Социальная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 08:34, контрольная работа

Краткое описание

Но с момента своего зарождение и поныне философия сталкивается со своим неприятием, с сопротивлением, с попытками отторжения. Это связано со многими факторами, и, прежде всего — с кризисными явлениями в культуре, когда многие говорят, что они изверились в философии. Однако, при этом важно помнить, что кризисные явления преходящи. И хотя старые идеи низвергаются, но потом к ним обращаются вновь, и они предстают в совершенно новом ключе. Все они — «грани целостности, блики единства» Все они дополняют друг друга (античные и постмодернистские, системно-логичные и афористичные) — их единит общность проблем и глубина видения, причастность к вечности, к фундаментальным истокам мысли и человеческого существования, стремление от быта к бытию.

Содержание

Введение…………………………………………………...…..….2
1.Мировоззрение и философия.
1.1. Мировоззрение……………………………………....……….3
1.2. Философия ………………………………………………..….4
2. Основы Философского понимания мира.
2.1. Бытие и формы его существования………………………….6
2.2. Сознание и самосознание…………………………………….6
2.3.Познание и творчество………………………………………...9
3.Философская антропология.
3.1. Человек как предмет изучения философского познания….10
3.2. Духовный мир человека……………………………………..13
3.2. Духовный мир человека……………………………………..14

4.Социальная философия.
4.1.Общество, как философская проблема………………………16
4.2.Материальные основы общества……………………………..18
4.3. Духовная основа общества…………………………………..19
4.4. Глобальные проблемы человечества………………………...20

Заключение…………………………………………………………24
Список литературы…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.docx

— 52.55 Кб (Скачать файл)

 

 

3.Философская  антропология.

3.1.  Человек  как предмет изучения философского  познания.

Предметом философии человек  становится в такой философской  дисциплине, как философская антропология, изучающей человека, его специфику  по сравнению с другими живыми существами, его место в универсуме (мире), особенности его существования  и мировосприятия. В отличие от культурной антропологии, занятой изучением  образа жизни и сознания людей  конкретных культур, философская антропология фиксирует свое внимание на основных чертах человека как рода. В то же время она может включать в  себя и включает изучение человека как индивидуальности, как субъекта уникальных переживаний.

Философская антропология стремится  понять и ставит такие проблемы:

- Каково положение человека  в мире, какое место занимает  он в иерархии вещей и существ?  Является ли человек случайным  эксцессом бездушной природы  или же он причастен высшим  силам? Он - только маленький частичный  фрагмент мироздания, или он - микрокосм  (маленький космос), зеркало мира  как целого?

- Какова природа и сущность  человека? Чем он отличается от  животных?

- Человек - разумное существо  или же существо, руководимое  влечениями и страстями? Каковы  возможности разума и какова мера влияния бессознательного на наше мышление и поведение.

-Что такое смерть, как  человек должен относиться к  ней?

- В чем смысл жизни?  Есть ли у каждого из нас  конкретное предназначение и  как можно "стать собой"?

- Какое реальное место  занимают в человеческой жизни  любовь, справедливость, мужество и  другие важнейшие духовные ценности?

Ни на один из этих вопросов нет окончательного и исчерпывающего ответа. Люди каждой новой эпохи  дают свои ответы, заново осмысливая свое собственное положение в мире. Исходя из сказанного, следует ответить на ключевой для антропологических изысканий вопрос: каково место человека в мире?

Первый ответ был характерен для периода античности - это ответ  космоцентрический. Он означал, что Космос - мировой порядок - это живое телесное целое, а человек - микрокосм, маленькая модель единой одушевленной вселенной.

Второй ответ - теоцентрический. Он типичен для средневековья. У истоков истории стоит единый Бог-творец, создавший мир из ничего. Человек создан по образу и подобию божьему, он, как и творец, наделен свободой воли. Однако человек греховен, так как воспротивился воле творца. Бог - промыслитель и судья всех человеческих дел.

Третий ответ - антропоцентрический. Он господствует в философии с  начала Нового времени и по сегодняшний  день. Антропоцентризм исходит из того, что мы ничего толком не знаем  в мире, кроме самих себя, и  на весь мир смотрим только через  призму собственно человеческих потребностей и интересов. Антропоцентризм возвышает  человека, но он чреват субъективизмом, практической и познавательной самозамкнутостью.

