Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 10:58, реферат
В каждый период развития человечества формируется научная картина мира, которая отражает объективный мир с той точностью, адекватностью, которую позволяют достижения науки и практики. Кроме того, картина мира содержит и нечто такое, что на данном этапе наукой еще не доказано, т. е. некоторые гипотезы, предвидения, которые в будущем могут прийти в противоречие с опытом и достижениями науки, так что некоторые места в картине мира придется дополнять».
Введение
1 Научная картина мира в терминах и определяемых
2 Современная научная картина мира
3 Современная физическая картина мира
4 Химическая картина мира
5 Биологическая картина мира
6 Развитие научных картин мира новых междисциплинарных исследований
7 Астрономическая картина мира
Заключение
Библиографический список
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Сибирский государственный
Факультет автоматизации и информационных технологий
Кафедра информационных технологий
Реферат
на тем_____________Современная картина мира_______________________
Руководитель:
____________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
_________«___» _________20__г.
(оценка, дата)
Разработал:
Студент группы ____________
(подпись) (инициалы, фамилия)
«_____» _______________20__г.
(дата)
Красноярск 2011г.
Тема: «Современная научная картина мира»
Введение
1 Научная картина мира в терминах и определяемых
2 Современная научная картина мира
3 Современная физическая картина мира
4 Химическая картина мира
5 Биологическая картина мира
6 Развитие научных картин мира новых междисциплинарных исследований
7 Астрономическая картина мира
Заключение
Библиографический список
Ведение
Огромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Но каждый человек должен пытаться познать этот мир и осознать свое место в нем. Чтобы познать мир, мы из частных знаний о явлениях и закономерностях природы пытаемся создать общее - научную картину мира. Содержанием ее являются основные идеи наук о природе, принципы, закономерности, не оторванные друг от друга, а составляющие единство знаний о природе, определяющие стиль научного мышления на данном этапе развития науки и культуры человечества.
В каждый период развития человечества формируется научная картина мира, которая отражает объективный мир с той точностью, адекватностью, которую позволяют достижения науки и практики. Кроме того, картина мира содержит и нечто такое, что на данном этапе наукой еще не доказано, т. е. некоторые гипотезы, предвидения, которые в будущем могут прийти в противоречие с опытом и достижениями науки, так что некоторые места в картине мира придется дополнять».
Как отмечают многие исследователи, «научная картина мира, безусловно, слишком большая и запутанная тема, чтобы можно было содержательно исследовать ее целиком…»
Но «главное же, что
выделяет именно научную
Как показывает анализ
исследовательских работ,
1 Научная картина мира в терминах и определяемых
Мир в целом может быть отображен в научной картине мира, которая возникает в итоге синтеза частно-научных картин мира и является результатом всей духовной активности человека, а не какой-либо из ее сторон - чувственных форм отражения (восприятия, представления, созерцания, воображения) или понятийных (сознательного, бессознательного или сверхсознательного) моментов человеческой психики.
Научная картина мира понимается
как "система наиболее общих представлений
о мире, вырабатываемых с помощью
фундаментальных понятий и
Как пишет Цицин Ф.А. «Научная картина мира (НКМ) – творение тысяч авторов, от живших в эпоху предыстории науки до наших современников. Уже это, казалось бы, должно делать НКМ неохватной для ума и необозримой для глаза, – если бы не свойство НКМ упорядочивать, систематизировать и концентрировать безграничные груды фактов и наблюдений, идей и гипотез... НКМ приводит в систему множество аспектов исследования; открытых различными науками законов природы, частных гипотез и теорий. Суммируем ряд основных положений, характеризующих НКМ, в нашем понимании ее.
НКМ – это система наиболее
обобщенных представлений о той
или иной области (или о том
или ином аспекте) действительности,
формирующаяся как результат
неограниченной экстраполяции достоверных
знаний (т.е. установленных и подтвержденных
опытом и наблюдением, в пределах
доступной точности), на область, еще
не доступную такой проверке. НКМ
возникает в процессе познания действительности,
благодаря стремлению к целостному
восприятию окружающего мира, независимо
от объема и „прочности” имеющегося
набора достоверных сведений о нем.
