завершающая часть
4. Формирование синектических групп и отбор членов группы
Применение механизмов синектики требует огромных затрат энергии. Синектика активизирует мышление, делая его более напряженным. Еще большую напряженность работе придает ее коллективный характер. Группа, в рамках которой происходит решение, это сложный и тонкий механизм, создающийся длительное время и требующий специфической подготовки как от слушателей, так и от преподавателей.
Процесс формирования синектической группы состоит из трех основных фаз:
1. Отбор членов группы.
2. Обучение, тренировка группы.
3. Вживление группы в реальную среду (в реальное окружение).
Более чем тридцатилетний опыт подготовки синекторов позволил выявить ряд правил и ограничений при отборе, сделать его более эффективным. Основа отбора - беседа с людьми, с каждым от шести до десяти часов. При этом происходит первичный, а затем и окончательный отбор.
Критерии первичного отбора:
1. Образование.Люди должны быть отобраны таким образом, чтобы их образование отвечало общей ориентации компании: иследование, инженерное дело, маркетинг. Например, эффективная синекторская группа может состоять из трех инженеров и двух гуманитариев. Необходимо также выяснить, является ли для претендента в синекторы естественным сам процесс обучения, имеются ли у него навыки и привычки к обучению, расширению своих знаний и изменению мировоззрения.
2. Уровень энергии.Кандидаты должны иметь высокий уровень энергии. При отборе кандидатов не следует путать энергичных, активных людей с теми, у которых проявляется ярко выраженное маниакальное поведение.
3. Возрастные требования.Кандидатам должно быть не менее 25 и не более 40 лет. Члены синекторской группы подбираются примерно одного возраста.
4. Административный потенциал.Способность к обобщению - основа синектики, она должна быть и у хороших администраторов. Поэтому внимание уделяется прошлому административному, организаторскому опыту претендентов.
5. Предпринимательство. Члены группы должны быть отобраны с учетом того, как они принимают на себя ответственность за успех или провал проекта.Синекторы должны чувствовать себя несколько в стороне от компании, в которой работают, хотя и вовлеченными в дело. Это способствует принятию взвешенных решений, на которые не оказывают влияние групповые предпочтения, отношение к тем или иным работникам и т. п. Помимо того, ощущение особой ответственности за судьбу предприятия может не позволить рекомендовать рискованные проекты.
6. Профессия.В идеальном случае люди, отобранные для группы, должны иметь большое количество разнообразных профессий. Поэтому предпочтение отдается людям с большим жизненным опытом.
7. "Особенный" индивид.Время от времени встречаются люди, у которых есть все данные для того, чтобы продуктивно работать в группе, но, несмотря на это, эффективность их работы оказывается не на должном уровне. Причиной может быть склонность к индивидуальной работе, глубокая интровертированность или повышенная критичность к чужим высказываниям.
Перечисленная совокупность критериев служит своего рода порогом для решения вопроса о возможности зачисления претендента в группу для обучения. Окончательный отбор производится с целью минимизации затрат на обучение.
Критерии окончательного отбора:
1. Метафорические способности.В процессе собеседования внимательно следят за речью испытуемого. Она проверяется на количество метафор и аналогий, богатство словарного запаса, чистоту языка.
2. Отношение поддержки.Так как некоторые характерные черты претендента не могут быть выявлены только лишь из беседы с ним, собеседование включает в себя прогулку по лесу; кандидату предлагают принять участие в коллективных работах на каком-то земельном участке или кандидата могут пригласить на пикник с синекторами. Если отношение помощи не проявлялось само по себе раньше, то как раз подготовка к пикнику задумано как тест. В целом выявляют три вида реакции в такой ситуации:
а) Кандидат сидит и наблюдает за языками пламени горящего костра;
б) Кандидат интересуется, не может ли он чем-нибудь помочь;
в) Кандидат осматривается, смотрит, чего не достает и делает необходимое.
Естественно, что в группы синекторов отбираются люди, реализующие наиболее самостоятельную, активную позицию поддержки.
3. Кинестатическое согласование (координация).Хотя неуклюжесть, неповоротливость никак не связаны с творческим потенциалом, синекторы все же выступают против отбора такого человека, считая, что, как правило, крайний недостаток координации подразумевает, в свою очередь, недостаток уверенности в себе.
