Смысл жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 09:40, реферат

Краткое описание

От всех живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей" жизни родовой, исторической; в этом смысле он - постоянно не реализуемое адекватное существо. Он не удовлетворяется ситуацией, когда, как говорил Маркс, "сама жизнь оказывается лишь средством к жизни". Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержат в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные непосредственных ее мотивах. Именно поэтому призвание, назначение, задача каждого человека всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры.

Содержание

Введение
Смысл и ценности жизни
Смысл и бессмыслица
Способы осознания человеческого бытия
Вывод
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 35.69 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

 

Смысл и ценности жизни

 

Смысл и бессмыслица

 

Способы осознания человеческого  бытия

 

Вывод

 

Список литературы

 

 

 

Введение

От всех живых существ  человек отличается более всего  тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей" жизни родовой, исторической; в этом смысле он - постоянно не реализуемое  адекватное существо. Он не удовлетворяется  ситуацией, когда, как говорил Маркс, "сама жизнь оказывается лишь средством к жизни". Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержат в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные непосредственных ее мотивах. Именно поэтому призвание, назначение, задача каждого человека всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, которые она реализует через общество, но в принципе таков же и смысл жизни общества, человечества в целом, который они реализуют, однако, в исторически неоднозначных формах. Совпадение, единство личного и общественного, вернее, мера этого единства, неодинаковая на разных этапах истории и в разных общественно-экономических формациях, и определяет ценность человеческой жизни.

Реальный философский  гуманизм дает такой идеал, определяющий смысл человеческой жизни в ее индивидуальных, личностных и общечеловеческих, социальных параметрах. Этот идеал  утверждает вместе с тем диалектическую взаимосвязь природно-биологического и социального, конечного и бесконечного, смерти и бессмертия человека, получающего  свои завершенные формы в том, что единство соответствует его  сущности в материальной и духовной культуре человека. Именно на этом, в  конечном счете, и основывается регулирующая роль нравственности, как в индивидуальной жизни человека, так и в его  отношении к смерти. И это позволяет  утверждать, что лишь в бессмертии разума и гуманности человека бессмертие человечества. Таково глобальное предназначение человека и человечества, их ответственность  за сохранение жизни и разума на нашей планете, без чего невозможно преодолеть все угрозы, исходящие  от неразумности и антигуманизма.

 

Смысл и ценности жизни

 

Смысл жизни – как тот  «духовный объект», к которому в  самых разных обстоятельствах стремиться человеческая душа.

Роль смысла в человеческой жизни заключается в следующем:

Стремление к смыслу –  ценность для выживания.

Когда у человека есть смысл, он не задумывается о нем, а просто живет, трудиться, творит, не замечая  его, как воздух, которым мы дышим, как естественный свет, на фоне которого нам видны все другие предметы. Смысл связан со значительными целями и ценностями, к которым мы стремимся. У Ф. Ницше есть такое высказывание: «У кого есть «зачем» жить, может  выдержать любое «как». Смысл  как раз и дает ответ на вопрос «зачем», он ставит ту драгоценную цель, ради которой стоит бороться.

2. Жизнь человека не  может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах. Смысл всегда может быть найден.

Смысл – то, чем человек  воодушевляется для жизни, - но может  быть обретен и в старости, и  в болезни, и в ситуации, которая  кажется тупиковой, а уж люди, обладающие молодостью, материальными возможностями и временной перспективой, тем более не должны мириться со смыслоутратой.

3. Смысл нельзя дать, его  нужно найти.

Смысл – не вещь. Человек  сам придает действительности смысл, никто не может сделать это  за него, как нельзя видеть или дышать за другого. Обнаружение смысла - не есть результат чисто логической операции вроде дедуктивного вывода. Его обретение скорее похоже на восприятие целостного образа, которым мы «схватываем» внезапно. Смысл вдруг открывается  нам на фоне действительности.

4. Смысл может быть  найден, но не может быть создан.

Человек не является оторванным от общества и культуры существом, он тесно связан с другими людьми и теми «объективными смыслами», которые циркулируют в культуре. Человеку свойственна «трансценденция» за пределы самого себя - выход к  соплеменникам, сотоварищам, к человечеству в целом, где он и находит многообразие смыслов. В то же время смысл связан с личным выбором, который производит человек, он – результат свободного волеизъявления, волевого акта. Это означает также, что избранный, приданный ситуации смысл влечет за собой полную ответственность человека за свое осмысление и те практические действия, которые из него следуют.

5. Поиск смысла не является  неврозом, это нормальное свойство  человеческой природы, которым  люди отличаются от животных.