Вопрос о природе человека - также один из центральных в  философской антропологии - это вопрос о его эмпирическом (природном) отличии  от всех других живых существ, а вопрос о его сущности - это вопрос о  тех его глубинных качествах, которые определяют его специфику  и внешне проявляются в чертах, свойственных "природе".

Природа человека глубоко  противоречива, поэтому человек  всегда выступает загадкой для самого себя. С одной стороны, человек - существо физическое, телесное, подчиненное  всем законам биологии и физиологии. Он захвачен влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы, им владеют  инстинкты и страсти, он легко  впадает в страх и гнев. Являясь  как бы "вещью среди вещей", человек детерминирован своим прошлым (биологией).

С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания  и осмысления обстоятельств. Человек может познавать объективные характеристики действительности, даже если они прямо не отвечают на его биологические потребности. Человек демонстрирует способность быть нравственным, подниматься над своими естественными влечениями и делать свободный выбор. Тогда оказывается, что он вовсе не подчинен полностью прошлому, не похож на "вещь". Сознание, разум и свобода присуще природе человека. Человек над биологией надстраивает биографию.

Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека, отличающую его  как особое существо от биофизических  проявлений его природы. Существует три возможных варианта решения  данной проблемы.

1. Сущность человека духовна.  Эта версия характерна для  всех религиозных и эзотерических  (тайных) учений. В соответствии с  ней истинная самость человека  не имеет отношения к эмпирическому  миру. Так, в соответствии с  христианством Бог наделяет человека  единством духа и души, способных подняться над инстинктами и телесными требованиями, а также над любыми соблазнами материальной жизни. Человек духовен и потому способен господствовать над плотью. В соответствии с эзотерическими учениями истинное "Я" человека - духовная монада (единица) - просто сменяет из жизни в жизнь разные тела, которые служат лишь средством для самосовершенствования.

2. Сущность человека - разум.  Эта версия сформировалась в  Новое время (рационализм). Она  предполагает, что разум - особая  самостоятельная инстанция (дух)  и человек отличается от животных  именно разумом - умением логически  мыслить, познавать себя и мир.  Разум позволил человеку выделиться  из животного царства, используя  силы самой природы, и он  же залог грядущего счастья  и прогресса в обществе.

3. Сущность человека - предметно-деятельная, социокулътурная. Решающую роль в утверждении этой версии сыграли работы Карла Маркса. Человек выступает здесь как существо, которое не пассивно приспособляется к природе, а активно приспосабливает природу к собственным потребностям. Он переделывает ее в трудовом процессе, ставит все новые и новые цели, создает "вторую, очеловеченную природу" - мир культуры. В труде, преобразуя окружающую действительность, человек и проявляет себя как разумный и свободный, ибо творит "по меркам любого вида, в том числе и по законам красоты". Являясь существом трудовым, человек выступает и существом социальным. Он не может трудиться вне общения. Покорение природы и преобразование ее в культуру связано с постоянным взаимодействием людей, со складыванием социальных групп. Поэтому сущность человека - это "совокупность всех общественных отношений". Не биологические черты человека определяют самое существенное в нем, а его социально - групповая принадлежность.

3.2.  Духовный  мир человека.

Длительное время понятия  «дух», «душа», «духовность» в философии  связывались с религиозно-идеалистическими учениями. У Платона и Аристотеля дух представал перводвигателем космоса и формообразующим началом. Христианское учение истолковывало дух как Бога, сотворившего из ничего мир и человека. Уже в подобных воззрениях выделялась существенная черта духа — побуждать человека к активной, преобразовательной деятельности. Дух, прежде всего, есть высшее средоточение интеллектуальных сил, воли и эмоций человека в его социальных действиях. Можно выделить различные типы духовности: эстетическая духовность (ориентация на идею красоты), моральная духовность (акцентирование на идеях добра и справедливости, религиозная (вера в Бога), сциентическая (установка на идею знания и чувство реальности). Всем типам духовности свойственны любовь к ближнему, милосердие, доброта, верность идеям и идеалам, чувство собственного достоинства, долга, совести, чести и т.д.

Духовная жизнь человека оказывает влияние на процесс  человеческой деятельности.

3.2.  Духовный  мир человека.

В жизни каждого нормального  человека рано или поздно наступит момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального  существования. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивает самые глубины его  внутреннего мира.

