Современное представление о структуре и свойствах материи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:53, доклад

Краткое описание

Что собой представляет окружающий нас мир? В чём его сущность? Что лежит в основе бесконечного многообразия вещей, процессов, живых организмов? Что общего между мельчайшей частицей и огромным космическим телом, одноклеточным организмом и человеком? Эти и многие другие вопросы всегда были в центре внимания философии. Уже древние философы пытались найти ту единственную субстанцию, которая лежит в основе многообразия мира. Термин «материя» в переводе с греческого обозначает дерево, доски, строевой лес. Первоначально этот термин использовался в кораблестроении, поскольку именно из дерева греки строили свои корабли.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад на конференцию.docx

— 34.86 Кб (Скачать файл)

Таким образом, масштабы исторического, предысторического, геологического времени почти несоизмеримы, относительны, «привязаны» к тем объектам, свойством которых они являются.

То же самое можно сказать  и о пространственных свойствах  разных объектов, например микромира, макромира и мегамира.

Следовательно, категории  пространства и времени тесно  связаны с материей, неотделимы от неё. Каждый из нас живёт в своём  определённом пространстве – времени.

Неотделимо от материи  и ещё одно универсальное свойство – движение.

Категории пространства, времени  и движения теснейшим образом  связаны между собой. В движении выражается единство пространства и  времени. Под движением понимается единство перемещения вещей в пространстве и их изменения во времени.

Движение материи абсолютно, её покой относителен. Подчёркивая  исключительную важность этого свойства природы, Аристотель говорил, что незнание движения необходимо влечёт за собой  незнание природы.

Ошибочно понимать под  движением только механическое перемещение  вещей в пространстве. Эта многогранная категория включает всякое изменение  вещей и процессов во времени.

Так, движущаяся автомашина одновременно перемещается в пространстве и амортизируется, стареет во времени. Не случайно при покупке подержанной  машины обычно интересуются не только её пробегом, но и датой выпуска. Книга, лежащая на библиотечной полке, перемещается меньше, чем автомашина, но также стареет во времени.

Именно поэтому верно  утверждение, что материя не может  существовать без движения. Как верен  и тезис о том, что движение не может существовать без какого-либо материального носителя: вещества или поля.

В неразрывном единстве материи  и движения последнее всё же подчинено  первой. Материя исходна, а движение производно.

Движение – универсальное  свойство материи, но оно в свою очередь  обладает рядом признаков, качеств, собственных свойств. Перечислим важнейшие  из них.

Движение объективно, т.е. оно существует независимо от сознания человека. Иначе говоря, причина  движения, изменения материи заключена  в ней самой. Отсюда вытекает и  положение о бесконечности взаимопревращений  материи как субстанции вечной и  бесконечной.

Движение характеризуется  и таким качеством, как всеобщность. Это означает, что в природе нет таких явлений, которые были бы лишены движения, а само существование материальных объектов во всех своих моментах и связях определяется движением.

Современная философия отвечает и на вопрос об источнике движения, усматривая его в борьбе объективно существующих в предметах противоположностей, таких, например, как:

-действие и противодействие в механическом движении;

-более низкая и более высокая температура в тепловом движении;

-положительный и отрицательный заряд в электричестве;

-полярные интересы отдельных людей и их объединений в общественном развитии.

И наконец, ещё одно качество движения определяется как его абсолютность. Конечно, современная философия  не отвергает существования в  мире моментов устойчивости, равновесия, покоя, стабильности. Однако при этом подчёркивается относительный характер таких состояний материальных объектов. Покой есть лишь момент движения, он переходящ, временен, относителен.

О покое можно говорить только по отношению к определённой точке отсчёта, при более широком  взгляде покой всегда оказывается  лишь моментом движения.

Многообразие мира, форм его движения породило потребность  в упорядочении, классификации его  конкретных форм, которые тесно связаны  со своим носителем.

Так, Ф. Энгельс выделял  из множества форм движения пять основных: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную.

Сегодня классификация Энгельса выглядит устаревшей. Современная наука  значительно конкретизировала представления  о формах движения материи. В настоящее время их классификация включает в себя такие основные формы, как:

-пространственное перемещение;

-движение, определяемое взаимодействием заряженных частиц;

-гравитационную форму движения;

-ядерное взаимодействие;

-химическую форму движения как процесс взаимодействия молекул и атомов;

-геологическую форму движения, связанную с изменениями в материках, слоях земной коры;

-биологическую форму движения;

-социальную форму движения.

Несомненно, что дальнейшее развитие науки будет вносить  новые коррективы в ныне существующую классификацию.

Научная классификация форм движения материи помогает понять несостоятельность  попыток сведения высших форм движения к низшим: социальных – к биологическим, биологических – к физико-химическим и т.п. На практике эта несводимость подтверждается малой результативностью попыток создания «человека-робота», электронных аналогов человеческого мозга и т.п.

Современная наука, стремясь глубже проникнуть в тайны природы, сегодня значительно расширила наши представления о её свойствах, дополнив их перечень рядом новых её характеристик. Современное видение природы основывается на выделении некоторых её новых качеств.

Природное бытие ныне рассматривается  как результат длительной универсальной  эволюции; причём её результатом являются не только живые, но и все другие известные науке естественные системы, вся Вселенная в целом. Таким  образом, признаётся, что феномен  эволюции не локален, как думали раньше, а универсален.

В качестве главного механизма  универсальной эволюции рассматривается  столь же универсальная способность  всех природных и социальных систем к самоорганизации, под которой  понимается самопроизвольный переход  системы на более высокий уровень  организованности, упорядоченности. Причём феномен человека рассматривается в качестве высшей точки развития природных процессов самоорганизации.

Современная наука, как и  наука конца 19 – начала 20 века, находится  на распутье. Выдвигая самые, подчас парадоксальные гипотезы, она вместе с тем с  трудом преодолевает её традиционно  сложившиеся, устоявшиеся образы, принципы и идеалы.

Новые физические концепции  нуждаются в глубоком философском  обосновании. Проблемы, связанные с  характеристикой пространственно-временных  свойств, открывают простор для  новых, неординарных подходов к их решению  с позиций современного естественнонаучного  и философского знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Толпыкин В.Е. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Айрис-пресс,-2003.

2. Островский Э.В. Философия: Учебник.-2012.

3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,- 2005.

4. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания.-М.: Высшая

школа,-2001.

5.  Мелюхин С.Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии.–М.: Право,-2005.

 

 

 


Информация о работе Современное представление о структуре и свойствах материи