Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 13:10, реферат
Центральным философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия.
Введение…………………………………………………………………3
I. Сознание 1.Понятие сознание……………………………………………………...4
2. Структура и источники сознания……………………………………7
3. Функция сознания……………………………………………………10
4. Активность сознания………………………………………………...12
II. Самосознание
1. Понятие самосознание……………………………………………….15
2. Структуры и формы самосознания………………………………….19
3. Предметность и рефлекторность самосознания……………………20
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Сознание
2. Структура и источники сознания……………………………………7
3. Функция сознания……………………………………………………
4. Активность сознания………………………………………………...
II. Самосознание
1. Понятие самосознание………………………………………………
2. Структуры и формы самосознания………………………………….19
3. Предметность и рефлекторность самосознания……………………20
Заключение
Список литературы
Проблема сознания всегда привлекала
пристальное внимание философов, ибо определение
места и роли человека в мире, специфики
его взаимоотношений с окружающей действительностью
предполагает выяснение природы человеческого
сознания. Для философии эта проблема
важна потому, что те или иные подходы
к вопросу о сущности сознания, о характере
его отношения к бытию затрагивают исходные
мировоззренческие и методологические
установки любого философского направления.
Естественно, что подходы эти бывают разные,
но все они, по существу, всегда имеют дело
с единой проблемой: анализом сознания
как специфически человеческой формы
регуляции взаимодействия человека с
действительностью. Эта форма характеризуется,
прежде всего, выделением человека как
своеобразной реальности, как носителя
особых способов взаимодействия с окружающим
миром, включая управление им.
Центральным философским вопросом всегда
был и остается вопрос об отношении сознания
к бытию, вопрос о тех возможностях, которые
предоставляет человеку сознание, и о
той ответственности, которую возлагает
сознание на человека. Вторичность сознания
по отношению к бытию означает, что бытие
выступает как более широкая система,
внутри которой сознание является специфическим
условием, средством, предпосылкой, «механизмом»
вписывания человека в эту целостную систему
бытия.
Сознание выступает как особая форма отражения,
регуляции и управления отношением людей
к окружающей действительности, к самим
себе и своим способам общения, которые
возникают и развиваются на основе практически-
преобразовательной деятельности. Оно
не только отражает, но и творит мир. Сознание
с самого начала является общественным
продуктом. Оно возникает и развивается
только в совместной деятельности людей
в процессе их труда и общения.
Сознание является частью психики, в ней происходят
не только сознательные, но и подсознательные
и бессознательные процессы.
Сознательными называются
такие психические явления и действия
человека, которые проходят через его
разум и волю, опосредуются ими, которые,
следовательно, совершаются со знанием
того, что он делает, мыслит или чувствует.
Факторы, которые определяют этот процесс,
называют детерминантами или детерминаторами. Внешними детерминаторами сознания являются
природа и общество. Сознание присуще
лишь человеку, возникает и развивается
лишь в условиях общественной жизни. Однако
оно обусловлено не только социально.
Внешняя действительность для животного
— природа; для человека — природа и общество.
Поэтому сознание человека детерминировано
внешними факторами двояко: явлениями
и законами природы и общественных отношений.
В содержание сознания входят мысли о
природе и обществе (а также о людях как
природных и общественных существах).
Природа в процессе органической эволюции
создала ту анатомическую и физиологическую
систему, без коей невозможно сознание,
как продукт действия этой «машины». Но
природа детерминирует сознание не только
генетически, создав предпосылки сознания.
Она действует и в условиях общества, формируя
вторую сигнальную систему действительности
и изменяя характер действия рецепторов
и анализаторов сообразно условиям общественной
жизни.
Итак, вся телесная основа и механизмы
сознания созданы и изменяются природой
в условиях как животного, так и человеческого
существования. Хотя физиологическая
основа сознания и ее механизмы и не входят
в само содержание сознания, т.е. в ту совокупность
мыслей и чувств, которая в нем содержится,
однако это содержание обусловливается
и определяется не только характером внешних
явлений, но и устройством воспринимающего
их аппарата. Образ внешнего мира отличается
от самого внешнего мира. Сознание есть
субъективный образ объективного мира.
Сознание присуще только человеку и возникло
в условиях общественной жизни. Лишь в
последних условиях развился человеческий
разум и его контроль над волей. Именно
общественная жизнь, основанная на труде,
создала человека с его сознанием.
