Содержание понятия картины мира. Специфика мифологической, религиозной и философской картин мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2015 в 19:15, контрольная работа

Краткое описание

Картина мира — система интуитивных представлений о реальности.
Картину мира можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира.

Вложенные файлы: 1 файл

филос.docx

— 98.46 Кб (Скачать файл)
  1. Содержание понятия картины мира. Специфика мифологической, религиозной и философской картин мира.

Картина мира — система интуитивных представлений о реальности.

Картину мира можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира.

Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах  онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а»вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием. Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.

Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.

Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира.

Научная картина мира (НКМ) — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания. В процессе развития науки происходит постоянное обновление идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Таким образом, научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий. В таком развитии — суть научного метода.

Научная картина мира существенно отличается от религиозных представлений о мире, которые основаны не столько на доказанных фактах, сколько на авторитете пророков и религиозной традиции. Религиозные интерпретации концепции мироздания постоянно изменяются, чтобы приблизить их к современным научным трактовкам. Догмы разных религий, как правило, противоречат друг другу, и эти противоречия весьма трудно преодолеть (в отличие от научных противоречий, которые преодолеваются экспериментальным путём).

 

2. Современная  наука о строении и свойствах  материи. Значение философского  анализа  категории  «материя»  для  развития  естествознания.  Понятие  материи  в современной  религиозной философии.

Современные научные представления о структуре и свойствах материи кладут в основу идею о ее сложной организации. Согласно ей каждый материальный объект надо рассматривать как систему (целостность), которая характеризуется наличием определенных элементов и связей между ними (макротела как система молекул, молекула как система атомов, клетка, живой организм, биосфера и т.д.). Эти системы постоянно взаимодействуют с окружающей средой, в результате чего меняются их некоторые свойства, отношения и связи. Часть из них хранится и составляет основу существования данной системы, ее структуру.

Каждый объект (система, ее элемент) – уникальны. Однако определенные группы объектов имеют общие (общие) признаки. Виды материи связаны между собой генетически: каждый возникает из другого, предыдущего. Поэтому строение материи можно представить как иерархию определенных уровней

Современное естествознание доказывает, что глубинные структуры материального мира "представлены" объектами элементарного уровня (элементарными частицами и т.п.) их свойства оказались слишком отличными от свойств макротел.

До открытия этих частиц наука выделяла лишь два вида материи - вещество и поле. Сначала вещество объясняли как непрерывно материальная среда, состоящая из дискретных частиц, а поле как неоперенные непрерывные материальную среду. Позже квантовая механика признала такое представление неточным. На микроуровне поля представляют собой совокупность квантов, которые можно рассматривать как своеобразные частицы с присущими им корпускулярными и волновыми свойствами.

В общем элементарные частицы функционируют в четырех типах взаимодействий - сильном, слабом, электромагнитном и гравитационном. Два последних типа проявляются на больших расстояниях и поэтому им подчиненной ни процессы не только микромира, но и макротел, планет, звезд, галактик (макро и мега мир). Сильные и слабые взаимодействия присущие только процессам микромира. Элементарные частицы классифицируют и по типам взаимодействия: тяжелые частицы (адроны), легкие (лептоны) и гравитоны. Сейчас физика стремится создать единую теорию элементарных частиц. Выявлены глубинные структуры частиц, которые проявляются в различных взаимодействиях Наука подходит к выявлению субэлементарного уровня организации ее материи, единой природы всех элементарных частиц. Именно в закономерностях этого уровня материи и проявляются основные тайны нашей Вселенной, которые определяют особенности его эволюции. Субэлементарный уровень организации материи включает еще и такой вид, как физический вакуум, в котором содержатся "корни" всех элементарных частиц и физических тел, происходят сложные процессы. Появление этих и идей послужило основой новых представлений о развитии нашей Вселенной, о ее возникновении путем взрыва, связанного с массовым "рождением" элементарных частиц в результате фазовых переходов в вакууме. На основе взаимодействий объектов субэлементарного уровня возникают элементарные частицы, а на их основе - более сложные образования (атомы и т.д.). Элементарные частицы, ядра атомов могут образовывать плазму (вы д материи, подобный газу) ее огромные скопления, взимаемые электромагнитными и гравитационными полями, образуют звезды, которые являются особым уровнем организации материи. За этим следует уровень твердых и газообразных макротел Особым их видом являются такие макротела, которые называют планетами. У них очень сложная структура (ядро, литосфера, иногда - атмосфера, гидросфера).