Более того, чем уже и слабее
фундамент, тем более всеохватной
оказывается НКМ, испытывающая меньше
запретов при своем формировании.
Такой и была всеобъемлющая „
В.Н. Топоров дает следующее определение картины мира: "В самом общем виде модель мира определяется как сокращенное и упрощенное отображение всей суммы представлений о мире внутри данной традиции, взятых в их системном и операционном аспектах. Модель мира не относится к числу понятий эмпирического уровня (носители данной традиции могут не осознавать модель мира во всей ее полноте). Системность и операционный характер модели мира дают возможность на синхронном уровне решить проблему тождества/различия инвариантных и вариантных отношений, а на диахроническом уровне установить зависимость между элементами системы и их потенциями исторического развития".
А.Я. Гуревич определяет картину мира как "сетку координат", при посредстве которой люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании. В каждой модели мира есть этнические особенности; универсальные понятия и категории (время, пространство, изменения, причина, судьба, число, отношение чувственного к сверхчувственному, отношение части и целого и т.д.: например, категория числа является универсальной для всех культур, но она глубоко национальна по способу выражения в языке конкретного народа как отражение склада ума); специфические черты у членов определенной социальной группы».
В соответствие с Новейшим философским словарем «научная картина мира - особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска. Термин "картина мира" используется в различных смыслах».
Интернет-словарь «Википедия» дает следующее определение: «Научная картина мира (НКМ) — система представлений о свойствах и закономерностях действительности (реально существующего мира), построенная в результате обобщения и синтеза научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания».
В работе «Современная
научная картина мира» авторы
дают следующее определение: «Н
Понятие «картина мира»
используется весьма активно
представителями самых разных
наук: философии, психологии, культурологи,
гносеологии, когнитологии, лингвистики.
Тем не менее, прочно войдя
в разряд «рабочих» понятий
многих наук, оно, до известной
степени, по прежнему остается
метафорой, не всегда получает
достаточно четкое и
Об этом в частности говори А.В. Шкурко: «Выражение «научная картина мира» на первый взгляд представляется удобным и достаточно понятным обозначением совокупности тех представлений об окружающей действительности, которые сформировались на некотором данном этапе развития науки и которые могут противопоставляться либо наоборот лежать в основе «картины мира» данного общества в целом. И тогда, казалось бы, что может быть более разумным, чем вслед за Хайдеггером или каким-нибудь другим философом пуститься в размышления о характерных чертах картины мира античности или картины мира Нового времени, о картине мира классической и релятивистской физики, и т.д. Однако, несмотря на всю глубину и проницательность подобных размышлений, более приземленный в постановке своих проблем социолог останется ими не вполне удовлетворенным, поскольку в них не будут содержаться ответы на некоторые простые и очевидные для него вопросы».
Как видно, ученые выделяют разные картины мира и предлагают свои критерии классификации. По мнению исследователей, существует столько картин мира, сколько имеется наблюдателей, контактирующих с миром; существует столько картин мира, сколько имеется "призм мировидения, человек смотрит на мир не только сквозь призму своего индивидуального опыта; существует столько картин мира, сколько имеется миров, на которые смотрит наблюдатель. Синонимом слова мир "выступает" действительность, реальность (объективная), бытие, природа и человек". Ученые подразделяют их на научную, философскую, концептуальную, наивную и художественную.
Одно из мнений о картине
мира: «Географическая научная
Так, под научной картиной мира классики естествоиспытатели понимают систематизированные, исторически полные образы и модели природы и общества.
Научная картина мира –
это способ моделирования реальности,
который существует помимо отдельных
научных дисциплин (на их основе) и
характеризуется
2 Современная научная картина мира
«Долгое время о единой
научной картине мира только мечтали;
теперь этот идеал – целостную
картину, объединяющую представления
о неживой природе, органическом
мире и социальной жизни на единых
общенаучных принципах –
Как указывают исследователи, «четко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, обычно их принято персонифицировать по именам трех ученых сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.