Современное представление о структуре и свойствах материи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:53, доклад

Краткое описание

Что собой представляет окружающий нас мир? В чём его сущность? Что лежит в основе бесконечного многообразия вещей, процессов, живых организмов? Что общего между мельчайшей частицей и огромным космическим телом, одноклеточным организмом и человеком? Эти и многие другие вопросы всегда были в центре внимания философии. Уже древние философы пытались найти ту единственную субстанцию, которая лежит в основе многообразия мира. Термин «материя» в переводе с греческого обозначает дерево, доски, строевой лес. Первоначально этот термин использовался в кораблестроении, поскольку именно из дерева греки строили свои корабли.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад на конференцию.docx

— 34.86 Кб (Скачать файл)

               Современное представление о структуре и свойствах материи.

 

Что собой представляет окружающий нас мир? В чём его сущность? Что лежит в основе бесконечного многообразия вещей, процессов, живых  организмов? Что общего между мельчайшей частицей и огромным космическим  телом, одноклеточным организмом и  человеком? Эти и многие другие вопросы  всегда были в центре внимания философии. Уже древние философы пытались найти  ту единственную субстанцию, которая  лежит в основе многообразия мира. Термин «материя» в переводе с греческого обозначает дерево, доски, строевой лес. Первоначально этот термин использовался в кораблестроении, поскольку именно из дерева греки строили свои корабли.

Но позднее он стал использоваться и в философии для выражения  взгляда на мир как на организм, созданный из одного материала, общей  основы – материи. Логика здесь была простая: если такое сложное сооружение как морской корабль состоит  главным образом из хорошо прилаженных  досок, лесоматериалов, то, очевидно, что и другие вещи и даже весь мир тоже состоит из какого-то единого материала, который условно тоже можно назвать досками, материей. Наиболее удачной концепцией такого рода была атомистическая философия Демокрита – основоположника материалистической линии в истории философии.

С тех пор и вплоть до конца 19 века под материей философы понимали лишь то или иное вещество, обладающее набором определённых физических свойств, качеств, таких, как вес, объём, плотность и т.д. Но с развитием  естествознания представление о  материи, её свойствах дополнялось  и усложнялось. Так, в 19 веке при исследовании электромагнитных явлений выяснилось, что материя может существовать не только в виде вещества, но и в виде поля, которое имеет свои собственные физические свойства, резко отличающие его от вещества. Так, поле не имеет такого параметра, присущего любому веществу, как вес, а характеризуется определённым количеством энергии, длиной волны и т.д.

Поэтому возникла острая необходимость  в разработке собственно философского, устойчивого, абстрактного понимания материи, которое отделилось бы от нефилософского, оказавшегося изменчивым, неустойчивым. Понадобилось разделить некогда единое представление о материи на два различных: философское, более общее, абстрактное и нефилософское, естественно-научное, более конкретное, детализированное динамичное, изменчивое, подвижное.

 Так, уже К. Маркс считал, что для философа «материя» - не конкретное, а абстрактное понятие. Оно выражает главные, существенные признаки, которые имеются у всех материальных вещей и которые связаны прежде всего с характеристикой взаимоотношений материи с человеком как познающим субъектом. Такими всеобщими свойствами материальных вещей является то, что они существуют независимо от человеческого сознания и познаются человеком с помощью ощущений и мыслей.

Выражая этот новый подход к пониманию сущности материи, В.И. Ленин писал: «Материя есть философская  категория для обозначения объективной  реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». В мире, считает он, ничего нет кроме движущейся материи, а изменчивость и развитие научных знаний о строении и формах движения материи не опровергают объективной реальности мира.

И такой подход к определению  материи, который стали называть собственно философским, обнаружил  свою устойчивость, особенно в 19 – 20 веках, когда естественно-научные, нефилософские представления о материи стали быстро меняться, особенно под влиянием развития квантовой физики.

Вместе с тем философия  отнюдь не игнорирует достижения современного естествознания в познании структуры, свойств природы и постоянно учитывает их в своих представлениях о бытии и его формах.

Современные представления  о материи, природе усложнились, они включают в себя весьма разнообразные  знания о её свойствах, видах и  состояниях.

Свойства, состояния, виды или  способы существования материи  характеризуют качества, отличающие то или иное материальное явление  от других. Лишь небытие, как отмечалось выше, не имеет никаких свойств, видов  и состояний. Бытие как материальное, так и идеальное их имеет. Причём количество свойств, видов и состояний  бесконечно, как бесконечна сама материя. Чтобы разобраться в этом многообразии, выделяют некоторые общие, универсальные  свойства материального бытия, которые так или иначе присущи любому материальному объекту.