Таким образом, говоря о сознании как единстве
двух детерминаций, мы имеем в виду органический
и неразрывный комплекс двоякого рода
факторов, определивших и определяющих
развитие психики человека, факторов,
действовавших не порознь, а в единстве
и взаимопроникновении. Поэтому, занимаясь
человеческим сознанием, мы все время
будем иметь в виду не только факторы чисто
социальные, т. е. сверхличные, но и факторы
биологические, подвластные в полной мере
законам органической природы, а также
факторы психологические, подвластные
двум указанным детерминаторам.
Сознание детерминировано не только действием
внешних факторов. Сознание человека подчинено
еще действию законов нейрофизиологии
и психологии (общей и социальной), т.е.
имеет еще и внутреннюю, психофизическую
детерминацию. При этом физиологическая
обусловленность сознания, будучи внутренней,
в том смысле, что она осуществляется внутри
организма, является объективной, материальной,
а психологическая детерминация имеет
субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация — воздействие
на сознание объективного мира, природы
и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обусловленность
— вторичной.
Если содержание сознания определяется
внешними факторами, то, с другой стороны,
все явления психики и сознания протекают
в тех формах, которые фиксируются законами
и категориями физиологической и психологической
наук.
Это ощущения, восприятия и представления,
мысли, эмоции, чувства, память, воображение
и пр. Психологические формы — это как
бы соединяющиеся сосуды, в которых «переливается»
все содержание сознания. По своей форме
сознание не выходит за пределы психологических
процессов.
Содержание и форма сознания не вполне
идентичны. Сознание человека есть отражение
действительности, ее образ. Всякий образ
носит на себе отпечаток как того, что
в нем отражается, так и того материала,
на котором этот снимок отпечатывается,
и свойств того аппарата, которым этот
снимок сделан. Сознание это не только
субъективно-психологическое явление,
а единство объективного и субъективного
на основе объективного. Оно имеет объективное
содержание, прошедшее через различные
психологические «сита», «экраны», в виде
установок и ориентации, налагаемых общественным
положением человека и его прошлым жизненным
опытом.
В отдельных областях сознания последнее
подчиняется также и более специальным
законам. Так, в области познания оно совершается
по законам логики, без соблюдения которых
невозможна правильная обработка полученного
материала наблюдений и экспериментов.
В области явлений, ориентация в которых
связана с оценками (политика, идеология,
этика, эстетика, право), сознание действует
в соответствии со спецификой каждой из
этих областей. Вся умственная, познавательная,
идеологическая и оценочная деятельность
людей подчинена закономерностям. Действие
всех указанных групп законов, выражающих
сложный характер детерминации сознания,
осуществляется в их неразрывной связи
и взаимопереплетении. Однако эта нераздельность
не означает потери каждой из этих групп
своей самостоятельности и специфичности.
Поэтому мы, например, различаем рабочего:
а) как производительную силу, как природную
«машину», производящую продукт; б) как
члена общества, т. е. как социальную единицу;
в) как психологический, разумно-эмоциональный
комплекс в отличие от машины, на которой
он работает.
Как же можно
определить сознание?
Сознание — это высшая, свойственная только людям
и связанная с речью функция мозга, заключающаяся
в обобщенном и целенаправленном отражении
действительности, в предварительном
мысленном построении действий и предвидении
их результатов, в разумном регулировании
и самоконтролировании поведения человека.
2. Структура и источники сознания
Понятие «сознание» неоднозначно. В широком
смысле слова под ним имеют в виду психическое
отражение действительности независимо
от того, на каком уровне оно осуществляется
— биологическом или социальном, чувственном
или рациональном.
В более узком и специальном значении
под сознанием подразумевают не просто
психическое состояние, а высшую, собственно
человеческую форму психического отражения
действительности. Создание здесь структурно
организовано, представляет собой целостную
систему, состоящую из различных элементов,
находящихся между собой в закономерных
отношениях. В структуре сознания наиболее
отчетливо выделяются, прежде всего, такие
моменты как осознание вещей, а также переживание,
т.е. определенное отношение к содержанию
того, что отражается. Развитие сознания
предполагает, прежде всего, обогащение
его новыми знаниями об окружающем мире
и самом человеке.
