Социальная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 15:53, реферат

Краткое описание

В XX в. стало общепринятым положение о том, что «не только логически, но и исторически возникновение личности опосредовано правом». Первым, кто вообще задумался над этим вопросом, показал, что это именно так и из чего это следует, был И.Г. Фихте.
Фихте принадлежит особая роль в развитии рефлексорной традиции философии права. Философская рефлексия - это исследование разумом своих собственных оснований, имеющая результатом усовершенствование самого себя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Жизненный путь и философская деятельность……………………………....4
2. «Наукоучение» как теоретическая философия……………………………….9
3. Назначение человека………………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………….…20
Список использованной литературы…………………………………………...22

Вложенные файлы: 1 файл

реферат Т.docx

— 44.44 Кб (Скачать файл)

Земля и небо, время и  пространство, и все границы чувственности  исчезают для меня при этой мысли; как же не исчезнет для меня и  индивид? К нему я не приведу вас  обратно!

Все индивиды заключаются  в Едином великом Единстве чистого  Духа, пусть будет это - то последнее  слово, которым я вверяю себя вашей  памяти; и пусть это будет именно та память обо мне, которой я себя вверяю.

Даже не зная моей системы, невозможно эти мысли считать  за спинозизм, если только, по крайней  мере, пересмотреть ход этого рассуждения  в целом. Единство чистого духа есть для меня недосягаемый идеал, последняя  цель, которая никогда не будет  осуществлена в действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В своем «Наукоучении» И. Фихте отводит большое место проблеме свободы и необходимости, их взаимосвязи, диалектике. Свободу человеческого «Я» он связывает с целеполагающей деятельностью, которая базируется на практическом и теоретическом полагании, на свободе мышления. Он распространяет целеполагание на всю действительность, а не только на сферу нравственности и искусства, как это у И. Канта. Человек, по Фихте, и в природе действует целеполагающе свободно. Свободу он понимает с точки зрения долженствования, выражающего независимость «Я» от внешнего давления необходимости. Свободный человек подчиняется голосу совести. «Создавай сознание твоей самости! Не будь никогда в отношении твоих определений воли в противоречии с самим собой! Ты должен, следовательно можешь!» - подчеркивает И. Фихте. «Человек - разумное существо; именно обладание разумом возвышает его над другими природными существами и дает ему свободу; в деятельности с помощью разума он овладевает любого рода данностью».

В природе, по Фихте, механические причины - только необходимость. В ней  нет еще возможности свободы. Живая природа есть возможность  свободы, но не сама свобода. Только человек  как разумное и духовное существо есть носитель свободы и сама свобода. Поэтому подлинная свобода выражается, во-первых, в воздействии на мир (необходимость) со знанием дела. Он подчиняет себе природу. Во-вторых, «Я присваивает  себе нечто как продукт своей  собственной свободной деятельности и постольку оно полагает себя, по меньшей мере косвенно, как свободное». В-третьих, «Я» становится свободным лишь тогда, когда оно действует сознательно. Наконец, «Я» свободно тогда, когда сама свобода становится необходимостью для познающего и практически действующего субъекта.

Таким образом, И. Фихте в  своем «Наукоучении» создает свою систему философии о всеполагающем «Я», раскрывает и философски осмысливает и деятельностную сторону человеческого «Я», обращая внимание на те проблемы, которые оставались в тени у предыдущих мыслителей.

Центральное место занимает проблема свободы человека. Свобода - априорное моральное самоопределение, проявляется в деятельности человека. Свобода совпадает с абсолютной разумностью. Мы осознаем мир как  реально существующий, и в этом смысле он продукт нашего разума. «Я»  опровергает вещи. И это - основа нашей свободы, как следования долгу, нравственным правилам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Фихте. Назначение человека. Соч.: в 2 т. - т.2. - Спб, 1993. - с.65- 225.

2. Фихте. Наукоучение в его общих чертах. Соч.: в 2 т. - т.2. - Спб, 1993. - с.771-791.

3. Фихте. О достоинстве  человека. Соч.: в 2 т. - т.1. - Спб, 1993. - с.435-443.

4. Фихте. Ясное, как  солнце сообщение широкой публике  о сущности новейшей философии.  Соч.: в 2 т. - т.1. - Спб, 1993. - с.653-669.

5. Булгаков С.Н. Экскурс  о Фихте. Соч. в 2 т. - т.1.,- м., 1993г. - с.490-519.

6. Кузнецов В.Н. Немецкая  классическая философия второй  половины 18-начала 19 века. - М.,1989г. - с.126-160.


Информация о работе Социальная философия