Современная физика выделяет два основных способа существования  материи, природы: вещество и поле. Основной характеристикой вещества является масса, а поля – энергия.

Вещество – это различные  частицы и тела, которым присуща  дискретность и масса покоя; это  элементарные частицы, атомы, молекулы.

Поле – это другой основной вид материи, который подобно  «цементу» и «клею» соединяет, связывает  частицы и тела между собой. Частицы, из которых состоят гравитационные, электромагнитные и другие поля, не имеют массы покоя.

При другом подходе к структуре  материи в ней в качестве основных структурных частей выделяют неживую  и живую природу.

Неживая материя, или природа, - представляет собой движение разнообразных  элементарных частиц и полей, атомов и молекул, макроскопических (соизмеримых  с человеком) и планетарных, космических  тел. Двигаясь по ступеням от более  простого к более сложному, можно выделить следующие структурные уровни неживой природы: вакуумный (уровень праматерии), макроэлементарный, атомный, молекулярный, макроуровень, мегауровень (планеты, галактики).

Уровень неживой природы, который иногда называют абиотическим, исследуется такими науками, как  физика, химия, астрономия и др.

Живая природа, или биотическая  подсистема организации материи, - это  различного рода биологические явления  и процессы. Живая природа происходит из неживой, но представляет собой более высокий уровень развития. Последовательные уровни живой природы выглядят следующим образом: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционный, биоценозный, биосферный. Как видно, живая природа начинается с более сложных структур, какими являются молекулы живых существ, чем неживая природа. Живая материя исследуется биологической наукой с её многочисленными отраслями, включая генетику.

Высшим этапом в развитии живой природы является социальная жизнь. В её составе исследуются индивиды, семья, коллективы, большие социальные группы, государство, системы государств, человечество в целом и, наконец, вся сфера, затронутая деятельностью человека, его разума, так называемая ноосфера. Хотя социальное бытие тесно связано с материальным его характер настолько своеобразен, что оно рассматривается в современной философии в качестве особого вида бытия.

В качестве исходного состояния  материи, бытия в целом рассматривается  первоначальное состояние мира в  виде праматерии, потенциально содержащей в себе все ныне существующие формы бытия; из него возникли и все ныне существующие уровни материи: неживая, живая и социальная.

Однако как бы не усложнялись  и не изменялись научные нефилософские  представления о материи философское понимание этой категории в качестве объективной реальности, существующей независимо от человека, отличается от них, выражая то общее, единое, универсальное, что присуще всем без исключения её формам. С помощью философской категории материи формируются представления о единстве мира, включенности человека в процесс мирового материального круговорота.

Уяснение философского представления  о материи является необходимым  условием формирования мировоззрения  личности, независимо от того, окажется ли оно в конечном счёте материалистическим или религиозным.

Но изучение этой базовой  философской категории будет  неполным, если не ознакомиться с основными, универсальными свойствами материи, формами  её существования.

Неотъемлемым свойством материального, вещного бытия являются его структурность, расчленённость на отдельные вещи, части, элементы.

Дискретность материального  бытия с неизбежностью порождает  и другую особенность его существования  – наличие отношений, связей между  отдельными материальными объектами. Именно благодаря существующим связям вещи сравниваются, сопоставляются. Если представить ситуацию, при которой  исчезли бы все другие предметы, кроме одного, мы не смогли бы ничего сказать о его свойствах.

Наличие отдельных предметов, а также той или иной их связи  с другими вещами позволяют выявить  признаки, качества, свойства вещей.

Таким образом, современные  представления о сущности материи  включают в себя представления о  том, что материя есть:

-совокупность отдельных вещей, предметов, явлений;

-сумма связей, отношений, взаимодействий между вещами;

-комплекс свойств, качеств, признаков, отличающих одну вещь от другой, выявляемых благодаря связям и отношениям между вещами.

Количество вещей, существующих в мире, безгранично. Бесконечно и  количество связей, взаимодействий между  ними. Но поэтому и количество свойств, характеризующих каждую из вещей, бесконечно. Но чтобы не утонуть в этом бесконечном  количестве свойств, при философской  характеристике материальных объектов выделяются, учитываются не все эти  свойства, а лишь немногие, зато наиболее важные, универсальные свойства, которые  характеризуют уникальность каждого  из предметов.