Познание, осознание вещей имеет различные
уровни, глубину проникновения в объект
и степень ясности понимания. Отсюда обыденное,
научное, философское, эстетическое, религиозное
осознание мира, а также чувственный и
рациональный уровни сознания. Ощущения,
восприятия, представления, понятия, мышление
образуют ядро сознания. Однако они не
исчерпывают его структурной полноты:
оно включает в себя и акт внимания как
свой необходимый компонент. Именно благодаря
сосредоточенности внимания определенный
круг объектов находится в фокусе сознания.
Богатейшая сфера эмоциональной жизни
человеческой личности включает в себя
собственно чувства, представляющие собой
отношения к внешним воздействиям. Чувства,
эмоции суть компоненты структуры сознания.
Однако сознание - это не сумма множества
составляющих его элементов, а их интегральное,
сложно-структурированное целое.
Перейдем к вопросу об источниках сознания. Этот вопрос в течение
длительного времени был и остается предметом
анализа философов и естествоиспытателей.
Выделяют следующие факторы:
Во-первых, внешний предметный и духовный
мир; природные, социальные и духовные
явления отражаются в сознании в виде
конкретно-чувственных и понятийных образов.
В самих этих образах, нет самих этих же
предметов даже в уменьшенном виде, нет
ничего вещественно-субстратного от этих
предметов; однако в сознании имеются
их отображения, их копии (или символы),
несущие в себе информацию о них, об их
внешней стороне или их сущности. Такого
рода информация является результатом
взаимодействия человека с наличной ситуацией,
обеспечивающей его постоянный непосредственный
контакт с нею.
Вторым источником сознания является
социокультурная среда, общие понятия,
этические, эстетические установки, социальные
идеалы, правовые нормы, накопленные обществом
знания; здесь и средства, способы, формы
познавательной деятельности.
Третьим источником сознания выступает
весь духовный мир индивида, его собственный
уникальный опыт жизни и переживаний:
в отсутствии непосредственных внешних
воздействий человек способен переосмысливать
свое прошлое, конструировать свое будущее
и т.п.
Четвертый источник сознания — мозг как
макроструктурная природная система,
состоящая из множества нейронов, их связей
и обеспечивающая на клеточном (или клеточно-тканевом)
уровне организации материи осуществление
общих функций сознания. Не только условно-рефлекторная
деятельность мозга, но и его биохимическая
организация воздействуют на сознание,
его состояние.
Отметим, что при формировании актуального
содержания сознания все выделенные источники
сознания взаимосвязаны. При этом внешние
источники преломляются через внутренний
мир человека; далеко не все, идущее извне
(допустим, от общества), включается в сознание.
Приходим к выводу, что источником индивидуального
сознания являются не сами по себе идеи
и не сам по себе мозг. Источник сознания
не мозг, а отображаемое – предметный
мир. Определяющим во взаимоотношении
субъекта и объекта, сознания и предмета,
безусловно, является бытие. Реальный
образ жизни человека, его бытие – вот что определяет его сознание. А мозг – это
орган, который обеспечивает адекватную
связь человека с действительностью, т.е.
правильное отражение внешнего мира. Источником
сознания является реальность (объективная
и субъективная), отражаемая человеком
посредством высокоорганизованного материального
субстрата — головного мозга и в системе
надличностных форм общественного сознания.
3. Функции сознания
Функции сознания — это такие его свойства, которые делают
сознание орудием, инструментом познания,
общения, практического действия. Орудие
есть средство для действия. Коренная
и главнейшая функция сознания есть получение
знания о природе, обществе и человеке.
Отражательная функция сознания, является
самой общей и всеохватывающей его функцией.
Однако отражение имеет различные стороны,
имеющие свою специфику и связанные с
этой спецификой другие, более специальные
функции. Функцию сознания, а именно, что
оно раскрывает отношение между человеком
и действительностью.
Сознание как отношение между объектом
и субъектом присуще лишь человеку. У животных
отсутствует субъективная сторона отношения.
Животное — непосредственно тождественно
со своей жизнедеятельностью. Оно не отличает
себя от своей жизнедеятельности. Оно
есть эта жизнедеятельность. Человек же
делает свою жизнедеятельность предметом
своей воли и своего сознания. Его жизнедеятельность
— сознательная.
Творческая функция сознания, понимаемая
в широком смысле, как активное воздействие
на окружающую человека действительность,
изменение, преобразование этой действительности.
Животные, растения, микроорганизмы изменяют
внешний мир самим фактом своей жизнедеятельности.
