Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:22, курсовая работа
Постклассическая философия критически оценивает претензии разума, интенсифицирует интерес к человеку – в - мире, обнаруживает стремление к анализу различных типов языковой реальности, характеризуется значительной фрагментацией проблемного поля. В рамках постклассической философии выделяют следующие типы философствования:
Введение…………………………………………………………………………3
Иррационализм и философия жизни…………………………………………..4
Позитивистская традиция в философии………………………………………7
Психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм)……………………………………...9
Экзистенциализм……………………………………………………………….12
Современная западная религиозная философия………………………………15
Структурализм. Постструктурализм. Постмодернизм………………………..17
Феноменология. Герменевтика…………………………………………………21
Список использованных источников…………………………………………..23
Английский философ К.
Поппер (1902-1994) разработал концепцию
«роста научного знания» путем смены
одной теории другой, ввел принцип
фальсификации (положение, претендующее
на статус научности, необходимо стараться
опровергнуть; если это не удается,
то его можно считать если не истинным,
то оправданным; если удается, то такое
положение отбрасывается и
Американский философ
Т. Кун (1922) предложил модель развития
науки как функционирования парадигмы
и ее смены другой парадигмой в
результате научных революций. Парадигма
– образец, матрица, включающая общие
теоретические стандарты, методологические
нормы и мировоззренческие
Английский философ И. Лакатос (1922-1974) рассматривает науку как целостную развивающуюся систему, эволюция которой представляет собой смену ряда последовательно связанных научно-исследовательских программ. Научно-исследовательская программа как совокупность определенных теорий включает в себя:
а) «жесткое ядро» (принятые допущения);
б) «защитный пояс» (вспомогательные гипотезы);
в) нормативно-методологические правила (регуляция дальнейшего исследования).
Американский философ П. Фейерабенд (1924) отстаивает позицию теоретико-методологического плюрализма (анархизма). В науке «все подходит», «все дозволено», универсальных методов не существует. Наука иррациональна, представляет одну из форм идеологии.
Таким образом, постпозитивизм заявил о неотделимости философии от науки, отказался от жесткой демаркационной линии между наукой и метафизикой.
Психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм)
Главным в психоанализе было открытие бессознательного, его изучение и философское толкование. З. Фрейд (1856-1939) утверждал, что многие функции нашего тела, связанные с деятельностью мозга, ощущаются бессознательно (в снах, гипнотических состояниях, оговорках, описках и т.д.). Это «низшее» бессознательное. «Высшее» бессознательное – процесс творчества, где интуиция, воображение скрыты от сознания. В человеческой психике Фрейд выделил 3 взаимодействующие стороны: Оно (Id), Я (ego), Сверх-Я (super-ego). Оно (бессознательное) состоит из инстинктов: сексуальных (либидо), агрессивных, жизни и смерти. Инстинкты определяют характер деятельности человека, удовлетворение его потребностей. Я – это сознание индивида. Сверх-Я – совокупность установок общества, перенесенных вовнутрь психики индивида (проявляется в виде совести). Фрейд пытался найти баланс между Сверх -Я и Оно и тем самым дать возможность Я свободно и разумно конструировать себя. Исходил из того, что в любом обществе человека можно превратить в самостоятельно определяющего свою судьбу, если сделать осознанным его индивидуальное бессознательное.
Основу бессознательного
составляют инстинкты, прежде всего
сексуальные. С инстинктами связаны
2 понятия: комплекс и сублимация. Комплекс
– это устойчивый механизм, существующий
у всех людей и объясняющий
все виды нарушений психики. Таков
«комплекс Эдипа» и «комплекс
Электры» (влечение к родителю противоположного
пола и агрессивные побуждения к
родителю своего пола). Сублимация ( от
лат. – возвышаю) – переключение
энергии с социально и
Поэтому психоанализ предназначен
для того, чтобы перевести
А. Адлер (1870-1937) разработал
собственную концепцию «
К.Г. Юнг (1875-1961) выступил против
фрейдистского понимания
Представители неофрейдизма – В. Райх (1897-1957), Г. Маркузе (1898-1979), Э. Фромм (1900-1980) и др. Это течение в психоанализе пыталось объединить фрейдизм и марксизм. Фромм гуманизировал психоанализ, придал ему историческое измерение, считал человеческую природу обусловленной главным образом исторически, не преуменьшая при этом роли биологических факторов. Фромм полагает, что за душу человека борются 2 принципа – принцип обладания и принцип бытия (Иметь или Быть?). Принцип обладания черпает силу в биологическом факторе, в стремлении к самосохранению. Принцип бытия обретает силу в специфических условиях человеческого существования (отдавать, жертвовать собой). Человек должен быть самим собой, развивать присущие ему качества, а не стремиться к стяжательству и непомерным вожделениям.
Фромм выдвигает концепцию «гуманистической этики», согласно которой человек обладает одновременно 2 возможностями: любовью к жизни (биофилией) и любовью к смерти (некрофилией). Соответственно «синдром роста» состоит из любви к живому (биофилия), любви к человеку (гуманизм) и к независимости (свобода). «Синдром распада» образуют 3 феномена: любовь к мертвому, нарциссизм, инцестуальное влечение.
Тенденции, направленные против
жизни, образуют ядро психических заболеваний
и составляют сущность подлинного зла.
У большинства людей эти
Сущность человека противоречива, она проявляется в 2 феноменах:
1) человек есть животное;
2) человек обладает интеллектом,
способностью осознавать
Человек не является ни хорошим, ни дурным. Свобода означает способность следовать голосу разума, здоровья, благополучия и совести против голоса иррациональных страстей. Свобода состоит в возможности выбирать между двумя реальными альтернативами и действовать на основе их осознания.