Звезды и планеты, в свою очередь, образуют планетные системы Большие скопления звезд, планет, пыли и газов образуют объекты, которые называют галактиками.

Каждая популяция, будучи системной целостностью, регулирует поведение и размножение особей,  входящих в нее.

К неорганическому уровню организации материи относятся также виды и биоценозы. Последние образуются в результате взаимодействия различных популяций между собой и окружающей средой. В системе биоценоза популяции взаимосвязанных связаны так, что продукты жизнедеятельности одних являются условиями жизни других. Например, являясь целостной системой (биоценозом), лес помещающий в себе такие популяции, как деревья, грибы, мхи, лишайники и другие, которые и живут системно. В свою очередь, взаимодействие биоценозов образует глобальную систему жизни – биосферу. В ней биоценозы взаимодействуют между собой, а также с воздушной оболочкой, через которую осуществляется теплообмен Земли с космосом и с водной средой. При нарушении этих взаимодействий меняются условия жизни на Земле. Чтобы поддержать это равновесие нужны не только воспроизведение определенных условий жизни популяций, но и определенная их разнообразность. Будучи частью жизни на Земле, люди постоянно увеличивают производственное воздействие на окружающую среду и тем самым - на динамику биосферы. Воздействие на природу настолько значительно, что это угрожает вырождением биосферы. Знание и умелое использование человеком законов развития последней, понимание своего места в ее динамике является одним из условий существования человечества. Появление все новых уровней организации материи приводит к изменению биосферы. В пределах биосферы развивается особый вид материальной системы - человеческое общество, которое имеет свои системы: нации, классы, семьи и т.д. Оно существует благодаря деятельности людей и включает в себя как необходимый элемент своего функционирования и развития духовную жизнь.

В процессе жизнедеятельности человечества пересекаются две линии развития: естественная эволюция неживой и живой материи и, так сказать, искусственной материи, которая лежит в основе общественных явлений. Причем вторая осуществляется не только через предметы, созданные человеком, но и через изменение самого человека, через его общественное развитие. Возникновение человеческого общества как особого этапа развития материи наводит на мысль о возможность существования других цивилизаций, о месте человека в мире, о будущем человечества.

Исследование взаимосвязи всех уровней существования материи, включая и человека (общество), по-новому проливает свет на проблему единства мира

 

     