Однако это изменение нельзя считать творчеством,
ибо оно лишено сознательной постановки
целей. Творческая деятельность, как и
вся практика в целом, имеет своей основой
не только отражение, но и указанное отношение,
так как в этой деятельности, человек должен
сознавать свое отделение от объекта.
В понятии отражения фиксируется преимущественно
воздействие объекта на субъект, а и понятии
отношения применительно к сознанию —
главным образом обратное воздействие
субъекта на объект.
Творчество,
как и практика человека вообще, нетождественно
с отражением как сущностью психического
процесса. В своей сущности творчество
есть акт сознательный. Творческое сознание
является моментом перехода от отражения
к практике. Отражение в творческом сознании
представляет собой образ созидаемого
человеком, отличный от образа внешней
действительности. Это образ того, что
создает человек, а не природа.
Важной функцией сознания является оценка
явлений действительности (в том числе
и совершаемого человеком). Как и творчество,
оценка базируется на отражении, ибо, прежде
чем что-либо оценивать, надо знать, что
собой представляет предмет оценки. Но
вместе с тем оценка является формой отношения
человека к действительности. В сознании
отражается все, что ему доступно по строению
нейрофизиологического аппарата и по
степени развития технических средств
наблюдения и эксперимента. Оценка же
производит выбор из всего того, что добывает
знание. Оценивать — это значит подходить
к действительности с точки зрения того,
что нужно человеку. Это отношение особого
рода. Здесь субъект, его потребности,
интересы, цели, нормы и идеалы выступают
как основания и критерии положительного
или отрицательного отношения к объекту
оценки. Поэтому оценочная функция сознания
относительно самостоятельна, автономна.
Указанные функции сознания, будучи относительно
самостоятельными, выполняют служебную
роль в отношении к практике. Они, так сказать,
подготовляют решения человека о том,
как надо практически действовать. Они
способствуют формированию регулятивно-управленческой
функции его сознания.
Сознание,
как и вся психика человека в целом, существует,
в конечном счете, для практики, для регулирования
и управления поведением человека, его
деятельностью. Регуляторное значение
для осуществления действия образ имеет
уже в непосредственно воспринимаемой
действительности. Отражаемые психикой
свойства объекта по своей значимости
для организма различны: необходимые,
полезные, вредные, безразличные. В зависимости
от характера этих свойств осуществляются
и различные реакции организма.
Еще большее значение имеют образы результата
деятельности, образы ожидаемого. Эти
образы направляют деятельность живого
организма к достижению ожидаемого результата.
Наконец, в самом процессе деятельности
происходит корректирование действия,
если оно не обеспечивает достижения нужного
результата. В производственной области
функция управления различного рода машинами
остается за человеком. Не менее важна
роль сознания в области регулирования
и управления социальными процессами,
органами и учреждениями общества
Краткий обзор функций сознания свидетельствует
о диалектическом их характере, вытекающем
из диалектической же природы сознания
- как единства объективного и субъективного,
единства отражения и отношения, воздействия
внешнего мира и «обратной связи» субъекта
с объектов.
4. Активность сознания
Активность сознания, как и его уже рассмотренные
функции, является реальным свойством
сознания, вытекающим из природы последнего
и
«работающим» на различных уровнях: сенсорном,
понятийном и социальном.
Психика вообще и сознание человека в
частности обладают рядом свойств, проистекающих
из их назначения в процессе органической
эволюции и роли в общественной жизни.
Из этих многообразных качеств можно выделить
два атрибута психики: свойства отражения
и активности.
Отражение наиболее адекватно выражает природу,
сущность психики, без коей невозможно
выполнение ее назначения как орудия ориентировки
организма в его жизненных условиях; активность
же психики является основным внутренним
условием для осуществления этого назначения.
Для животного важно не только получить
сигнал о присутствии пищи или врага, но
и схватить пищу или отразить нападение
врага. Отражение не имело бы биологического
смысла без активности. Сознание человека как высшая
форма психики имеет еще более сложное
назначение — преобразование внешнего
и внутреннего мира человека в целях общественной
жизни. Выполнение этого объективного
назначения поднимает значение активности
сознания на неизмеримо большую высоту,
чем активность психики животных. Последняя
является основой и элементарной формой
активности, а активность сознания — ее
высшей формой.
