Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 01:07, реферат
Многие считают виднейшей фигурой ХХ века гениального физика Альберта Эйнштейна. У самого же великого ученого был совершенно другой фаворит: «Возможно, грядущие поколения просто не поверят, что такой человек из обычной плоти и крови ходил по этой грешной земле». Эйнштейн вел речь о Мохандасе Карамчанде Ганди, которого сперва вся Индия, а потом и весь мир называли Махатмой Ганди, хоть сам он категорически не воспринимал этого прозвища. «Махатма» на языке хинди означает «великая душа», «великий учитель».
Триумф и катастрофа
В августе 1942 года, когда возникла реальная угроза оккупации Индии японскими милитаристами, возглавляемый Ганди Индийский национальный конгресс принял резолюцию, получившую название «Вон из Индии!» — Ганди требовал немедленного предоставления независимости как необходимого условия защиты Индии от японской агрессии. Британцы бросили Махатму и тысячи его последователей в тюрьмы. Однако уже 15 марта 1946 года британский премьер-лейборист Эттли вынужден был заявить, что Индия получит статус доминиона — аналогичный статусу Канады, Южной Африки, Австралии. Последней надеждой британцев хотя бы частично сохранить свои позиции в Индии стала ставка на противостояние индуистов и мусульман.
Мусульмане завоевали Индию за несколько веков до британцев и составляли большинство среди господствующих классов этой страны. На протяжении двух веков британского господства мусульманская община (примерно пятая часть населения Индии) частично сохранила свое привилегированное положение по сравнению с остальным местным населением. Главная их партия — Мусульманская лига — выступала за сохранение господствующих позиций своих единоверцев, а в случае невозможности этого — за выделение районов Индии с преимущественно мусульманским населением в отдельное государство — Пакистан. Британцы делали все, чтобы не допустить единения двух основных религиозных общин страны. 16 августа 1946 года в Калькутте, а позже по всей Индии началась кровавая индуистско-мусульманская резня.
Ганди прилагал все усилия для того, чтобы сохранить единство страны, стоявшей на пороге независимости, а главное, прекратить братоубийственную резню. 77-летний Махатма метался между городами и провинциями, где каждый раз возникали вспышки межконфессионального насилия. Он шел к индуистам и к мусульманам. И там, где он появлялся, резня унималась. Но один человек не мог объять всю огромную Индию.
В межконфессиональных
15 августа 1947 года на площади перед Красным фортом в Нью-Дели ученик и последователь Ганди Джавахарлал Неру торжественно поднял флаг Индии — страна стала независимой. Но почему Неру, а не Ганди? Махатма, буквально убитый крушением своих идеалов и не желая принимать участия в праздновании обретенной такой страшной ценой независимости, демонстративно покинул столицу.
«Я вынужден признать банкротство свое, но не принципа ненасилия, — подвел он итоги своей политической карьеры. — Ненасилие, практиковавшееся на протяжении 30 последних лет, было ненасилием слабых. Индия не имеет опыта ненасилия сильных».
В начале 1948 года в предместьях Дели собралось 400 тысяч пенджабских беженцев-индуистов. Лишенные жилья беженцы начали погромы мусульман в самой столице. И каждый день Ганди выходил к людям, страстно призывая к любви и братству между индуистами и мусульманами. 12 января 1948 года он объявляет шестнадцатую в своей жизни голодовку «до смерти» — с требованием прекратить погромы. 18 января представители индуистской и мусульманской общин клянутся в присутствия Махатмы положить конец противостоянию. И резня действительно прекратилась!
Но религиозные фанатики с обеих сторон не унимались. 30 января 1948 года Ганди, как обычно, вышел из дома к народу, собравшемуся послушать его. Вдруг из толпы вырвался человек, вплотную приблизился к Махатме и трижды выстрелил. Как выяснилось позже, это был индуистский экстремист Годсе. На белых одеждах Махатмы расплывались красные пятна. Ганди упал, все еще держа приподнятой правую руку, которой благословлял людей, и успел только радостно (как утверждают все свидетели) произнести: «Рам! Рам!» (Боже! Боже!). И умер.
Вместо эпилога
Человеку европейской культуры чрезвычайно трудно понять, постичь, а еще труднее принять как целостность систему религиозных, нравственных, философских и политических взглядов Ганди. В чем-то они кажутся непостижимо мудрыми, а в чем-то — по-детски наивными. Но Ганди доказал и, в отличие от очень многих моральных авторитетов и пророков ХХ века, доказал на практике, что политическая борьба, базирующаяся на основах честности и самопожертвования, в принципе возможна. Что утверждение «Политика — это всегда грязное дело» не является аксиомой.
Информация о работе Система религиозных, нравственных, философских и политических взглядов Ганди