Первой реакцией, следующей  за осознанием своей смертности, может  быть чувство безнадежности и  растерянности, даже панической. Преодолевая  это чувство, человек, всю оставшуюся жизнь существует, отягощенный знанием  о грядущей собственной смерти; более  того, это знание, хотя в большинстве  жизненных ситуаций оно таится в  скрытых глубинах сознания, становится, тем не менее, основополагающим в  последующем духовном развитии человека. Наличием такого знания в духовном опыте человека в значительной степени  и объясняется острота, с которой  перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни.

Размышления над этим вопросом для многих людей оказываются  исходным пунктом в выработке  того, что принято называть основной "линией" жизни, подчиняющей себе поведение и поступки человека на разных уровнях - будь то общество в  целом, или ПУДОВОЙ коллектив, или  семья, или близкие друзья. Отклонения от этой "линии" нередко приводят к мучительным моральным коллизиям  в его жизнедеятельности, а ее утрата - к нравственной, а то и  физической гибели человека. Цель и  смысл индивидуальной жизни каждой личности тесно связаны с социальными  идеями и действиями, определяющими  цель и смысл всей человеческой истории, общества, в котором человек живет  и трудится, человечества как целого, его предназначение, а, следовательно, ответственность на Земле и во Вселенной. Этой ответственностью четко  очерчиваются границы того, что могут  и чего не могут ни при каких  условиях делать на индивидуальном и  социальном уровне человек и человечество. Этим же определяется и то, какими средствами могут или не могут они добиваться  своих целей, даже если эти цели представляются высокими, нравственными.

Человек руководствуется  в своей жизни определенными  нравственными целями и использует для их достижения адекватные им средства, он знает, что не всегда и не во всех случаях может добиваться желаемого  результата, который в нравственных категориях обозначался во все времена  как добро, правда, справедливость... И возникает вопрос: что ж, жизнь  его - единственная и неповторимая - в какой-то мере уравнивается с жизнью тех, кто живет бесцельно, бессмысленно и безнравственно, творит зло, ложь и несправедливость? Вопрос этот тем  более значим, что жизнь каждого  человека не бесконечна, а обрывается смертью, небытием. Осознавая конечность своего земного существования и задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. И вполне понятно, что тема эта, быть может, наиважнейшая для каждого человека, занимает центральное место во всей культуре человечества. История мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть.

Поисками ответа на этот вопрос занимались и занимаются и  мифология, и различные религиозные  учения, и искусство, и многочисленные направления философии. В отличие  от мифологии и религии, которые, как правило, стремятся навязать, продиктовать человеку определенные его  решения, философия, если она не является догматической, апеллирует, прежде всего, к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для  этого собственные духовные усилия. Философия же помогает ему, аккумулируя  и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках.

 

4.Социальная философия.

4.1.Общество, как  философская проблема.

Общество - это совокупность людей и их взаимоотношений. В  западной литературе обществом чаще всего называют географическое образование, связанное воедино правовой системой и имеющее определенное "национальное лицо".

Общество на любой ступени  его развития - это многостороннее образование, сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми: техника, учреждения, язык, наука, философия, искусство, мораль, право, политика и т.д. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество как целое.

Современная философия рассматривает  общество как совокупность различных  частей и элементов, которые тесно  связаны между собой, постоянно  взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный  организм, как единая система.

Понятно, что части системы  весьма многообразны, многокачественны и имеют иерархическую структуру. Иначе говоря, каждая система, как правило, имеет подсистемы, тоже состоящие из определенных частей.

Современная социальная философия  выделяет четыре основных характеристики общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность. Самодеятельность, самоорганизация и саморазвитие в той или иной мере присущи не только всему обществу в целом, но и отдельным элементам. Но самодостаточным может быть только общество в целом. Ни одна из систем, в него входящих, самодостаточной не является. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые социальные группы, институты (семья, образование, экономика, политика и т.п.) создают общество в целом как самодостаточную систему.

Структуру человеческого  общества образуют: производство и  складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения  и, наконец, духовная сфера жизни  общества-наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.

Базовую структуру общества образуют основные типы общественной деятельности (подсистемы общественной жизни), которые в нем постоянно  воспроизводятся. Это:

- материальная деятельность,

- духовная деятельность,

- регулятивная или управленческая деятельность,

- деятельность обслуживания, которую иногда называют гуманитарной или социальной в узком смысле.

Кроме этого подхода существует и другой, более традиционный для отечественной философской мысли, выделяющий следующие сферы общества:

Информация о работе Социальная философия