Всякое общество задает своим  членам определенную систему высших ценностей, способных придать жизни  смысл. Эти ценности располагаются  как бы на трех уровнях:

Первый уровень – ценности трансцендентного, дающие возможность осмыслить жизнь в связи со смертью и придать смысл смерти. Это представление о Боге и богах, об абсолютных принципах, лежащих в основе мира и задающих систему моральных абсолютов. Ценности трансцендентного цементируют общество, они, как правило, выстраиваются в идеологическую систему, оказывающую воздействие непосредственно на эмоции людей, в результате чего религиозные смыслы страстно переживаются. Правда, в ХХ веке существовали государства, практически отказавшиеся от ценностей трансцендентного и заменившие их разными вариантами «светской религии»: верой в мировую революцию, в идеал коммунизма как высшую «земную правду», определяющую мораль и смысл жизни и смерти.

Второй уровень – ценности общества и культуры: политические идеалы, государство, его границы, его история. Второй уровень, как правило тесно связан с первым. Он включает также диалектику регионального и общечеловеческого: можно находить высокий смысл в служении человечеству как таковому и присвятить такому служению жизнь.

Третий уровень – ценности личной жизни, протекающей в мире повседневности. Эти ценности различны для разных эпох, однако в них в большинстве случаев включается здоровье и долгая жизнь, мудрое отношение к перипетиям судьбы, определенная деятельность и успехи в ней, достижение социального статуса, создание семьи и продолжение рода, любовь, добрые отношения с окружающими людьми.

В реальной жизни все виды ценностей – а значит, и смыслов  – тесно связаны и переплетены, они не отстают механически друг от друга, составляют единый сплав.

Чем более иерархическим  и деспотичным является общество, тем в меньшей степени индивидом  позволяют выбирать свои «высшие  ценности». Ведущие смыслы оказываются, предписаны и строго заданы, люди усваивают их с детства, переживают как сваи, и у них не возникает сомнений по поводу того, надо ли жить, трудиться и стараться.

Чем более общество демократично, тем больше свободы для личного  выбора, но вместе с тем происходит утрата единых ценностей, того, что  в смысловом отношении объединяет людей.

 

Смысл и бессмыслица

 

Когда мы говорим о смысле жизни, то должны осознавать, что смысл  – не просто «удержание в сознании некоей ценности» или даже «понимание значения» каких-то факторов. Смысл  – всегда переживание, эмоциональное  состояние, причем состояние положительное.

Бессмысленность можно описать  через следующие экзистенциальные моменты:

  1. Скука.

Переживающий бессмысленность человек не знает, чем себя занять, а если занимает, то его деятельность не вызывает у него удовлетворения, она выступает как внешняя по отношению к нему, навязанная насильно, и только тяготит. Скука окрашивает мир в серые, блеклые тона, сливает разные явления и предметы в неразличимость, взгляд скользит равнодушно, не останавливаясь ни на чем. Скука — это дефицит впечатлений, смысловой и сенсорный голод.

2. Депрессия, тоска, раздражение.

3. Отсутствие значимых целей.

Те цели, что заданы извне, при бессмысленности не воспринимаются как свои, отторгаются, отсутствует внутреннее побуждение к целедостижению.

4. Собственная незначительность, ненужность в субъект-субъектных отношениях, личностное одиночество, покинутость и оставленность другими людьми.

5. Собственное место в универсуме переживается как случайное и безосновное, неуютное, лишенное предназначения.

6. Неприятие реальности, отрицание ее, отказ от нее.

В противоположность этому  наличие смысла жизни, описывается через такие моменты, как:

  1. Спонтанный интерес к жизни и к людям.

Когда жизнь осмысленна, человек каждое утро просыпается  с веселым любопытством к миру, предвкушает новые встречи, разговоры, открытия, которые живо волнуют его и вызывают эмоциональный подъем. Смысл и интерес — две стороны одной медали: интерес делает жизнь осмысленной, а смысл поддерживает неугасающий интерес к действительности. Именно поэтому тот, кто страдает от бессмысленности, депрессии, скуки, ищет прежде всего «интересного» для себя. Интерес, как иголка нитку, «вытаскивает» за собой смысл.

  1. Спонтанная радость.

Наличие у жизни смысла проявляется в радости, которая на первый взгляд может казаться беспричинной. На самом же деле смысл является важнейшим ее источником. Необходимо подчеркнуть, что смысл - внутренняя значимая цель — осознается не во всякую минуту, он существует незримо за рамками наших практических действий и рациональных рассуждений как их скрытая предпосылка, как та сокровенная сила, которая воодушевляет нас. Порой мы даже задумываемся, отчего это нам так хорошо, и необходимо усилие, чтобы вывести содержание смысла в план сознания.

  1. Целеустремленность.