Проблема активности сознания не только нейрофизиологическая
и психологическая, но и философская проблема,
связанная с самими основами мировоззрения.
В ряде идеалистических теорий активность
рассматривается так же, как субстанциональное
качество «души», духовного начала, приводящего
в движение костную материю. Материалистическое
мировоззрение, отрицающее существование
духовного начала как особой субстанции,
неразрывно связано с признанием активности
как свойства всего живого.
Активность,
жизненность являются свойствами всей
природы. Поэтому проблему активности
вообще и активность сознания необходимо
рассматривать в широком философском
смысле.
Из комплекса многообразных источников
активности сознания следует выделить
потребности, интересы, цели и убеждения
человека. Перечисленные явления порождают
активность, являются ее основаниями,
«генераторами» активности. Человек действует
либо на основании потребностей своего
тела, либо на основании интересов и целей
своего общества, класса или другой социальной
группы, поскольку эти интересы и цели
стали его собственными убеждениями, либо,
наконец, побуждаемый к действию требованиями
общества, государства или социального
коллектива.
Активность
сознания нельзя рассматривать лишь в
плане ее внешнего проявления в деятельности.
Всякая деятельность опосредуется предварительно
сознанием, является результатом этого
опосредованного и не всегда адекватна
непосредственному воздействию. Поэтому
активность следует изучать не только
«снаружи» (т.е. как действие, практику),
но и «изнутри» (т. е. как внутренние процессы
психики).
Активность сознания выражается как
в форме внутреннего напряжения сознания
(сила мысли, чувств и воли), так и в форме
внешнего ее проявления (деятельности).
Таким образом, активность сознания проявляется
как в мышлении, так и на практике.
Активность сознания имеет свои предпосылки,
расположенные как бы в двух «этажах».
Внизу, в качестве первого «этажа», находятся
потребности
(естественные, искусственные и культурные),
интересы (общечеловеческие, общеисторические,
возрастные и конкретно-исторические:
классовые, национальные и пр.) и связанные
с ними цели, нормы, идеалы и т. д. Второй
«этаж» составляют различные оценки, имеющие
своим основанием и критериями социально-психические
явления нижнего «этажа».
Решение проблемы активности сознания,
взятой в ее гносеологическом и социологическом
аспектах, должно, по нашему мнению, исходить,
прежде всего, из различения внутренней
активности (активности сознания и подсознательных
факторов и феноменов) и внешней активности
(деятельности, практики). Первая форма
является предпосылкой и подготовкой второй. Внутренняя
активность в свою очередь состоит из
ряда звеньев: потребности, интересы, цели
и пр.; познание — оценка предыдущих факторов;
волевые процессы, направленные на действие.
Эти звенья нельзя рассматривать как линейный
ряд, так как в одних случаях внутренняя
активность начинается непосредственно
с чувственных импульсов, в других — с
рациональных, познавательных процессов.
Но во всех случаях все эти процессы, протекающие
в сознании, определяют степени и формы
внешней активности. Ценностное отношение
также во всех (или в большинстве) случаях
остается ближайшим звеном перехода к
практике
1. Понятие самосознания
Сознание предполагает выделение субъектом
самого себя в качестве носителя определенной
активной позиции по отношению к миру.
Это выделение себя, отношение к себе,
оценка своих возможностей, которые являются
необходимым компонентом всякого сознания,
и образует разные формы той специфической
характеристики человека, которая именуется
самосознанием.
Самосознание
есть определенная форма реального явления
- сознания. Самосознание предполагает
выделение и отличие человеком самого
себя, своего Я от всего, что его окружает.
Самосознание - это осознание человеком
своих действий, чувств, мыслей, мотивов
поведения, интересов, своего положения
в обществе. В формировании самосознания
существенную роль играют ощущения человеком
своего собственного тела, движений, действий.
Самосознание
есть сознание, направленное на самого
себя: это — сознание, делающее своим предметом,
объектом сознание. Как это возможно с
точки зрения материалистической теории
познания — вот в чем состоит главный
философский вопрос проблемы самосознания.
Вопрос состоит в выяснении специфики
этой формы сознания и познания. Эта специфика
определена, тем, что в акте самосознания
сознание человека, будучи субъективной
формой действительности, само раздваивается
на субъект и объект, на сознание, которое
познает (субъект), и сознание, которое
познается (объект). Такое раздвоение,
как оно ни кажется странным для обычного
мышления, является очевидным и постоянно
наблюдаемым фактом.