ЗНАЧЕНИЕ КАТЕГОРИИ МАТЕРИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 
Ленинское учение о материи, развитое в новую эпоху— эпоху величайших открытий естествознания и одновременно кризиса физики, имеет руководящее значение для развития естественных наук. 
Особенно велико значение ленинского учения о 
MafepHH, как философской категорий, выработанное в борьбе с различными разновидностями идеализма, в том числе и с «физическим» идеализмом. Положение о связи философского понятия материи с естественнонаучными представлениями о ее строении и свойствах было направлено против идеалистического отрыва физических теорий от материализма. 
Огромное значение для естественных наук имеют те знания действительности, которые выражены в понятии материи: объективный, т. е. независимый от сознания и познания характер предмета исследования любой науки, понимание мира как материального по своей природе, признание несотворимости  и  иеуничтожимости материи, неразрывности материи и движения, единства материи и форм ее существования — пространства, времени, неисчерпаемости свойств и форм движения предметов и явлений, бесконечности материи вглубь, неограниченности саморазвития материи по законам диалектики. Положения диалектического материализма — это те опорные пункты познания, которые облегчают естествознанию возможность величайших открытий. 
Диалектический материализм определяет естествознание как науку о движущейся материи. Поэтому философская трактовка материи имеет прямое методологическое значение для определения предмета и целей естествознания, его приемов и средств исследования. Понимание материи как источника знаний и основная, установка диалектического материализма на познание внешнего мира таким, каков он есть, направляет научную мысль на изучение фактов действительности. «...В любой научной области , как в области природы, так и в области истории надо исходить из данных нам фактов, стало быть, в естествознании — из различных предметных форм и различных форм движения материи... Следовательно, также и в теоретическом естествознании нельзя конструировать связей и вносить их в факты, а надо извлекать их из фактов и, найдя, доказывать их, насколько это возможно, опытным путем»  
Категория материи имеет методологическое значение для естественных наук. Отметим в этой связи, что в литературе распространено противопоставление диалектики как метода познания материализму как теории объяснения, истолкования явлений действительности, теория познания. Такое противопоставление метода теории не выдерживает критики. Об этом, в частности, свидетельствует рассмотрение классиками марксизма- ленинизма диалектики Гегеля не только как метода, но и как логики и теории познания. Марксистский диалектический метод возник и вырос не только в борьбе против метафизики, но и против идеалистической гегелевской философии. Известно, что К. Маркс и Ф. Энгельс, высоко оценивая заслуги Гегеля в области разработки диалектического метода, считали главным его пороком исходные идеалистические позиции. В противоположность Гегелю, у которого диалектически развивается абсолютная идея, К. Маркс и Ф. Энгельс исходят из развития материи, объективной действительности, природы и общества. По Ф. Энгельсу, диалектика — аналог действительности, и тем самым метод объяснения — метод исследования всех явлений объективного мира. Основоположникам марксизма приходилось доказывать, что диалектика материалистична по своему «основному духу». К. Маркс писал: «Мой диалектический метод в основе своей не только отличен от гегелевского, но является его полной противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он под названием идеи превращает даже в самостоятельный субъект, есть демиург (творец) действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. Для меня, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». 
Марксистская философия противоположна гегелевскому идеализму не только как мировоззрение, но и как метод познания. Положение о том, что первично - материальное или идеальное, важнейшая составная часть диалектического метода. 
К основным методологическим принципам познания, следуя которым философы-марксисты достигают истины, принадлежит не только тезис «все движется и изменяется», но и тезис «материя определяет сознание».  
Проблема методологического значения категории материи не рассматривалась в домарксиском материализме; между материалистическим решением основного вопроса философии и методологией научного познания не пытались установить внутренней связи. Методологическое значение категории материи,  решение основного вопроса философии, материалистическую теорию познания В. И. Ленин обосновал в связи с революцией в естествознании, анализом кризиса физики в конце XIX—начале XX в., вызванного прежде всего отказом некоторых естествоиспытателей от признания объективной реальности, независимой от человеческого сознания, ломкой устаревших понятий в физике, происходящей в условиях господства идеализма в буржуазном обществе и незнания подавляющим большинством физиков диалектического материализма. В. И. Ленину в этих условиях приходилось доказывать, что марксистский философский материализм есть единственная последовательно научная основа естествознания и что он диалектичен по самому глубокому своему содержанию. Ленинское положение, что естествознание изучает объективную реальность, которая существует вне нас и называется в гносеологии материей, направляет научную мысль на изучение вопросов о строении материальных тел, о причинах и закономерностях происхождения жизни на Земле, человеческого общества. 
В то время, как материализм ясно ставит нерешенные еще естествознанием вопросы и тем толкает к их разрешению, к дальнейшим экспериментальным исследованиям, идеализм, как правило, задерживает познание природы своими утверждениями о создании мира какой-то сверхчувственной, недоступной познанию силой, идеей или волей, сбивает естествоиспытателей с толку изобретением новых словечек и произвольных надуманных теорий, создавая видимость разрешения вопроса и уводя естествознание в сторону от правильного пути. Примером величайшего методологического значения учения материалистов о материи для познания природы может служить атомистическая теория. 
