Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 09:40, реферат
От всех живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей" жизни родовой, исторической; в этом смысле он - постоянно не реализуемое адекватное существо. Он не удовлетворяется ситуацией, когда, как говорил Маркс, "сама жизнь оказывается лишь средством к жизни". Такая неудовлетворенность, нереализуемость содержат в себе побудительные причины творческой деятельности, не заключенные непосредственных ее мотивах. Именно поэтому призвание, назначение, задача каждого человека всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры.
Введение
Смысл и ценности жизни
Смысл и бессмыслица
Способы осознания человеческого бытия
Вывод
Список литературы
Второй существенный недостаток
отмеченного подхода к
Наконец, еще один, третий
недостаток рассмотренной позиции
связан уже с самой сущностью
смисложизненного самоопределения
человека. Вспомним известный в этике
парадокс любви к близким и
любви к далеким. Сущность его
в том, что человек может
Вместо этого любовь к далеким ориентирует человека на идеальные объекты, которых она конкретно воспринять и представить не может. Нам кажется, что мы любим грядущие поколения либо человечество в целом, либо же целостного и гармоничного человека будущего, это чувство может быть даже достаточно пылким - и все же, пока конкретных образов всего этот нам не дан, мы любим скорее собственные идеи относительно упомянутых высоких сущностей. Такая любовь ничем не обогащает душу и при соответствующих условиях способная выродиться в самый обычный эгоизм - при полном сохранении иллюзии собственной жертвенности и высокой моральной силы.
Жизнь как воплощение смысла
Предусматривает поиск во внешнем мире или же в духовной сфере каких-то готовых идеалов, планов, рецептов, схем, которые должны были бы предварительно определять человеческую жизнь, тем самым и предоставляя ему определенной осмысленности. Нередко люди считают, что прожить свою жизнь правильно -значить посвятить ее неуклонной реализации того или другого предыдущего замысла; отсутствие подобных идеальных установок, так же как и любые отступления от них, воспринимаются как жизненная катастрофа.
Жить легче, более комфортабельно, когда ничего не нужно избирать и додумывать самому, когда ты предварительно научен, по какому закону жить, к чему стремиться, что и как делать. Каждый знает счастливчиков, которые разделяют подобные жизненные установки на основе то ли религии, науки, или обычного здравого смысла. Вот только не теряет ли таким образом человек, вместе с грузом свободы выбора, несколько, что касается самой сути его бытия, первичной радости собственно человеческого существования? Ведь если допустить, что жизнь - только средство реализации определенного установленного предварительно смысла, который будто нависает над ним, оно моментально приобретает привкус какой-то вторичности, второстепенности. Да и какая радость, какая самостоятельная ценность может быть в жизнь, когда главное его назначение - отработка заранее заданного урока, пусть даже и преисполненного высшего смысла? Более того: какой собственный смысл может быть в жизнь, когда оно - лишь такой вот отработка чьих-то замыслов и твердых представлений, что ему предшествуют?
Общение как получение жизненного смысла
Как первый, так и второй
рассмотренные направления
Нетрудно убедиться, что
как и одна, так и другая позиция
отражаются чертами произвольности;
к тому же любой отдельный, оторванный
от целостности бытия источник осознания
рано или поздно исчерпывается, теряет
способность к
Именно при условиях целостного и открытого контакта с бытием смисложизненный поиск личности появляется как процесс, основанный на свободном и ответственном ее самоопределении. Осознания этого будто возвращает человека к элементарному опыту: мы видим, как на каждом из состояний своего жизненного пути он по-новому воспринимает свое место и назначение в мире. Для лица, что развивается нормально, этот процесс, невзирая на все биографические изменения и духовные переломы, являет собой определенное нагромождение позитивных жизненных смыслов, что ведет к растущей смысловой наполненности бытия. Говоря о мере освещенности реальной человеческой жизни непреходящим ценностным смыслом, мы нередко обращаемся к понятию мудрость. Мудрый человек - не просто тот, что много знает, даже не тот, что умеет применять свои знания на практике.
Мудрый - тот, кто способен практически соотносить, гармонизировать жизнь и его смысл, поднося их к единству, фундированному на позитивных человеческих ценностях. Относительно же мира объективных социальных явлений подобное единство жизни и смысла выступает собственно как культура. Именно в области культуры естественное и социальное бытие появляются в виде осознано распределенной, целесообразно организованной и ценностно-ориентированной целостности, что воплощает высшие стремления человека.
Вывод
Когда мы говорим о смысле жизни, то должны осознавать, что смысл – не просто «удержание в сознании некоей ценности» или даже «понимание значения» каких-то факторов. Смысл – всегда переживание, эмоциональное состояние, причем состояние положительное.
Наличие смысла связано с наличием целей, понятых и пережитых как свои, желанные, значимые. Смысл выражается во внутренних целях и осуществляется через цели внешние.
Даже при самом мудром образе жизни, реальной безграничности продвижения вперед нам в нашем индивидуальном бытии не дано - именно через неумолимый конец последнего. Хоть как бы мы общались с окружающим миром, как глубоко достигали бы в его тайне, всему этому рано или поздно приходит конец, и перед каждым из нас, в его последнем одиночестве, появляется то же таки вопрос: зачем мне это все? Зачем вообще живет человек?
Таким образом мы, кажется,
сделали круг. Мы вернулись к вопросу,
с которого начали. Движение по этому
кругу не было напрасным, поскольку
выяснены принципиальные условия, согласно
с которыми мы только и можем увидеть
нашу жизнь осознанной. И все же
желанного ответа пока нет - слишком
глубоко влияет на всю структуру
отношений человека с миром еще
не проанализирована нами должным образом
конечная ее существования, слишком
плотно сплетаются жизни и смерть,
смысл жития и смысл смерти.
Закрывать глаза на это - значит радоваться
иллюзиями. Можно, конечно, надеяться,
что вечный смысл бытия преодолевает
конец индивидуального
Список литературы
П.А. Кропоткин Этика: Избранные труды. – М.: Политиздат 1991. – 496с.
Замалеев А.Ф. Смысл жизни в русской философии. Санкт-Петербург, 1995.
Маслихин А.В., Маслихин В.Д. Человеческая жизнь бесценна Йошкар-Ола, 2006.
Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.,1984.
Дмитренко С., Энциклопедия ума. М.: Олма Медиа Групп, 2007.
Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
Введенский А., Условия допустимости веры в смысл жизни.
Трубецкой Е. Смысл жизни. М.: Прогресс-Культура, 1994.