Наличие смысла связано с  наличием целей, понятых и пережитых как свои, желанные, значимые. Смысл выражается во внутренних целях и осуществляется через цели внешние. Например, композитор видит смысл своей жизни в том, чтобы писать музыку, которая звучит в его душе, и воплощает эту внутреннюю бесконечную цель в создании конкретных произведений. Или женщина видит смысл своей жизни в любви к детям, воодушевляется этой любовью и выражает себя через заботливую целеустремленную деятельность: уход, воспитание, развитие своих сыновей и дочерей.

  1. Переживание своей значимости и важности в отношениях с другими людьми. Чувство единения и гармонии.

Конечно, конфронтация, соперничество, вражда тоже могут придавать жизни  осмысленность, однако в этом случае мы, противостоя одним людям (противникам, врагам), солидаризируемся с другими (соратниками, друзьями). Осмысленность основывается на идентификации со «своим крутом», на переживании единых взглядов и интересов. Люди, которые потеряли всякий «свой крут» и которым нет «для чего» и «для кого» жить, теряют смысл жизни, а с ним и всякий жизненный пафос. Другой вопрос, что идентификация может быть разной: можно отождествлять себя не только с современниками, но и со своими предками и видеть смысл в поддержании памяти о них. Или можно видеть себя частью «интеллектуальных сил эпохи» и утверждать своей жизнью некоторые ценности, характерные для этого «незримого колледжа». В таком случае смысл тоже присутствует и подвигает человека на продолжение жизни и деятельности.

5. Восприятие своего места в универсуме как необходимого и имеющего основания, несущего в себе определенное призвание. Такое место не всегда уютно, но оно значимо и весомо, оно фундирует нашу индивидуальную жизнь, как бы придает ей солидность, направленность, оправданность. Когда у жизни человека есть смысл, его бытие оправдано, он «вправе быть» и «вправе быть таким, как он есть».

6. Принятие реальности, признание ее за несомненное благо, несмотря на все ее противоречия, ужасы и обманы.

Поиск и поддержание смысла – это работа не только ума, но также  воли, сердца, живых человеческих чувств. Без учета смысла как эмоционального переживания разговор о нем становиться  абстрактным, а сам смысл превращается в неуловимый фантом. Однако это  не фантом, а то, что наиболее близко каждому из нас.

 

Способы осознания человеческого  бытия

 

Человек или претендует на то, чтобы создать желанный смысл, внести его в мир собственной  деятельностью, либо стремится найти  его извне уже сформированным и пригодным для применения, либо же, наконец, обнаруживает готовность к соучастию в выработке его  смысла путем открытого диалога, общение с миром, бытием, со всеми  известными и неизвестными его потенциями и факторами.

Жизнь, как продуцирование смысла

В затеизованом обществе стало  привычным обобщением (укоренение которого не преодолено и доныне) убеждения, что только общественный человек  вносит в окружающий мир начала смысла, добра, красоты, что вне ее практической деятельности природа и бытие  в целом бездумные и пустые. Все, что есть на свете, вся действительность подлежат, мол, человеческому осознанию  и имеют именно тот смысл, который  люди объективно (то есть исходя из структуры  своих потребностей и деятельности) у них вкладывают. Что же касается собственного индивидуального бытия  человека, гарантией его осознанности появляются интересы общества и грядущих поколений: передавая последним  результаты своей материальной и  духовной деятельности, индивид удостоверяет тем самым, что существовал недаром, и обеспечивает себе единственно  возможную форму выхода за эмпирические часовые границы своего существования.

Нет сомнения, что к определенной границе этот способ осознания оказывается  вполне производительным: он стимулировал активность человека, его инициативу, крепил социальное сознание. Все это, однако, со временем все больше сводилось  на нет присущими ему существенными  недостатками.

Первой из таких недостатков  является досадная слепота относительно естественного мира и окружающей действительности в целом. Ведь если единственный источник смысла - человеческая деятельность, то это значит, что  человек может в любой способ распоряжаться естественными богатствами  и бытием вообще, считаясь лишь с  собственными потребностями. Если природы  и окружающего мира нет для  меня самостоятельным источником смысла, если у них я вижу лишь отражение  собственных (или же общественных) интересов, мое обращение, даже моя любовь к ним неминуемо останутся эгоистичными; я легко уступлю эту любовь, когда дойдет до более глубоких моих (то есть общественных) интересов, а следовательно и сам в конечном итоге не найденыша в естественном мире ни благосклонности, ни пристанища. Нынешний глобальный экологический кризис - в значительной мере именно следствие того, что человек с какого-то времени перестал соотносить с разнообразием естественного мира и бытия в целом неповторимый смысл собственного существования на Земле.

Информация о работе Смысл жизни