Системность бытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 13:44, реферат

Краткое описание

Под системностью бытия понимается тот факт, что все существующее не является хаотичным скоплением отдельных, никак не связанных друг с другом предметов, явлений, процессов. Мир представляет собой сложную систему, со стоящую из многих подсистем и элементов, находящихся в многочисленных структурных связях.
Проблема самоорганизации материальных систем в XX веке становится одной из центральных проблем науки. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный подходы.
Столкнувшись со сложностью организации биологических объектов, ограниченностью применения здесь принципа редукции, к сходным выводам пришел тридцать лет спустя Л. Берталанфи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятия «системный подход» и «система»……………………..4-6
Глава 2. Механизм развития систем.
2.1 Возникновение……………………………………………….7-8
2.2 Становление системы……………………………………….9
Глава 3. Системность бытия……………………………………………….10
Меризм, холизм и диалектика……………………………...10-12
3.2 Принцип системности………………………………………………….12-13
Заключение…………………………………………………………….14
Список использованных источников и литературы…………………….15

Вложенные файлы: 1 файл

контр.раб.docx

— 36.15 Кб (Скачать файл)

Меризм

 Основан на абсолютизации части:

  1. Целое есть сумма частей.
  2. Части предшествуют целому.
  3. Часть - все, целое - ничто.

 

 

Холизм

 Основан на абсолютизации целого:

  1. Целое больше суммы частей.
  2. Целое предшествует частям.
  3. Целое - все, часть - ничто.

Диалектика

 Основана на диалектике части и целого:

  1. Целое состоит из частей, но его качество не сводимо к ним и представляет собой синтез свойств целостности и элементарности.
  2. Целое и части - две стороны одной системы.
  3. Целое обеспечивает функционирование частей, а части способствуют сохранению целостности.

 

    1. Принцип системности

 

Становление системного подхода в качестве общенаучного метода и создание общенаучных методологических концепций осуществляется "в сфере нефилософского знания, главным образом в рамках современной логики и методологии науки".9 Если системный подход как общенаучный метод опирается на знания систем реальной действительности, то философский принцип системности преломляет проблему части и целого (в том числе и ее решения системным подходом) сквозь призму предельного философского отношения к миру, т.е. сквозь призму онтологических, гносеологических, методологических и мировоззренческих проблем. Это именно философский принцип, который имеет методологическое значение "для построения всех других форм теоретической рефлексии относительно системных исследований, включая и системный подход".10 Диалектика части и целого, исторически разрабатываемая в философии, таким образом, стимулировала развитие сходных методов в науках, а знания, полученные в науках о конкретных системах, позволили значительно уточнить данную философскую проблематику через интерпретацию проблемы части и целого в терминах системного подхода.

Особенность системного принципа заключается в том, что, исследуя с его помощью явления, мы исходим из целостности объекта, в то время как при элементаристском подходе сначала познаются части, а затем осуществляется их синтез, интеграция. Следовательно, в первом случае элементы рассматриваются не отдельно, а как части функционирующей системы;

В философском смысле такой подход позволяет нам рассматривать бытие тоже как особого рода систему. Это означает, что мы можем выделять в нем различные уровни и подуровни, выявлять самые разнообразные системы связей, т.е. разные структуры, рассматривая эти структурные связи как особого рода закономерности, которые можно познавать. Причем оказывается, что на таком предельном уровне исследования бытия грани, разделяющие, например, идеализм и материализм, стираются и явления предстают как различные интерпретации одной проблемы. И та и другая позиция способны объяснить мир, и та и другая - относительно недостаточны. Бытие определенным образом упорядочено, причем наличие бесконечного числа структурных уровней позволяет делать вывод о его структурной бесконечности. Оно представляет собой разнообразие структур, разных целостных систем, которые в свою очередь взаимосвязаны между собой в рамках более общей системы.

 

Заключение

 

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что принцип системности означает такой подход к исследованию объекта, когда последний рассматривается в качестве целостной системы, когда он исследуется через выделение элементов и взаимосвязей между ними, когда каждый исследуемый объект рассматривается в качестве элемента более общих систем, при этом выделяются системы причинных связей и следствий, и любое явление рассматривается как следствие системы причин, а исследование элементов происходит с позиции выявления их места и функций в системе. Поскольку один и тот же элемент обладает множеством свойств, то он может функционировать в разных системах. При исследовании высокоорганизованных систем необходимо понимать, что содержательно система богаче любого элемента, поэтому только причинного объяснения недостаточно. Например, в обществе важным фактором выступают принципы целесообразности системы и специфические культурно-человеческие отношения (нравственные, правовые, религиозные нормы и т.д.).

Мир, будучи системой систем, сложнейшим материальным образованием, находится в процессе непрерывного движения, возникновения и уничтожения, взаимоперехода одних систем в другие, причем одни системы изменяются медленно и длительное время кажутся неизменными, другие же изменяются настолько стремительно, что в рамках обыденных человеческих представлений фактически не существуют. Чем обширнее система, тем медленнее она изменяется, а чем меньше, тем быстрее она проходит этапы своего существования. И здесь можно увидеть одну из закономерностей развития материи: от меньшего к большему и от большего к меньшему, осознание которой привело к пониманию развития и качественного изменения систем слагающих мир, и мира как системы.

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985.
  2. Фурман А.Е. Материалистическая диалектика. М., 1969.
  3. Клир И. Исследования по общей теории систем. М.
  4. Анохин П.К. Философские аспекты функционирования системы.
  5. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985. Стр.169
  6. Гегель. Наука логики, т1., с.167.
  7. Анализ антиномий целостности см.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. С. 391-394.
  8. Анализ антиномий целостности см.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия стр.392
  9. Садовский В.Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М., 1979. С. 36.
  10. Садовский В.Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М., 1979. С. 39.

 

 

 

 

 

 

 

1 Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985.

 

2 Фурман А.Е. Материалистическая диалектика. М., 1969.

 

3 Клир И. Исследования по общей теории систем. М.

 

4 Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 1985. Стр.169

 

5 Анохин П.К. Философские аспекты функционирования системы.

 

6 Гегель. Наука логики, т1., с.167.

 

7 Анализ антиномий целостности см.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. С. 391-394.

 

8 Анализ антиномий целостности см.: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия стр.392

9 Садовский В.Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М., 1979. С. 36.

 

10Садовский В.Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М., 1979. С. 39.

 

 

 


Информация о работе Системность бытия