Сознание и бессознательное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 12:06, контрольная работа

Краткое описание

«Сознательное» и «бессознательное» — это соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики. Человек обдумывает ситуации и принимает решения. Такие действия называют осознанными. Однако часто человек поступает необдуманно, а иногда он сам не может понять, почему он так поступил. Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий. Слова, которые он использует для характеристики этого состояния, разные: необдуманно, неосознанно, спонтанно, интуитивно.

Вложенные файлы: 1 файл

философия Сознание и бессознательное.docx

— 42.37 Кб (Скачать файл)

       Разнообразие  форм и проявлений бессознательного исключительно велико. В некоторых случаях  можно  говорить  не  только  о  бессознательном,  но  и о «надсознательным» в поведении и деятельности  человека.  Усвоение  социального опыта, культуры, духовных ценностей и  создание  этих  ценностей  художником или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом  рефлексии  и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного. Вообще,  сознание  –  это  понятие,  имеющее  очень  широкий   спектр толкования, начиная  от  автоматических  действий  человека  (не  получающих отражения в его сознании) и кончая особой сферой психической  реальности,  в основном   определяющей   жизнь   и   поступки   людей.   Представление    о многослойности  психики  человека   существовало   ухе   в древневосточной философии.  Концепция  бессознания   впервые   была   четко   сформулирована Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознание как  низшую  форму душевной  деятельности,  лежащую  за   порогом   осознанных   представлений, возвышающихся,   подобно   островкам,   над   океаном    тёмных    перцепций (восприятий).  В  европейской  традиции  об  этом  также  писал  Кант,  свою концепцию  бессознательного  создали  Э.Гартман  и  И.Ф.Гербарт.  В   теории З.Фрейда бессознательное представлено в  виде  мощной  иррациональной  силы, определяющей поведение человека. К.Г.Юнгом  введено  понятие  «коллективного бессознательного», характерного для каждого народа и этноса  и  формирующего его творческий дух, чувства и ценности. В современной  глубинной  психологии это понятие широко используется для трактовки всех  психических  форм  жизни человека.  В  современной  оно  толкуется   как   совокупность   психических процессов,  состояний  и  схем  поведения,  не  представленных  отчетливо  в сознании   людей.   Термин   «бессознательное»   применяется    также    для характеристики  группового  поведения,  цели  и  последствия   которого   не осознаются членами и лидерами группы. Личное бессознательное и  коллективное бессознательное влияют на жизнь индивида и ход исторического процесса. 

Взаимосвязь сознательного и бессознательного

 

Взаимосвязь   сознательного   и    бессознательного    является    основной предпосылкой психоанализа, и  только  она  дает  ему  возможность  понять  и приобщить науке.

 Было бы неверно  на том основании, что бессознательное  и  сознание  – это противоположные  друг  другу  понятия,  приравнивать  бессознательное  и сознательное   к   животной   и   человеческой    психике    соответственно.

Бессознательное  -  это  столь  же  специфически  человеческое   психическое проявление, как и  сознание,  оно  детерминировано  общественными  условиями существования человека,  выступая  как  частичное,  недостаточно  адекватное отражение мира в мозгу человека.

       Явления   бессознательного   получают    различные    объяснения    у представителей разных научных  школ.  Пионер  изучения  бессознательного  3. Фрейд  под  бессознательным  понимал  влечения  человека,  которые  ему   не удавалось реализовать, поскольку они  оказались  противоречащими  социальным нормам. Это, по Фрейду, приводило к их вытеснению в сферу  бессознательного. Свое  существование  эти  влечения  обнаруживают  в  обмолвках,   оговорках,

сновидениях. Быть сознательным — это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что любой психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит под воздействием каких-либо, иногда незначительных факторов; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым , подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным. Правда, философы возразили бы нам: нет, термин «бессознательное» не может иметь здесь применения; пока представление находилось в скрытом состоянии, оно вообще не было психическим. Но если бы уже в этом месте мы стали возражать им, то затеяли бы совершенно бесплодный спор о словах.

К термину или понятию бессознательного мы пришли другим путем, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы видели, т.е. вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления — здесь прежде всего приходится иметь дело с некоторым количественным, т.е. экономическим, моментом, — которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны опять-таки как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными. 

Заключение

 

Таким образом, с появлением сознания, у человека, как у ребенка, возникло очень много «Почему?». Решение поставленных задач способствовало разностороннему развитию сознания. В связи с этим бессознательное в человеке также претерпело очень сильные изменения. Перечисленные процессы, а также структуру этих явлений изучали ученые и философы разных времен, одновременно стараясь найти ответы на многие вопросы.

Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем, встававших когда-либо перед исследованиями, стремившимися осмыслить законы природы. Ученые материалистического направления объясняют возникновение психики длительным развитием материи. Исследуя природу материи, они изучают различные формы движения материи. Вся материя, начиная от неживой, неорганической, и кончая самой высшей и сложной материей - человеческим мозгом, обладает всеобщим качеством материального мира - качеством отражения, т. е. способностью отвечать на воздействия. Формы отражения зависят от форм существования материи: отражение проявляется в способности отвечать на внешние воздействия в соответствии с характером воздействия и формой существования материи.

В неживой природе движение может выступать в виде механического, физического или химического взаимодействия тел или веществ. Простейшие примеры движения в неорганической природе: скала, омываемая морем, оказывает воздействию воды определенное сопротивление - волны разбиваются оскалу, но и скала постепенно разрушается; солнечный луч, отражаемый от поверхности воды; появившийся в результате электрических зарядов озон. Биологическая форма движения материи - жизнь - качественно новая ступень развития природы.

 

Литература

 

  1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996.
  2. Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1995.
  3. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1983..
  4. «Психология бессознательного»  Зигмунд Фрейд 1990г.
  5. «Толкование сновидений» Зигмунд Фрейд  1991г.
  6. «Психоанализ и русская мысль» Зигмунд Фрейд  1994г.
  7. Мир человека. Под ред. Малышевского А.Ф. – С.-Пб. 1992г.
  8. «Психоанализ и русская мысль». Зигмунд Фрейд,1994.
  9. «Информация. Сознание. Мозг». Д.И. Дубровский Москва: «Высшая школа», 1980.

 

 

 

 

 


Информация о работе Сознание и бессознательное