Вывод Фромма: люди вполне могли бы быть здоровы и счастливы, если бы общество было здоровым. Создание такого общества – образ будущего, способного направлять энергию людей на достижение разумных целей.
Итак, на место фрейдистского иррационализма биологических импульсов Фромм выдвигает социальную иррациональность.
Главное по Фромму – разоблачать иллюзии нашего сознания, находить истину и делать ее орудием изменений внутреннего мира и поведения человека с тем, чтобы раскрепостить его творческие силы, сделать человека открытым в коммуникации.
Экзистенциализм
Экзистенциализм – наиболее влиятельное антропологическое направление ХХ века. Его главные представители – М. Хайдеггер (1889-1976) и К. Ясперс (1883-1969) в Германии, Ж.-П. Сартр (1905-1980), Г. Марсель (1889-1973) и А. Камю (1913-1960) во Франции, Ортега и Гассет в Испании. Основная тема философии экзистенциализма – человеческое существование, духовный мир человека, судьба личности в современном мире.
Экзистенциализм возник и
распространялся в периоды
Гносеологическими источниками экзистенциализма являются проблемы бытия человека, соотношения рациональных и нерациональных форм их постижения. Экзистенциалисты акцентировали внимание на вопросе «Можно ли стать человеком в век абсурда, и если да, то как?» В категориальном аппарате экзистенциализма основными являются понятия: «существование», «экзистенция», «бытие», «ничто», «сущность», «пограничная ситуация».
Ж.-П. Сартр следующим образом поясняет специфику человеческого существования. Человеческое дитя рождается, уже существует, но ему еще предстоит обрести человеческую сущность, стать человеком. Здесь существование предшествует сущности. Основной принцип экзистенциализма – человек делает самого себя, обретает свою сущность, уже существуя. Он несет ответственность, если его превращение в человека не состоится.
Есть один способ постигнуть
существование – пережить его. Различают
два вида существования: неподлинное
и подлинное бытие. Неподлинное
бытие – пребывание человека среди
других людей, когда он выступает
как один из многих. Подлинное бытие
(экзистенция) характеризует более
глубокий смысл человеческого
В повседневной жизни и общении людей происходит растворение индивидуальности и неповторимости конкретного человека, вырабатываются общие стереотипы поведения, общий стиль жизни. Возникает как бы власть других, что-то «безличное», стандартное, усредненное (мы восхищаемся тем, чем восхищаются другие, отдыхаем так, как отдыхают другие).
Человек в состоянии выйти за рамки неподлинного существования. Путь к подлинному человеку лежит через пробуждение в нем до известной поры дремлющих возможностей. Различные трагические ситуации (моральные конфликты, смерть кого-либо из близких) могут пробудить человека от сна, показать чуждость окружающего его мира, его собственную одинокость. Эти ситуации называются пограничными.
В пограничных ситуациях человек
находится в состоянии тревоги,
может осознавать свою историчность,
конечность и свободу. Он «брошен» и
обречен на «трагическое одиночество»
среди других людей. Постоянным внутренним
признаком подлинного существования
является забота, волнение. Единственным,
чем может руководствоваться
индивид, является голос его собственной
совести. Поэтому человек «обречен
на свободу», все, что он делает, зависит
от его индивидуального
Экзистенциалисты обратили внимание современной культуры к проблеме смерти. Жизнь всегда «погранична» со смертью, жизнь есть «бытие к смерти». Едва родившись, человек «устремляется» к смерти. И смерть в любой момент может оборвать нить жизни. Экзистенциальная философия оправданно исходила из того, что угроза смерти чаще всего заставляет людей задуматься о смысле и содержании прожитой жизни. Путь к подлинному человеку может пройти не каждый, ибо для этого необходимы устремленность, энергия и настойчивость.
Философия экзистенциализма выступила как реакция на тенденцию стандартизации, которая стала особенно мощной в ХХ в. и проявилась в самых различных областях – производстве, быту, идеологии, культуре. Экзистенциализм вошел в европейскую и мировую культуру как философия отдельного конкретного человека с его переживаниями и тревогами, размышляющего о смысле жизни, человеческой судьбе, выборе жизненного пути, личной ответственности.
Религиозная форма экзистенциализма
представлена К. Ясперсом и Г. Марселем.
Бог как высшее бытие органически
связан с экзистенцией как сокровенной
личностной частью существования индивида.
Человек стремится обрести
Современная западная религиозная философия
В западном мире наибольшим влиянием отличается неотомизм и персонализм.
Теоретическим фундаментом неотомизма служит учение Фомы Аквинского. Основные представители неотомизма – Ж. Маритен, Э. Жильсон, Д. Мерсье, Й. Бохеньский, Г. Веттер и др.
Оживление неотомизма связано:
1) с социальными потрясениями общества, чему церковь противопоставила духовные средства;
2) стремлением церкви приспособиться к революции в естественных науках на основе утверждения принципа гармонии веры и разума.
Согласно неотомизму, существуют 2 источника познания: знание через веру, внушаемые божественным откровением, и знания, приобретенные средствами человеческого разума. Вера без разума превращается в слепое поклонение, а разум без веры впадает в гордыню самомнения. Разум подчиняется вере. Разум теоретически охраняет чистоту веры, защищает ее с помощью логических аргументов от неверия и заблуждения.
В 1914 г. были опубликованы «24 томистских тезиса», где сформулированы основные положения католической философии по онтологии, космологии, антропологии и теодицее («богооправдании»).
Единство мира заключается
в его бытии, а источником бытия
выступает Бог. Бог, сотворив мир, оставил
на нем следы своего бытия в
объектах природы, по которым можно
заключить о существовании