Социальная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 08:34, контрольная работа

Краткое описание

Но с момента своего зарождение и поныне философия сталкивается со своим неприятием, с сопротивлением, с попытками отторжения. Это связано со многими факторами, и, прежде всего — с кризисными явлениями в культуре, когда многие говорят, что они изверились в философии. Однако, при этом важно помнить, что кризисные явления преходящи. И хотя старые идеи низвергаются, но потом к ним обращаются вновь, и они предстают в совершенно новом ключе. Все они — «грани целостности, блики единства» Все они дополняют друг друга (античные и постмодернистские, системно-логичные и афористичные) — их единит общность проблем и глубина видения, причастность к вечности, к фундаментальным истокам мысли и человеческого существования, стремление от быта к бытию.

Содержание

Введение…………………………………………………...…..….2
1.Мировоззрение и философия.
1.1. Мировоззрение……………………………………....……….3
1.2. Философия ………………………………………………..….4
2. Основы Философского понимания мира.
2.1. Бытие и формы его существования………………………….6
2.2. Сознание и самосознание…………………………………….6
2.3.Познание и творчество………………………………………...9
3.Философская антропология.
3.1. Человек как предмет изучения философского познания….10
3.2. Духовный мир человека……………………………………..13
3.2. Духовный мир человека……………………………………..14

4.Социальная философия.
4.1.Общество, как философская проблема………………………16
4.2.Материальные основы общества……………………………..18
4.3. Духовная основа общества…………………………………..19
4.4. Глобальные проблемы человечества………………………...20

Заключение…………………………………………………………24
Список литературы…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.docx

— 52.55 Кб (Скачать файл)

- материально-экономическую,

- социальную,

- политическую,

- духовную

Во всякой человеческой деятельности можно выделить четыре составляющих ее элемента. Деятельность - это специфически человеческая форма активного отношения  к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное осмысление, изменение и преобразование данного мира.

В любой деятельности, активной стороной, без которой никакой  деятельности просто быть не может, является человек. Деятельность человека может  быть направлена на другого человека, на вещи  и символы или знаки, каковыми являются устная и письменная речь, информация на различных носителях, книги, картины, искусственные языки  и т.д.

Однако человек сам  по себе, как и вещи без человека, еще не образуют социального действия. Для такого действия необходимы связи  между ними. Элементы человеческой деятельности: сами люди, физические вещи, символы и связи между ними - должны постоянно воспроизводиться. Этим и порождают основные типы общественной деятельности.

Четырем названным элементам  простейшего социального действия соответствуют указанные выше четыре типа (или сферы) общественной деятельности. При этом каждая сфера имеет собственную  специфику, вследствие чего играет свою, только ей присущую роль в жизни  общества. Подробнее мы остановимся  на этом в следующих разделах реферата.

4.2.Материальные основы общества.

Духовную сферу общества обычно связывают с культурой.

Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

При более широком понимании  материальной культуры в ней усматривают  три основных элемента.

- Собственно предметный мир, созданный человеком, — здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании» среды обитания человека. Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств — компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.

- Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.

- Техническая культура - это конкретные навыки, умения, способности человека. Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

4.3. Духовная  основа общества

Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.

- Идеальные формы существования культуры не зависят от отдельных человеческих мнений. Это — научные знания, язык, устоявшиеся нормы морали и права и т.д. Иногда к этой категории относят деятельность образования и средств массовой коммуникации.

- Интегрирующие формы  духовной культуры соединяют разрозненные элементы общественного и личного сознания в цельное мировоззрение. На первых этапах развития человечества такой регулирующей и объединяющей формой выступали мифы. В современности ее место заняли религия, философия и в некоторой степени — искусство.

- Субъективная духовность представляет собой преломление объективных форм в индивидуальном сознании каждого конкретного человека. В этом отношении можно говорить о культуре отдельного человека (его багаже знаний, способности к моральному выбору, религиозных чувствах, культуре поведения и т.д.).