4. Отношение к риску.В ходе беседы с кандидатом синекторы должны определить, любит ли испытуемый рисковать. Если да, то какому типу риска он предпочтитает подвергаться. Является ли кандидат самоуничтожительным игроком, который бессознательно пытается нанести себе вред? Рискует ли он потому, что это - единственный способ, чтобы довести до конца начатое дело? Нравится ли ему рисковать или риск пугает его?
5. Эмоциональная зрелость.Творческим людям присуща какая-то "детскость". Но эта "детскость" не является непременным показателем эмоциональной незрелости. Эмоционально незрелый человек с детским восприятием окружающего мира не использует свое детское удивление, восхищение по различным поводам как психологическую базу для творческих действий. Во время отбора ищут как раз способность интегрировать "детскость" в конструктивные действия.
6. Способность к обобщению.Какие у испытуемого мыслительные привычки? Может ли он, взяв 3-4 факта, составить из них ясное, четкое, обобщающее заключение? Может ли кандидат, быстро выбрав главное и основное, обобщить материал, чтобы налицо был явный результат?И дальше, может ли он действовать, отталкиваясь от своего же обобщения?
7. Обязательность. Кандидат должен идентифицировать себя с продуктом изобретения настолько, чтобы успех всего предприятия имел для него решающее значение. В тоже время, учитывая, что не все проекты бывают "выигрышные", кандидат должен быть готов к тому, чтобы перебороть в себе горечь утраты в случае неудачи.
8. Антикомформная ориентация.В американском индустриальном мире существуют традиционные символы общественного состояния: ковер на полу, большие чистые столы, картины на стенах, таблички с именем на дверях, новая машина. Люди, выбранные для синектической деятельности, должны быть как бы вне этого статуса, который сам диктует рамки поведения. Работа в группе должна развить в них другой статус, основанный на независимости и вкладе в общее дело.
9. Дополнительный аспект.Ни один кандидат не может по всем критериям получить максимально высокую оценку, но группа в целом должна иметь максимум по всем значимым характеристикам. В то же время есть определенные личностные свойства, по которым оценивается кандидат, являющиеся его изюминкой и вносящие вклад в повышение разнообразия группы [ 2 ].
Выводы
Мозговой штурм служит средством порождения значительного количества идей. Слабость метода таится в том, что в нем отсутствуют механизмы и инструменты, позволяющие работать с образами. А ведь именно образы служат источником идей.
Этот недостаток устраняется в синектике, основную силу которой составляют механизмы работы с образами, их порождения и изменения. Генерация идей здесь отходит на второй план, становится производной от найденного представления. Но образы также не первичны, они производны от общей картины мира, от принятых в обществе и потому не воспринимаемых рамок, ограничений, норм. Подобно воздуху они окружают нас и являются естественными до полной "прозрачности". Кажущаяся свобода действий в рамках методов - это свобода в рамках неосознанно ограниченного пространства.
Преодолеть этот уровень ограничений предназначен следующий метод - метод свободного действия. Общая направленность используемых механизмов состоит в выявлении внутренних границ и барьеров, стереотипов и их преодолении. Этот метод позволяет корректировать образы и представления, сформированные о объекте, а следовательно выходить за пределы привычного. Именно такого рода преодоления стереотипов и приводили во все времена фирмы - пионеры к идеям новых товаров, открывали новые ниши на рынке, а иногда в принципе меняли само это понятие [ 4 ].
Список использованных источников
1. Метод синектики. [ Электронный ресурс
]. – Режим доступа : http://www.bibliotekar.ru/
2. Методы интуитивного поиска технических
решений. [ Электронный ресурс ]. – Режим
доступа : http://www.metodolog.ru/00075/
3. Малінов Л.С., Солошенко П.В., Дорожко Г.К. Основи евристики. Навчальний посібник. – М.: ПДТУ.-2008. – 158 с.
4. Синектика и психологическая
активизация творчества. [ Электронный ресурс ]. – Режим доступа
: http://bibliofond.ru/view.
Информация о работе Синектика как метод активизации творческой деятельности