Самосознание
самим фактом своего существования еще
раз доказывает относительность различия
и противоположности объекта и субъекта,
неправильность представлений о том, что
в сознании все субъективно. Факт самосознания
показывает, что разделение действительности
на объект и субъект не ограничивается
лишь отношением внешнего мира к сознанию,
но что и в самом сознании имеется это
деление, выражающееся, по меньшей мере,
в двух формах: в соотношении объективного
и субъективного, в содержании сознания
и в форме разделения сознания на объект
и субъект в акте самосознания.
Самосознание обычно рассматривают лишь
в плане индивидуального сознания, как
проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое
в широком философском аспекте, включает
в себя также и аспект социологический.
В самом деле, говорим же мы о классовом
самосознании, о национальном самосознании
и т. п. Психологические науки, изучающие
явление сознания, представляют собой
также самосознание людей и самопознание
человеком человека. Таким образом, самосознание
выступает и в форме индивидуального и
в форме социального самосознания.
Наибольшую
гносеологическую трудность представляет
собой индивидуальное самосознание. Ведь
самосознание общества является либо
познанием общественных явлений (форм
общественного сознания, личности и пр.)
отдельными людьми, учеными, либо изучением
сознания всех людей теми же отдельными
людьми (этим занимается психологическая
наука). В обоих случаях мы не выходим из
рамок обычного соотношения общего и отдельного,
соотношения между объектом (обществом)
и субъектом (человеком, отдельными людьми).
В индивидуальном же самосознании перед
нами факт раздвоения сознания этого отдельного
человека на объект и субъект.
Идеалистическая философия и психология
рассматривает это раздвоение как наличие
в сознании особой субстанции, чистой
субъективности («духа», «души»), делающей
своим предметом всю остальную субъективность,
т.е. совокупность всех текучих явлений
сознания. Материалистическая философия,
психология, физиология и психопатология
накопили уже большой материал для научного
объяснения явления самосознания, его
генезиса и психологического механизма.
Материалисты, отвергая мистическую трактовку
самосознания, считают самосознание одной
из форм сознания, имеющей те же гносеологические
корни, что и сознание в целом. Они различают
две формы сознания: предметное сознание
и самосознание.
Имеются и социальные предпосылки самосознания.
Самосознание не является созерцанием
собственного изолированного индивида,
оно возникает в процессе общения. Общественная
обусловленность формирования самосознания
заключается не только в непосредственном
общении людей друг с другом, в их оценочных
отношениях, но и в формулировании требований
общества, предъявляемых к отдельному
человеку в осознании самих правил взаимоотношения.
Человек осознает себя не только посредством
других людей, но и через созданную им
материальную и духовную культуру. Самосознание
в процессе жизни человека развивается
не только на базе «органических ощущений
и чувств», но и на основе его деятельности,
в которой человек выступает творцом созданных
им предметов, что развивает в нем сознание
различия субъекта и объекта.
Материалистическое
понимание самосознания основывается
на том положении, что в человеческом «я»,
взятом в его психологическом плане, нет
ничего, кроме психических событий и связей,
которые они имеют между собой или с внешним
миром.
Однако способность
«я» в процессе самосознания отвлекаться
от всех переживаемых им состояний (от
ощущений до мышления), способность рассмотрения
субъектом всех этих состояний в качестве
объекта наблюдения ставит вопрос о различении
текучих и стационарных, устойчивых сторон
содержания сознания. Это различение представляет
собой явление внутреннего опыта. Наряду
с постоянно меняющимся содержанием сознания,
вызываемым изменениями внешнего и внутреннего
мира, в сознании имеется момент устойчивый,
относительно постоянный, вследствие
которого человек сознает, отличает себя
как субъекта от меняющегося объекта.
Проблема внутреннего
тождества «я», единства самосознания
была предметом размышлений многих философов,
в том числе И. Канта, выдвинувшего учение
о трансцендентальном единстве апперцепции,
т.е. об единстве познавательного опыта.
Следует затронуть и вопрос: что возникает
раньше — предметное сознание или самосознание?
Иначе, является ли самосознание предпосылкой
и низшей ступенью сознания или продуктом
развитого сознания, его высшей формой.
Во второй, более общей формулировке, он
представляет известный интерес и для
философии. Самосознание — это процесс,
проходящий различные ступени развития.