Соединение духовного  и материального формирует общее пространство культуры как сложной взаимосвязанной системы элементов, постоянно переходящих друг в друга. Так, духовная культура — идеи, замыслы художника — может воплощаться в материальных вещах — книгах или скульптурах, а чтение книг или наблюдение предметов искусства сопровождается обратным переходом — от материальных вещей к знаниям, эмоциям, чувствам.Качество каждого из этих элементов, а также тесная связь между ними определяют уровень нравственного, эстетического, интеллектуального, а в итоге — культурного развития любого общества.

 

4.4. Глобальные  проблемы человечества.

4.4.1. Специфика   глобальных проблем человечества

Для современного этапа развития земной цивилизации характерны

следующие основные черты:

1. Разнонаправленность, нелинейность  и неравномерность социальных изменений. Общественный прогресс в одних странах сопровождается  регрессом и упадком в других.

2. Неуравновешенность сложившейся  системы межгосударственных

отношений. В различных  регионах возникают локальные финансовые

или экономические кризисы, грозящие кризисом всеобщим.

3. Обострение противоречий  общечеловеческих интересов с интересами национального, религиозного  или иного характера, между индустриально развитыми странами и странами «развивающимися», между возможностями биосферы Земли и растущими потребностями ее жителей и др.

Важнейшая роль в определении  судьбы земной цивилизации принадлежит так называемым «глобальным проблемам», которые затрагивают коренные интересы всего человечества в целом и каждого жителя земли в отдельности, оказывают существенное влияние на решение других, более  частных проблем, стоящих перед тем или иным государством. Эти проблемы могут быть разрешены только объединением усилий всех стран.

 Непосредственной причиной  возникновения глобальных проблем являются преобладание стихийности в управлении природными и общественными процессами, потребительское отношение не только к природе, но и к человеку в условиях рыночной экономики. Все глобальные проблемы современности можно разделить на три группы:

1. Межсоциальные проблемы – проблемы войны и мира,социально-экономические проблемы, проблемы преодоления отсталости тех или иных стран и т.д.

2. Проблемы системы «человек-общество»  - здравоохранения, народонаселения, образования, компьютеризации и научно-технического прогресса в целом, развития человека и его будущего.

3. Проблемы системы «природа  – общество» - ресурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды.

4.4.2.Основные глобальные проблемы современности: экологическая, демографическая, проблема войны и мира.

 Экологические проблемы в настоящее время имеют первостепенное значение для человечества. Деятельность человечества по освоению природы носит в последнее столетие  необратимо разрушительный характер. Эта деятельность приводит к непрерывному росту углекислого газа в атмосфере Земли, что может стать причиной глобального изменения климата в результате «парникового эффекта».

Рост материального производства за собой влечет такие необратимые

процессы, как загрязнение  морей и океанов, атмосферы, истощение

озонового слоя планеты, исчезновение лесов, опустынивание Земли

(40% ее суши), сокращение  запасов пресной воды, эрозия  почвы и т.д.

Созданная человеком искусственная  среда постепенно и неотступно надвигается на естественную среду, угрожая в недалеком будущем поглотить ее полностью. Не надо забывать, что человек –один из биологических видов и как биологический вид он может существовать только в определенных, благоприятных для его жизни условиях (которые он активно уничтожает).

Экономический прогресс достигался и достигается за счет экологического регресса. Главная причина противоречия между экономикой и экологией – установка человека на потребительское отношение к природе. Экологическую катастрофу можно предотвратить только через осознание обществом  своей ответственности за состояние среды своего обитания и выработку четких правовых норм, ограничивающих антропогенное воздействие на  природу, обязательных для всех стран.

Война и мир. Вопрос стоит кардинально: «Быть или нет быть человечеству вообще». Это связано с появлением и распространением прежде всего ядерного оружия, которое способно уничтожить все живое на Земле. Количество ядерных боеголовок в настоящее время в три тысячи раз по мощности превосходит количество взрывчатых веществ, использованных во Второй мировой войне (по 3,6 т на каждого жителя Земли).   Использование ядерного оружия может привести не только и не просто к уничтожению части населения.

