Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 00:37, реферат

Краткое описание

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки (Кон, 1988. С. 133). В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание».
По объему понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания — социальная среда и подчеркивается направление ее воздействия на личность.

Содержание

Понятие социализации…………………………………………………..3
Содержание процесса социализации…………………………………...5
Стадии процесса социализации………………………………………..7
Институты социализации……………………………………………….8
Социализация личности………………………………………………..13
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

filosofia2.docx

— 31.27 Кб (Скачать файл)

Механизмы социализации.

Это способы, с помощью  которых происходит усвоение социального  опыта на разных стадиях процесса социализации.

1)Подражание. Бессознательное  копирование поведения других  людей. С возрастом этот механизм  становится сознательным и целенаправленным.

2)Конформность. Используется  в основном взрослыми людьми (усвоение  чужого мнения)

3)Идентификация. Применительно  к социализации - идентификация это  способ психологической связи  человека с другими людьми, в  результате которого все действия  и идеи в человеке вызывают  такие влияния, как если бы  они протекали в нем самом.  Благодаря идентификации, человек  может идентифицировать с кем  либо. Личностью или социальной  группой (находит сходство сними  - перенимает способы поведения). Механизмы идентификации наиболее  актуальны в подростковом возрасте.

Эффекты, результаты социализации.

В идеале результат социализации - это зрелая, гармонично развитая личность, законопослушный гражданин.

В реальности далеко не все  люди проходят процесс социализации. Если человек жил в обществе - он уже частично социализован. 
В отличие от целенаправленного образования, процесс социализации отчасти стихиен, то есть его результаты для различных людей различны.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социализация  личности

Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального  опыта, в ходе которого человек преобразует  социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы  и шаблоны поведения, которые  приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения  человека определяются теми нормами, которые  приняты в данном обществе.

Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс  превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую  принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и  роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок  и убеждений, обучения принятым в  обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения  в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет  смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его  несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления  преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно  к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой  известных в педагогике и в  педагогической психологии понятий  обучения и воспитания.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво  концептуальная социализация, когда  вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

O сохранение своей непохожести  и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и  обществом;

O изменение себя, "стать  как все";

O конформизм, внешнее соглашательство,  адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

 

 

Список литературы

  1. Учебное пособие-Общая социология.
  2. Конспект лекций по курсу «психология»
  3. Сайт- http://gendocs.ru
  4. Социализация человека, Глотов М.Б.

 

 

 

 

 


Информация о работе Социализация личности