Привлечение внимания естествоиспытателей к вопросу о строении материальных тел, а не к сверхчувствительным сущностям — величайшая заслуга материалистической философии. Не случайно основные положения атомизма создали и разработали философы и естествоиспытатели-материалисты. В истории познания атомистика выступала почти всегда как материалистическая теория. Принципиальные основы современного знания о строении материи, объективности и познаваемости атомов и других частиц, их неисчерпаемости, разработаны материалистической философией. 
Естествознание не могло бы так успешно развиваться, если бы оно исходило в своих исследованиях не из материализма, а из того, что мир и его законы развития созданы богом, что все существующее есть совокупность ощущений или инобытие абсолютного духа. Сам объект исследования естествознания,  природа, толкает естествоиспытателей на стихийно-материалистические позиции. Это давно признали идеалисты и сделали отсюда соответствующие выводы. Субъективные идеалисты, например, заявляли и заявляют, что они не против науки и готовы признать данные естествознания, в том числе физические представления о строении и свойствах мира, при одном условии: если естествознание откажется от материалистического взгляда на мир, от признания материи как объективной реальности и ограничится рамками своей узко специальной области, отдав теоретико-познавательные обобщения и выводы из своих открытий на откуп философам - идеалистам. 
Излагая сущность воззрений Беркли по этому вопросу. В. И. Ленин писал: «Будем считать внешний мир, природу  «комбинацией ощущений», вызываемых в нашем уме божеством. Признайте это, откажитесь искать вне сознания, вне человека основы этих ощущений , и я признаю в рамках своей идеалистической теории познания все естествознание, все значение и достоверность его выводов. Мне нужна именно эта рамка, и только эта рамка для моих выводов в пользу мира и религии. Такова мысль Беркли». 
Подвергнув обстоятельному и глубокому анализу отношение магистров к естествознанию, В. И. Ленин характеризует их позиции в этом вопросе следующим образом: «Мы вам отдадим науку, гг. естествоиспытатели, отдайте нам гносеологию, философию,— таково условие сожительства теологов и профессоров в «передовых» капиталистических странах» . 
Идеалисты не могут и не видеть, что наука бессознательно придерживается материалистических гносеологических предпосылок и прибегает к многочисленным ухищрениям в борьбе со стихийным материализмом естествоиспытателей. Они пытаются оторвать их естественнонаучные теории от материалистической философии, навязать им идеализм. В «Материализме и эмпириокритицизме» приводятся высказывания спиритуалиста Уорда, заявившего, что идеалистическая философия «...необходимо включает критику гносеологических предпосылок, которые наука делает бессознательно»|. Ленин по этому поводу замечает: «Правда! Естествознание бессознательно принимает, что его учение отражает объективную реальность, и только такая философия при мирима с естествознанием!»  
В. И. Ленин указывал, что стихийное, философски бессознательное убеждение подавляющего большинства естествоиспытателей в объективной реальности внешнего мира, отражаемой сознанием, является тем устоем, о который разбиваются все усилия и потуги различных школок идеализма. Убеждение в том, что каждый конкретный объект исследования естествознания развивается по законам движения материи и не нуждается ни в каком «мировом духе», что человеческое мышление способно познать существующий вне и независимо от него внешний мир, в значительной степени стимулирует создание физических теорий, более глубоко и верно отражающих действительность. И чем глубже человеческое познание проникает в окружающий мир, чем сложнее становится предмет исследования, тем становится настоятельнее для естествоиспытателя необходимость сознательного овладения диалектическим материализмом. Отсюда ясно значение для естествознания философского понятия материи. Понятие материи как объективной реальности, отражаемой сознанием, является общей, безусловной и необходимой предпосылкой для любой естественнонаучной теории, для любого научного исследования. 
Методологическое значение философской категории материи и разработки этой категории Лениным для развития естествознания особенно ощутимо в борьбе материализма против физического идеализма в XX в. В конце прошлого столетия, воспользовавшись тем, что метафизический материализм был господствующим мировоззрением физиков и не мог объяснить суть новых открытий в области, главным образом,  учения о материи и ту ломку понятий, которую вызвали эти открытия, идеалисты подхватили гносеологически неудачное выражение физиков «материя исчезает», «материя сводится к электричеству» и т. п. и пытались  раздуть его в целую систему взглядов о том, что «материя устарела», «материя исчезла», материализм якобы опровергнут, а идеализм получил научное обоснование в новых открытиях физики. Ленинский анализ материи как философской категории сыграл огромную роль в материалистическом обобщении новых открытий физики, которые в свою очередь способствовали выработке более точного определения самой категории материи как теоретической и методологической базы учения естествознания, а также имел большое значение в идейном разгроме идеализма, паразитирующего на этих открытиях. Ленин показал, что гносеологическими корнями идеалистического вывода об «исчезновении материи» являлось метафизическое положение, что с понятием материи связано признание неделимости атома, постоянства массы и т. д.  Он указывал, что открытия делимости и изменчивости атома, новых видов материи (в данном случае электронов и других элементарных частиц),  новых физико-химических свойств материи лишь свидетельствуют о том, что знание углубляется и что механика Ньютона, основанная на представлении о неизменной массе и отражающая свойства и законы медленных движений, не распространяется на физические тела, двигающиеся с быстротой, приближающейся к скорости света. 
На самом деле материя не исчезла и не могла исчезнуть; исчез лишь старый предел человеческих знаний о ней, прежнее  представление о ее структуре, якобы  состоящей из неизменных химических элементов, неразложимых и равных самим себе атомов. Старое представление в результате развития науки было заменено новым, более глубоким, что вовсе не означает исчезновения материи как объективной реальности и не опровергает ни материализма, ни понятия материи как гносеологической категории. 
Ленинский анализ кризиса физики и естествознания на рубеже XIX и XX вв., замечательный пример того, как диалектический материализм обогащается и развивается на основе революционной ломки понятий естественных наук и, в частности, физики.