Есть и другие последствия: 1) создание эффекта «ядерной зимы» - взрыв

«только» одного процента, накопленных на планете ядерных  зарядов, приведет к уничтожению всего живого, т.к. тучи пепла от пожаров и

огненных штормов (вызванных  взрывами) сделают атмосферу планеты

практически непроницаемой для солнечных лучей, произойдет резкое

похолодание (на 50-60 градусов) и все живое погибнет; 2) появление

электромагнитного импульса, поражающего  электростанции и выводящего из строя приборы; 3) радиоактивное заражение местности на многие сотни и тысячи лет (даже, если кто-нибудь останется,возникает вопрос: как жить?).

Серьезной проблемой, чреватой началом новой мировой войны,являются региональные конфликты и кризисы, порождающие гражданские войны, мировой терроризм, национальный и религиозный экстремизм уже в мировом масштабе.

Эффективное решение  проблем  национального, регионального и планетарного масштаба возможно ненасильственным путем, на основе диалога и взаимопонимания. Путь к миру на Земле – полное и всеобщее разоружение. В противном случае – нагнетание напряжения и войны.

Демографическая проблема. Демографический фактор (рождаемость, смертность, плотность и миграция населении) оказывает существенное давление на социоприродную среду в глобальных масштабах. Темпы роста населения с развитием цивилизации увеличиваются: если до Х1Х века  для удвоения населения необходимо было 1000 лет,  после 1850 г. -  80 лет, в настоящее время  население удваивается в течение каждых 50 лет. Земля способна прокормить 60 млрд. людей, этот «критический» порог будет достигнут уже к 2150- 2200 гг. Уже сейчас 2,5 млрд. из 6,5 млрд. населения планеты голодает.   Демографические процессы, начиная с 60-ых годов ХХ в.,   во многом определяются двумя противоположными тенденциями: 1)

«демографический взрыв» - резкий прирост населения  в  странах Азии,

Африки, Латинской Америки: в Китае население увеличится с – 1млрд.250 млн.  к 2040 – на 300 млн. больше, Индия – с 1 млрд. до 1млр. 600 млн. – к 2050 г., Пакистан  с 147 млн. до 375млн. – к 2050 г., Вьетнам – с 78 – до 130 млн. человек – к 2040 г.и т.д. ; 2)  «нулевой прирост» населения в странах Западной Европы. Первая тенденция ведет к резкому обострению социально-экономических проблем в развивающихся странах, прежде всего - отсутствие работы, голод, неграмотность и неустроенность десятков миллионов людей. Вторая тенденция ведет к резкому старению населения в развитых странах и

сокращению его вообще. По подсчетам западных политологов, количество населения в развитых странах (богатого Севера)  через 100 лет будет составлять только 10% всего населения планеты. Что может привести к военному противостоянию между малочисленным богатым Севером и перенаселенным бедным Югом и началу новой мировой войны. Демографическую проблему пытаются решить в развивающихся странах, осуществляя государственную политику контроля (сокращения) над рождаемостью, в развитых – наоборот, поощрением рождаемости. Однако, результаты в этом направлении неутешительны.

Заключение

Основной вопрос философии - это вопрос об отношении материи  и сознания. Он является основным потому, что без него не может быть никакого философствования, никакой подлинной  философии. В зависимости от его  решения формулируются две главные, принципиально разные всеобщие ориентации в мире: материализм и идеализм. От центрального вопроса расходятся несколько групп проблем, соответствующих  структуре философского знания: антропологические (экзистенциальные, касающиеся проблемы подлинного существования человека), гносеологические (теоретико-познавательные), аксиологические (ценностные), праксиологические (духовно-практические) и онтологические (природнокосмические, в которых рассматриваются различные аспекты бытия). Эти группы проблем нередко пересекаются и взаимодополняют друг друга, например, в проблеме сознания. Все философские проблемы, сколь бы «удалены» они ни были от центральной проблемы философии, конкретизируют ее и содействуют осуществлению интеграции всех проблем философии в единую целостность.

Экзистенциальные проблемы неразрывно связаны с существованием человека, с его духовной потребностью в осмыслении мира и своего отношения  к нему. Для индивида весь мир  оказывается расколотым на две части: на мое «я» и остальное «не-я», включая природу, общество и других людей. Человека волнуют проблемы смысла жизни, счастья, возможности личного  бессмертия и т.д., поэтому философия  антропоцентрична.

Информация о работе Социальная философия