Если взять самосознание в его первичных,
элементарных формах, то оно уходит далеко
в область органической эволюции и предшествует
человеческому сознанию, является одной
из его предпосылок. Если же рассматривать
самосознание в его наиболее развитых
формах как один из признаков класса или
личности и разуметь под ним понимание
классом или личностью своей роли в общественной
жизни, призвания, смысла жизни и пр., то,
конечно, такое самосознание стоит выше
сознания в общем смысле этого слова, является
формой общественного сознания.
Самосознание – динамичное исторически
развивающееся образование, выступающее
на разных уровнях и в разных формах.
Первой его
формой, которую иногда называют самочувствием,
является элементарное осознание своего
тела и его вписанности в мир окружающих
вещей и людей. Оказывается, что простое
восприятие предметов в качестве существующих
вне данного человека и независимо от
его сознания уже предполагает определенные
формы самоотнесенности, т.е. некоторый
вид самосознания. Для того чтобы увидеть
тот или иной предмет как нечто существующее
объективно в сам процесс восприятия должен
быть как бы «встроен» определенный механизм,
учитывающий место тела человека среди
других тел – как природных, так и социальных
– и изменения, которые происходят с телом
человека в отличие от того, что совершается
во внешнем мире.
Следующий,
более высокий уровень самосознания связан
с осознанием себя в качестве принадлежащего
тому или иному человеческому сообществу,
той или иной социальной группе.
Самый высокий
уровень развития этого процесса – возникновение
сознания «Я» как совершенно особого образования,
похожего на «я» других людей и вместе
с тем в чем-то уникального и неповторимого,
могущего совершать свободные поступки
и нести за них ответственность, что с
необходимостью предполагает возможность
контроля над своими действиями и их оценку.
Здесь необходимо оттенить такой аспект,
как сознательность. Сознательность характеризуется,
прежде всего, тем, в какой мере человек
способен осознавать общественные последствия
своей деятельности. Чем большее место
в мотивах деятельности занимает понимание
общественного долга, тем выше уровень
сознательности. Сознательным считается
человек, способный правильно понять действительность
и, сообразуясь с этим, управлять своими
поступками.
Сознательность - неотъемлемое, свойство
душевно здоровой человеческой личности.
Возможность понимания последствий поступка
резко снижена и даже отсутствует полностью
у детей, а также у душевнобольных. Сознательность
суть нравственно-психологическая характеристика
действий личности, которая основывается
на сознании и оценке себя, своих возможностей,
намерений и целей.
Однако самосознание – это не только разнообразные
формы и уровни самопознания. Это также
всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание
предполагает сопоставление себя с определенным,
принятым данным человеком идеалом «я»,
вынесение некоторой самооценки – как
следствие – возникновение чувства удовлетворения
или же неудовлетворения собой. «Зеркало»
в котором человек видит самого себя и
с помощью которого он начинает относиться
к себе как к человеку, то есть вырабатывает
формы самосознания, - общество других
людей. Самосознание рождается не в результате
внутренних потребностей изолированного
сознания, а в процессе коллективной практической
деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.
3. Предметность и рефлексивность самосознания
Самосознание существует не только в различных
формах и на разных уровнях, но и в разной
степени проявленности и развернутости.
Когда человек воспринимает какую-то группу
предметов, то с этим необходимо связано
осознание «схемы тела», места, которое
занимает его тело в системе других предметов
и их пространственных и временных характеристик,
осознания отличия сознания этого человека
от воспринимаемых им предметов и т.д.
Однако все эти факты сознания находятся
в данном случае не в его «фокусе», а как
бы на его «периферии». Непосредственно
сознание человека нацелено на внешние
предметы. Тело человека, его сознание,
его познавательный процесс не входят
непосредственно в круг предметов его
сознательного опыта. Самосознание в этом
случае выражается как бы «неявным» образом.
Явные формы
самосознания, когда те или иные феномены
сознания становятся предметом специальной
аналитической деятельности субъекта,
носят название рефлексии. Рефлексия -
размышление личности о самой себе, когда
она вглядывается в сокровенные глубины,
своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя,
человек не может осознать того, что происходит
в его душе, в его внутреннем духовном
мире. Уровни рефлексии, могут быть весьма
разнообразными — от элементарного самосознания
до глубоких раздумий над смыслом своего
бытия, его нравственным содержанием.