С.Р.Ф. не является однородной. Она представлена совокупностью учений школы доктрин. Католические религиозно-философские учения представлены неотомизмом, неоавгустивизмом и тейярдизмом. С протестантизмом связаны либеральная теология, теология кризиса и новая радикальная теология. В рамках православия сформировались: академическая философия, метафизика всеединства, философия нового религиозного сознания.

НЕОТОМИЗМ - это философское направление обновленного томизма, т.е. философия Фомы Аквинского, философа 13 века. В 1879г. неотомизм получил признание Папы Римского и с этого времени составляет важную часть доктрины католицизма. Представители: Жильсон, Маритэн, Бруггер.

В неотомизме возрождаются основные категории философии Фомы, такие как бытие, сущие, существование, акт и потенция, формы и материя. С точки зрения неотомизма, именно Фома наиболее правильно решил основные философские проблемы. Новая философия, начиная с эпохи возрождения, неотомизм рассматривает в качестве непрерывной цепи ошибок и заблуждений, поэтому ставит задачей возрождение духа средневековой философии. На этом пути представители неотомизма видят преодоление хаоса современной жизни, обретение ясности, возрождение духовных ценностей. Развитие науки, согласно неотомизму имело и отрицательные. Человек излишне уверовал в науку, в то время как наука не в состоянии и не должна решать вопросы о конечных причинах бытия и смысла человеческого существования. Неотомизм стремится возродить и сохранить традиционные для христианства ценности, такие как личность, семья, церковная община, профессиональный долг, родина, государство.

 Тейярд Де Шарден Пьер 1881-1955. Фр. Цель философии Тейярда - раскрыть причины и содержание эволюционного развития вселенной, приведшей к появлению человека по средством синтеза научных данных и религиозного опыта. Человек не центр мира (представление о человеке католической доктрины), а ось и вершина эволюции.

 Эволюционная концепция  Тейярда:

1)материя и дух изначально  неразделимы. Энергия как свойство материи имеет две составляющих: физическую, т.е. подчиненную закону сохранения энергии и обеспечивающую связь элементов вселенной, и духовную, т.е. не подчиняющуюся никаким законам, действие которой направленно вперед и вверх в порядке усложнения

2) Эволюция мироздания (космогенез). Проходит три основных этапа а)преджизнь, т.е. формирование химических элементов, галактик, звезд и планет, б) жизнь, т.е. развитие и усложнение всех форм живых организмов,

в) мысль - возникновение человека и истории человечества до наших дней. Третий этап завершается формированием сферы духа, что ведет за собой гипотетический 4 этап - выход в сверхжизнь к духовному эпицентру мироздания к "точке омега".

Информация о работе Содержание понятия картины мира. Специфика мифологической, религиозной и философской картин мира