К числу таких параметров, так или иначе характеризующих  каждый из материальных объектов, относятся: пространство, время, движение.

Категории пространства, времени  и движения выражают важнейшие универсальные  характеристики, необходимые свойства вещей, их атрибуты.

Атрибут пространства характеризует  определённый порядок существования  вещей, а категория времени –  последовательность их существования.

В обыденной жизни эти  категории не вызывают трудностей. Но при более глубоком их рассмотрении возникают некоторые интересные и спорные вопросы.

В истории философии вопрос о сущности этих категорий и их соотношении с категорией материи  вызывал много споров. Многие вопросы  остаются здесь открытыми до сих  пор.

Из опыта известно, что  каждый из нас обладает чувством времени. Это чувство отражает ритмы функционирования нашего сердца, лёгких, мозга. Вместе с  тем известно, что это чувство  неточно, субъективно, относительно.

Основываясь на этом опыте, некоторые философы утверждают, что  пространство, время и движение не существуют вне материи, являются её свойствами и потому – относительны.

Но есть и философы, которые, напротив, считают, что пространство, время и движение существуют независимо от материи, от вещей и являются самостоятельными сущностями, модификациями духа. Иначе  говоря, для этих философов данные категории абсолютны.

В новейшей философии преобладает  первый из указанных подходов. Ныне признаётся, что категории пространства, времени, движения возникли из нашего опыта, наших постоянных наблюдений, т.е. в них много субъективного, относительного.

Так, пространство возникает  из наблюдений, что каждая вещь имеет  определённую протяжённость. Каждая вещь занимает определённое место. Множество  вещей существуют рядом друг с  другом, граничат с чем-то. Пространство однородно, т.е. каждая из его частей имеет те же качества, что и другая.

Но каждая из вещей, помимо указанных характеристик, имеет  ещё и определённое временное  измерение. Это их свойство иногда называют четвёртым измерением.

Категория времени, так же, как и категория пространства, основывается на нашем опыте, наблюдениях. Например, мы постоянно видим, что каждая вещь, явление имеют свою длительность, скорость протекания, свой ритм, темп, сменяемость, повторяемость. Каждая вещь имеет начало и конец существования, не все явления существуют сразу, а есть определённая последовательность в смене событий – прошлое, настоящее, будущее. Время как раз и характеризует всеобщее свойство вещей и событий иметь длительность, определённый порядок смены друг друга. Время однонаправленно, необратимо, его нельзя остановить или повернуть вспять. Каждое ушедшее мгновение уже никогда не повторится.

Пространство и время  являются сложнейшими философскими категориями. Это заметил уже  Аврелий Августин (354-430): «Что обыкновенно бывает у нас предметом разговора, как не время? И мы, конечно, понимаем, когда говорим о нём или слышим от других. Что же такое… время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняюсь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик».

Особенно сложно представить  такие свойства пространства и времени, как их абсолютность и относительность.

Абсолютность пространства и времени состоит в том, что  они являются всеобщими и необходимыми свойствами существования материи.

Относительность их выражается в том, что пространственные структуры  и ритм времени определяются состоянием движущейся материи, материальных объектов, физических полей, позицией наблюдателя  и т.п. Это положение подтверждается теорией относительности А. Энштейна, современной экспериментальной физикой.

Относительность времени  представить сложно. Лучше всего  это сделать путём сравнения  временных характеристик разных материальных объектов, процессов.

Так, историческое время, т.е. время существования цивилизованного  человеческого общества, составляет примерно 6 тыс. лет.

Предысторическое время, т.е. время становления человека в период до появления первых цивилизаций, исчесляется несколькими миллионами лет.

Геологическое время, т.е. время  становления планеты Земля, составляет     6 млрд лет.

Космическое время для  нас бесконечно, хотя ныне существует мнение, что и оно имеет свою точку отсчёта в виде момента  «Большого взрыва», рождения бытия  из небытия, происшедшего около 20 млрд лет тому назад.

Для того чтобы осмыслить  соотношение указанных типов  времени, нужно допустить, что человек  существует на Земле несколько миллионов  лет, и условно предположить, что эти несколько миллионов лет равны одному дню, тогда шеститысячелетняя мировая история составит всего-навсего несколько последних минут этого дня.

Информация о работе Современное представление о структуре и свойствах материи