Современная наука. Основные концепции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 13:32, реферат

Краткое описание

Мне кажется, что мышление и знание – это главные критерии философии. Хотя древняя философия представляла собой совокупность догадок, которая не опиралась на достижение наук, в наше время философия основывается на результатах логики, психологии, социологии и истории. Философия играет важную роль не только в современном обществе, но и в обществе в целом. Ведь философию можно представить, как науку о противоположности различных взглядов и мыслей. Философы излагают свои точки зрения, касающиеся, например, этики, бытия, мировоззрения, а остальное общество должно выбрать наиболее подходящую для себя идею. Мне кажется, что без споров и разногласий философия не смогла бы подняться на такой высокий уровень, на котором она находится на сегодняшний день.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие науки…………………………………………………………....4
1.1 Изучение науки в древние времена………………………………...4
1.2 Средневековая наука………………………………………………...6
1.3 Связь науки и философии…………………………………………...7
2. Современная наука. Основные концепции…………………………….11
3. Роль науки в современном обществе…………………………………...15
Заключение………………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

Наука и ее роль в современном обществе.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

Надо заметить, что все же существуют три основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука  как социальный институт. Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание – системообразующий фактор, а социальный институт - способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. И эти три момента и составляют полное определение современной науки.

Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным.

Логико-гносеологическая трактовка науки обусловливается как общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки. Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация научной деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.

Эта концепция  не может в своём одиночестве  раскрыть полное определение современной  науки. Если науку рассматривать  только как систему знаний, то возникают некоторые недочеты. А дело всё в том, что такое направление в науке (опора только на достоверные, проверенные факты, знания) довольно однообразно и ограниченно. От исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки. Все это привело к необходимости разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.

Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Например, недавно иностранные ученые выдвинули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине верования людей в божество. После многих исследований они пришли к мнению, что в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о существовании божества.

Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов  для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Причем вслед за промышленностью такие каналы даже за его пределами. Всё это влечёт за собой значительные последствия и для науки, и для практики.

 Однако при  историческом рассмотрении картина  предстает в ином  свете. Процесс  превращения науки в непосредственную  производительную силу впервые  был зафиксирован и проанализирован  К. Марксом в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, которых был разработан деятельностный подход к науке, в результате чего она стала трактоваться не только и не столько как знание само по себе, а прежде всего как особая сфера профессионально - специализированной деятельности, своеобразный вид духовного производства. Несколько позже наука стала пониматься и как социальный институт.

Наука как социальный институт - это социальный способ организации  совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

Институционализация науки достигается посредством  известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов.

Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

В период становления  науки как социального института  вызревали материальные предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат, вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития  техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой. Сама же наука мало, что давала практической деятельности – промышленности, сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в тои, что  сама практика, как правило, не умела, да и испытывала потребности опираться на завоевания науки или хотя бы просто систематически учитывать их.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более  отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

 

3. Роль науки в современном обществе.

 

20 век стал  веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине 20 века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился  переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем   как голод, болезни.

И на сегодняшний  день мы можем сказать, что наука  в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни  людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития  государства.

Очень важны  функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В  качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты,  загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль  и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая  роль  науки в общественной жизни  породила её особый статус в современной  культуре и новые   черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей  научного познания  и его соотношения с другими формами познавательной  деятельности (искусством, обыденным сознанием).

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в  то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами.  Оно необходимо  и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей  научного  познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

В качестве главных  же критериев выделения функций  науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:

1) познавательная  функция задана самой сутью  науки, главное назначение которой  - как раз познание природы,  общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира,  открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

2) мировоззренческая  функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;

3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом «цехе» производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

4) культурная, образовательная функция заключается главным  образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют  на весь  учебно-воспитательный процесс,  на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно,  ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.

 

 

Заключение

 

В своём реферате я рассмотрел такую важную в философии тему, как «Наука и её роль в современном обществе».  Раскрывая тему, я показал,   что наука была актуальна  в древние времена, она актуальна и на сегодняшний день.  И,   несомненно, наука будет актуальна и в будущем.

Говорят, что  если бы не было Баха, то мир никогда  бы не услышал музыки. Но если бы не родился Эйнштейн, то теория относительности  рано или поздно была бы открыта  каким-нибудь ученым.

Знаменитый  афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила»  сегодня актуален как никогда. Тем более, если в обозримом будущем человечество будет жить в условиях так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации. Возрастание роли знания (а в ещё большей мере – методов её получения) в жизни общества неизбежно должно сопровождаться усилением знания наук, специально анализирующих знание, познание и методы исследования.

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно   науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека.

 

Список используемой литературы

 

  1.  Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛИСОФИЮ. Учебник для высших учебных заведений. Часть 2. Москва, «Политиздат» 1989г.
  2. Лекции по текущему предмету. 2004г.
  3. Канке В.А. "ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЙ И СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС", Электронный учебник, Москва « Логос», 2001г.
  4. Зиневич Ю. А., Гуревич П. С., Широкова В. А. ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ. Москва, «гуманитарий» 1994г.
  5. Личные конспекты и записи.



Информация о работе Современная наука. Основные концепции