Важно отметить, что рефлексия – это всегда
не просто осознание того, что есть в человеке,
а всегда одновременно и переделка самого
человека, попытка выйти за границы того
уровня развития личности, который был
достигнут. Сама рефлексия над состояниями
сознания, особенностями той или иной
личности всегда возникает в контексте
сознаваемой или несознаваемой задачи
перестройки системы сознания и личности.
Когда человек сознает себя как «я» с такими-то
особенностями, он превращает в устойчивый
предмет некоторые до того текучие и как
бы «распыленные» моменты своей психической
жизни. Человек рефлективно анализирует
себя в свете того или иного идеала личности,
выражающего его тип отношения к другим
людям. Когда человек анализирует себя,
пытается дать отчет в своих особенностях,
размышляет над своим отношением к жизни,
стремится заглянуть в тайники собственного
сознания, он тем самым хочет как бы «обосновать»
себя, лучше укоренить систему собственных
жизненных ориентиров, от чего-то в себе
навсегда отказаться, в чем-то еще более
укрепиться. В процессе и результате рефлексии
происходит изменение и развитие индивидуального
сознания.
Не следует, однако, думать, что образ самого
себя, который творит человек в разных
формах самосознания, всегда адекватен
своему предмету – реальному человеку
и его сознанию. Между ними может существовать
разрыв, возможность которого особенно
велика как раз на стадии развернутого
явного самосознания в виде рефлексии.
Однако этот разрыв может быть и в элементарных
формах самосознания, самостроительстве,
самоопределении личности.
Важно подчеркнуть, что самосознание не
только возникает в процессе совместной
деятельности и общения с другими людьми
и генетически связано с отношением к
себе с «точки зрения другого», но и что
оно постоянно проверяется, корректируется,
исправляется и развивается в ходе включения
человека в систему межчеловеческих отношений.
Сознание –
это высшая форма отражения мира, свойственная
только человеку. Оно связано с членораздельной
речью, логическими обобщениями, абстрактными
понятиями. «Ядром» сознания является
знание. Имея многокомпонентную структуру,
сознание является, тем не менее, единым
целым.
Итак, сознание
выступает как ключевое, исходное философское
понятие для анализа всех форм проявления
духовной и душевной жизни человека в
их единстве и целостности, а также способов
контроля и регуляции его взаимоотношений
с действительностью, управление этими
взаимоотношениями.
Самосознание является частью сознания,
а точнее его особой формой.
Самосознание предполагает выделение
и отличие человеком самого себя, своего
Я от окружающего мира. Самосознание -
это осознание человеком своих действий,
чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов,
своего положения в обществе. Оно выступает
и в форме индивидуального и в форме социального
самосознания. Самосознание рефлексивно,
с его помощью человек оценивает себя,
свое место в жизни и обществе, свои поступки.
Самосознание
возникло не в качестве духовного зеркала
для праздного самолюбования человека.
Оно появилось в ответ на зов общественных
условий жизни, которые с самого начала
требовали от каждого человека умения
оценивать свои поступки, слова и мысли
с позиции определенных социальных норм.
Несмотря на огромные усилия, затраченные
философией и другими науками, проблема
человеческого сознания (индивидуального
и общественного) далека от своего решения.
Много неясного таят в себе механизмы,
функции, состояния, структура и свойства
сознания, его взаимоотношениями с деятельностью
индивида, пути его формирования и развития,
связи с бытием. Важно подчеркнуть, что
вопрос о взаимоотношении сознания и бытия
не сводится к вопросу о первичности и
вторичности, хотя и исходит из этого.
Изучение отношения сознания и бытия включает
исследование всех многообразных и исторически
меняющихся типов и форм, т.е. в некотором
роде это «вечный вопрос». «Вечный» в том
смысле, что развитие форм и человеческой
жизнедеятельности, прогресс науки и культуры
постоянно усложняют и изменяют конкретные
формы отношения сознания и бытия и ставят
множество проблем перед философской
мыслью.
1. Тугаринов В.П.
Философия сознания. Москва 1971г.
2. Спиркин А.Г.
Философия. Москва 1998г.
3. Георгиев Ф.И.
Сознание, его происхождение и сущность.
Москва 1967г.
4. Введение в
философию. Учебник для вузов в 2 ч. ч. 2.Политиздат
1989г.
5. Алексеев П.В.,
Панин А.В. Философия. Москва 1999г.